Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008 по делу n А26-4685/2007. Отменить решение полностью и прекратить производство по делу
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 22 января 2008 года Дело №А26-4685/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2008 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Л. П. Загараевой судей Н. И. Протас, В. А. Семиглазова при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ю. В. Пряхиной, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-17165/2007 и 13АП-17285/2007) ООО «Амадеус» и Администрации города Петрозаводска на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.10.2007 г. по делу № А26-4685/2007 (судья А. В. Подкопаев), по иску (заявлению) Прокурора Республики Карелия к 1) Администрации города Петрозаводска, 2) Главе местного самоуправления г. Петрозаводска 3-и лица: 1) Общество с ограниченной ответственностью "Амадеус", 2) Общество с ограниченной ответственностью "Свердлова, 7" о признании недействительным постановления при участии: от истца (заявителя): А. Н. Альбова, удостоверение № 153171; от ответчика (должника): 1) О. В. Крупица, доверенность от 28.12.07 г. № 1-3-16/111; Н. И. Редькина, доверенность от 28.12.07 г. № 1-3-16/109; 2) Н. И. Редькина, доверенность от 28.12.07 г. № 1-3-16/109; от 3-их лиц: 1) А. П. Кулеба, доверенность от 15.01.08 г.; А. Э. Чалкова, доверенность от 15.01.08 г.; 2) С. И. Скляр, доверенность от 10.10.07 г.; установил: Прокурор Республики Карелия (далее – Прокурор, заявитель) обратился в арбитражный суд Республики Карелия в защиту интересов Муниципального образования г. Петрозаводска с заявлением к главе местного самоуправления г. Петрозаводска, Администрации г. Петрозаводска (третьи лица – ООО «Амадеус», ООО «Свердлова,7») о признании недействительным постановления Главы местного самоуправления г. Петрозаводска № 906 от 22.04.05 г. Решением суда первой инстанции от 22.10.07 г. требования удовлетворены. В апелляционных жалобах ООО «Амадеус», Администрация г. Петрозаводска просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке. 22 апреля 2005 года главой самоуправления города Петрозаводска издано постановление № 906 "О предоставлении ООО "Амадеус" в аренду земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома по ул. Свердлова". Согласно постановлению № 906, обществу с ограниченной ответственностью "Амадеус" предоставлен в аренду земельный участок на ул. Свердлова площадью 812 м(2) для строительства многоквартирного жилого дома со встроенными административными помещениями. 19 мая 2005 года между администрацией города Петрозаводска и ООО "Амадеус" заключен договор № 7479 аренды земельного участка, согласно которому администрация города Петрозаводска сдала ООО "Амадеус" в аренду земельный участок общей площадью 812 м(2), расположенный в кадастровом плане 10:01:01 01 17. 16 апреля 2007 года обществу с ограниченной ответственностью "Свердлова, 7" выдано разрешение № 1030100046/07 на строительство 10-квартирного жилого дома со встроенными административными помещениями, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Свердлова. В апреле 2007 года между домами 7 и 17 по ул. Свердлова началась подготовка к строительству жилого дома. Суд первой инстанции установил, что оспариваемое постановление не соответствует нормам Земельного Кодекса Российской Федерации, Градостроительного Кодекса Российской Федерации и Закону Российской Федерации «О средствах массовой информации». Основной довод суда сводится к тому, что орган местного самоуправления при предоставлении ООО «Амадеус» земельного участка для строительства дома не проинформировал жителей расположенных рядом домов о предстоящем строительстве дома. Статьей 40 АПК РФ прокурор отнесен к лицам, участвующим в деле. Правовое положение прокурора обусловлено сущностью и целями его участия в арбитражном судопроизводстве. Полномочия прокурора по обращению в арбитражные суды с заявлениями и исками определены статьей 52 АПК РФ. В соответствии с указанной статьей прокурор может обратиться в арбитражный суд с заявлением или иском только в перечисленных в ней случаях и только с указанными требованиями, то есть указанный в статье перечень исков и заявлений расширительному толкованию не подлежит. В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ. Прокурор согласно части 2 статьи 198 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Обращение в суд с иском или заявлением, в случаях и по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 52 АПК РФ, преследует цель защиты прав и интересов других лиц, поскольку предъявление иска прокурором в защиту чужих интересов обусловлено содержанием его полномочий, установленных статьей 35 Закона «О прокуратуре Российской Федерации». Из текста заявления прокурора Республики Карелия усматривается, что требования заявлены в защиту интересов муниципального образования г. Петрозаводска. Муниципальное образование как субъект возникших правоотношений определено прокурором как население г. Петрозаводска, являющееся составной частью муниципального образования. Между тем, местное (муниципальное) самоуправление в Российской Федерации регламентируется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами. Общие принципы организации системы органов местного самоуправления в соответствии с пунктом «н» статьи 72 части 1 Конституции РФ относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов и регламентируются федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.03 г. № 131-ФЗ (переходный период и вступление в силу Закона, за исключением установленных Законом иных сроков, с 1 января 2009 г.). Указанный Закон определяет муниципальное образование как городское поселение, сельское, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Из анализа указанного положения следует, что понятие муниципального образования основано не на признаках народонаселения, а построено по территориальному признаку. Таким образом, требования заявлены прокурором в защиту интересов физических лиц – жителей домов, расположенных рядом со строящимся жилым домом, при осуществлении народовластия. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане). Таким образом, закон допускает заявление в арбитражный суд требований в защиту интересов физических лиц по спорам, не связанным с предпринимательской деятельностью. Перечень подведомственных арбитражному суду дел, которые являются исключением из общего правила, установленного статьей 27 АПК РФ, установлен статьей 33 АПК РФ. Заявления о признании ненормативных актов недействительными указанным перечнем к специальной подведомственности дел арбитражным судам не отнесены. При определении подведомственности спора арбитражному суду необходимо исходить из двух основных критериев: из характера правоотношений, возникших между сторонами, и из субъектного состава сторон. Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и спорам, связанным с предпринимательской деятельностью. Как усматривается из заявления прокурора, в качестве заинтересованных лиц указаны глава муниципального образования г. Петрозаводска и Администрация г. Петрозаводска. Каких-либо материально-правовых требований к Администрации г. Петрозаводска не заявлено вообще. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования (далее – МО) и наделяется уставом МО полномочиями по решению вопросов местного значения, представляет МО в отношениях с органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования, издает в пределах своих полномочий правовые акты. Исходя из понятия муниципального образования, данного Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прокурор в своем заявлении не определил, какие же отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности возникли между муниципальным образованием, как выражением власти народа, являющимся одной из основ конституционного строя Российской Федерации, в процессе практической, повседневной реализации управленческих общественных отношений, и главой муниципального образования – высшим должностным лицом этого муниципального образования. По мнению суда апелляционной инстанции, в данном случае отсутствует предмет спора между сторонами, что влечет прекращение производства по делу. Кроме того, предмет отрасли муниципального права, а равно идентичный по содержанию объект муниципального права – это управленческие отношения, регулируемые нормами муниципального права, возникающие между публично-властными органами местного самоуправления и безвластными физическими и юридическими лицами по вопросам местного значения в объеме компетенции органов местного самоуправления. Таким образом, предмет спора между сторонами не только отсутствует, но и стороны спора совпали в одном лице. Фактически прокурором заявлены требования в защиту интересов граждан в процессе осуществления управленческих отношений в сфере местного самоуправления. Участниками муниципально-правовых отношений выступают с одной стороны уполномоченное должностное лицо МО, с другой – физические и юридические лица, проживающие или осуществляющие свою деятельность на основании местных норм права и законодательства в целом. Ссылка на нарушение в данном случае норм Градостроительного и Земельного Кодекса Российской Федерации не имеет правового значения для определения характера правоотношений, возникших между сторонами спора. Общественные отношения, возникающие между гражданами, юридическими лицами, гражданами и органом местного самоуправления и их должностными лицами на территории местного самоуправления, регламентируются различными нормами – конституционного, гражданского, административного, уголовного и нормами других отраслей права. Муниципальное право как комплексная отрасль права в своей совокупности правовых норм, регулирующих ее специфические отношения в деятельности местного самоуправления, использует правовые нормы других отраслей права. Однако их использование ни во всех случаях приводит к возникновению правоотношений в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности. Таким образом, суд апелляционной инстанции находит, что требования не подведомственны арбитражному суду по характеру возникших правоотношений и производство по делу подлежит прекращению. Прокурор при заявлении спора в порядке пункта 3 статьи 27 АПК РФ не указал федеральный закон, согласно которому указанный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде. На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, пунктом 1 статьи 150, 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение арбитражного суда Республики Карелия от 22.10.07 г. по делу № А26-4685/07 отменить. Производство по делу прекратить. Выдать ООО «Амадеус» и Администрации г. Петрозаводска справки на возврат госпошлины из федерального бюджета по 1000 руб. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Л.П. Загараева Судьи
Н.И. Протас
В.А. Семиглазов
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2008 по делу n А26-3122/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|