Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2008 по делу n А56-48119/2007. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 15 февраля 2008 года Дело №А56-48119/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2008 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Л.С. Копыловой судей Е.В.Жиляевой, Е.К.Зайцевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Д.Семеновой рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-904/2008) Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2007г. по делу № А56-48119/2007(судья Л.В.Виноградова), принятое по иску Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере к ООО "ИНФРАТЭМ" о взыскании 750.000 руб. 00 коп. при участии: от истца: не явился от ответчика: Петрова А.А., Писаревского М.С. установил: Истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании в пользу Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере с ООО «ИНФРАТЭМ» за невыполненные работы 750.000 руб. 00 коп. для перечисления в доход федерального бюджета в установленном порядке. Одновременно заявлено об освобождении от уплаты государственной пошлины со ссылкой на подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, нормы бюджетного законодательства и судебную практику. Определением от 03.12.2007г. арбитражный суд первой инстанции возвратил исковое заявление со ссылкой на отклонение ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины. Истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит определение отменить, принять по делу новый судебный акт и освободить истца от уплаты государственной пошлины в целом по делу. Податель апелляционной жалобы ссылается на данные статистического учета, характер финансирования, порядок создания Фонда, относя себя к государственным органам, выполняющим функции государственного управления. При этом указывает на статьи 70, 72, 152, 158 Бюджетного кодекса РФ, отмечает, что взыскание заявлено на основании государственного контракта и денежные средства будут перечислены в федеральный бюджет. Ответчик, оставив процессуальный вопрос на усмотрение суда, отметил, что ни искового заявления, ни апелляционной жалобы не получал. Пояснил, что между сторонами ведутся переговоры и возможно урегулирование правоотношений. Исследовав доводы подателя апелляционной жалобы, позицию ответчика в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает определение подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм процессуального права. При этом доводы подателя апелляционной жалобы в части отнесения ее подателя к льготной категории, указание на которую содержится в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, не приняты апелляционным судом с учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда РФ в пунктах 1, 4 Информационного Письма № 117 от 13.03.2007г. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее – Фонд) обратился в арбитражный суд с иском от собственного имени о взыскании с ООО «ИНФРАТЭМ» в свою пользу 750.000 руб. 00 коп. по государственному контракту № 2565р/4968 от 23.07.2004г., ссылаясь на статьи 307, 309, 773, 777 Гражданского кодекса РФ. В просительной части искового заявления Фонд привел обоснование применения подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ об освобождении от уплаты государственной пошлины. Суд первой инстанции рассмотрел указанное заявление в порядке абзаца 2 пункта 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса РФ как ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины. Вместе с тем по правилам части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ процессуальная аналогия в данном случае не применима. В соответствии с частью 4 статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд исходя из имущественного положения лица, участвующего в деле, вправе отсрочить или рассрочить уплату им государственной пошлины либо уменьшить ее размер. Указанное действие производно от волеизъявления лица, обратившегося в суд. В материалах дела, поступивших в суд первой инстанции с исковым заявлением Фонда, отсутствовало ходатайство истца об отсрочке уплаты государственной пошлины. Таким образом суд первой инстанции принял процессуальное решение вне предусмотренной законом процедуры. Позиция Фонда носила заявительный характер и исходила из права истца на льготу. В соответствии со статьей 105 Арбитражного процессуального кодекса РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов. Согласно позиции, высказанной Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Информационном Письме от 25.05.2005г. № 91, при применении подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ арбитражным судам следует учитывать, что согласно части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ к упомянутым органам относятся органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено федеральным законом. Из закона не следует, что истец обратился в суд с иском в защиту государственных и (или) общественных интересов. В данном случае исковые требования основаны на гражданско-правовой сделке, заключенной на основании Решения Жюри программы «СТАРТ» и Конкурсной Комиссии Фонда для реализации 1-го этапа проекта № 4968, в которой фонд выступает как самостоятельное лицо. Участие в гражданско-правовых отношениях в качестве стороны не противоречит правоспособности Фонда, созданного согласно Постановлению Правительства от 03.02.1994г. № 65 в целях государственной поддержки развития инновационной деятельности в научно-технической сфере. Как следует из Положения, утвержденного указанным Постановлением Правительства, Фонд является государственной некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность совместно с Министерством науки и технической политики РФ и Фондом поддержки предпринимательства и развития конкуренции Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических новых экономических структур в рамках единой программы поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. По возложенным задачам и предоставленным правам, содержащимся в пунктах 5, 6 Положения, Фонду не предоставлено право выступать от имени Российской Федерации в суде, согласно части 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ. Сведения о наличии специального поручения выступать от имени РФ, соответствующего порядку, предусмотренному Федеральными законами, Указами Президента и Постановлениями Правительства РФ, согласно части 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ, судам первой и апелляционной инстанции представлено не было. Факт направления Фонду в 2005, 2006г.г реестра распорядителей и получателей средств федерального бюджета не является подтверждающим полномочия по части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статье 125 Гражданского кодекса РФ, исходя из учетных целей его создания для обеспечения кассового исполнения федерального бюджета согласно пункту 1.3 Порядка ведения Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ т 04.07.2005г. № 83н. Характер финансирования работ по договору и предоставленные документы об открытии и операциях по лицевым счетам в казначействе определяют Фонд как получателя бюджетных средств, согласно нормам статей 162, 163 Бюджетного кодекса РФ, и не изменяют его статуса юридического лица, действующего в соответствии со статьей 118 Гражданского кодекса РФ. Довод о последующем перечислении денежных средств в бюджет относится к контролируемой деятельности Фонда по расходованию бюджетных средств, и правоопределяющего значения не имеет в силу договора, заявленного в иске, в котором подобного условия не содержится, и пункта 8 Положения о Фонде, по которому не использованные в отчетном году бюджетные средства Фонда изъятию не подлежат. Перечень федеральных органов исполнительной власти определен Указом Президента РФ от 09.03.2004г. № 314 в редакции от 24.09.2007г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Фонд не входит в этот перечень. В постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.05.2006г. по делу № А521-4387/05-С1 суд кассационной инстанции указал, что льгота по уплате государственной пошлины предоставляется органам государственной власти, которым право на обращение в суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом. Само по себе наличие у лица, обратившегося в суд, статуса государственного учреждения не является основанием для освобождения его от уплаты государственной пошлины. Подобное толкование норм материального и процессуального права дано в Постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.05.2006г. по делу № 12-32683/05-С44 и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.10.2007г. по делу № А21-693/07. В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины. Признав отсутствующим документ, подтверждающий право на льготу по уплате государственной пошлины, арбитражный суд должен был оставить исковое заявление без движения, согласно части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Возвратив исковое заявление, арбитражный суд первой инстанции ограничил право истца на устранение обстоятельства, препятствовавшего принятию искового заявления к производству. На основании изложенного и руководствуясь статьями 268, 272 ч. 4 п. 2, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Определение арбитражного суда первой инстанции от 03.12.2007г. отменить. Направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Л.С. Копылова
Судьи Е.В. Жиляева
Е.К. Зайцева
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2008 по делу n А21-7847/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|