Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 по делу n А56-31507/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 22 февраля 2008 года Дело №А56-31507/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2008 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Л.В.Зотеевой судей Г.В.Борисовой, Л.А.Шульги при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1217/2008) ООО «Генеральная продовольственная корпорация «Рубеж» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2007 года по делу № А56-31507/2007 (судья Синицына Е.В.), по иску (заявлению) ООО "Генеральная продовольственная корпорация "Рубеж", к Управлению уполномоченного Минэкономразвития России по Северо-Западному району 3-е лицо Министерство экономического развития и торговли РФ о признании незаконным бездействия при участии: от истца (заявителя): предст. Ткач Д.А. – доверенность от 24.10.2007 года, предст. Жилинский Е.С. – доверенность от 10.07.2007 года, предст. Чупрыгин С.В. –доверенность от 01.10.2007 года от ответчика (должника): не явился (извещен) от 3-го лица: не явился (извещен) установил: Общество с ограниченной ответственностью «Генеральная продовольственная корпорация «Рубеж» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления уполномоченного Минэкономразвития России по Северо-Западному району (далее – Управление), выразившегося в непереоформлении лицензий на импорт говядины общим весом 11151015 кг и обязании Управление переоформить лицензии на импорт говядины общим весом 11151015 кг на категорию «Другие страны», а именно: лицензии №ЛР2470701003611 от 24.08.2007 (квота ЕС) на 8 832 606 кг и лицензии №ЛР2470701002029 от 07.06.2007 (квота США) на 2 318 409 кг В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечено Министерство экономического развития и торговли. Решением суда от 20.12.2007 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме. В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 20.12.2007 отменить и принять новое решение об удовлетворении требований заявителя. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции неправильно применил положения пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 733 «О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы». Общество считает, что результат проведения консультаций с государством-поставщиком, в отношении которого введен запрет на ввоз мясопродукции, не может влиять на право импортера на переоформление лицензий на ввоз этого же товара из любого другого государства – поставщика в том же количестве вне зависимости от объема квоты, установленного для этого государства, в случае введения таких запретов или ограничений. Также заявитель полагает, что суд в нарушение части 6 статьи 13 АПК РФ, не применил аналогию закона, регулирующего сходные правоотношения, а именно, положения пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 165-ФЗ от 08.12.2003 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представители Управления и третьего лица – Министерства экономического развития и торговли РФ (далее – МЭРТ РФ), извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. От Управления поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства по причине болезни юриста. Однако, учитывая, что доказательств в обоснование заявленного ходатайства Управление не представило, оно оставлено судом без удовлетворения. В поступившем в суд письменном отзыве на жалобу, Управление просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, считает вынесенное судом первой инстанции решение законным и обоснованным. Жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без участия представителей ответчика и третьего лица в порядке, установленном статьями 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, на основании распределения квот на импорт говядины из стран Европейского союза и США на 2007 год Обществу были оформлены лицензии № ЛР 2470701003611 от 24.08.2007 (квота ЕС) на 39 431 279 кг говядины и № ЛР 2470701002029 от 07.06.2007 (квота США) на 2 318 409 кг говядины. В связи с введением Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору частичных запретов на ввоз говядины из государств - членов Европейского союза и полного запрета на ввоз этого товара из США (письмо от 24.12.2003 № 13-8-01/10500, лист дела 35) Общество обратилось в Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности с заявлением от 24.08.2007 о переоформлении лицензий на импорт говядины на категорию «Другие страны» (т.1, лист дела 8). С аналогичным заявлением Общество обратилось в Управление Уполномоченного Минэкономразвития России по Северо-Западному району (письмо от 21.08.2006, лист дела 91). Управление переоформило Обществу лицензии на импорт говядины в объеме 77,6% от общей выделенной квоты на страны ЕС. На остальные 22,4% квоты ЕС (8 832 606 кг) и квоту США (2 318 409 кг) лицензии не переоформлялись. Посчитав бездействие Управления незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением. Исследовав и оценив материалы дела, выслушав доводы заявителя, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего. Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 № 732 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы» выдачу лицензий на ввоз мясопродуктов, в том числе свинины свежей, охлажденной или мороженой осуществляет Минэкономразвития РФ. В соответствии с пунктами 3, 8 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 № 364 переоформление лицензий осуществляется Минэкономразвития РФ через свои территориальные органы. Управления уполномоченных Минэкономразвития РФ в регионах и субъектах Российской Федерации являются полномочными представителями Минэкономразвития РФ на территории Российской Федерации и осуществляют свою деятельность под руководством Министерства во взаимодействии с подразделениями его центрального аппарата в силу пунктов 1, 6 Положения об управлениях уполномоченных Минэкономразвития РФ в регионах и субъектах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства от 22.11.2001 № 466. Согласно подпункту 18 пункта 13 указанного Положения Управления оформляют и выдают лицензии на осуществление операций по экспорту и/или импорту в случаях, предусмотренных законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными актами Министерства. Таким образом, непосредственное оформление и переоформление лицензий Управление осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, однако под непосредственным руководством и с учетом положений, закрепленных в нормативных актах Минэкономразвития РФ. В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 № 733 «О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах» в случае введения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору полного или частичного запрета на ввоз говядины (свежей, охлажденной или мороженой) из какого-либо государства-поставщика (союза государств) по причине неблагоприятной эпизоотической обстановки, а также в случае продолжения действия более 3 месяцев в году ранее введенных государством-поставщиком (союзом государств) ограничений на экспорт и (или) отсутствия необходимого количества товара на рынках государства-поставщика (союза государств) участник внешнеэкономической деятельности, имеющий лицензию на ввоз указанного товара из этого государства-поставщика (союза государств), имеет право после проведения консультаций с этим государством-поставщиком (союзом государств) переоформить ее на лицензию на ввоз этого же товара из любого другого государства-поставщика (союза государств) в том же количестве вне зависимости от общего объема квоты, установленной для этого государства-поставщика (союза государств). Исходя из смысла положений, закрепленных в пункте 3 этого же постановления, полномочия по проведению консультаций с государствами-поставщиками с целью определения возможности поставки квотируемых объемов мясопродукции или переоформления квот на другие государства – поставщики предоставлены исключительно Минэкономразвития РФ и Россельхознадзору РФ. Управления уполномоченных в регионах такими полномочиями не наделены. Как следует из материалов дела, Минэкономразвития РФ письмом от 31.07.2007 № Д12-3712 «О перераспределении квоты ЕС на другие страны» довело до сведения Уполномоченных МЭРТ в регионах, что в связи с введением Россельхознадзором частичных запретов на ввоз говядины из государств – членов Европейского союза, российской стороной достигнута договоренность в ходе консультаций с КЕС об использовании 270 тысяч тонн (77,6%) из объема говядины мороженой, установленного для ЕС на 2007 год, для ввоза этого же товара из третьих стран. Этим же письмом Министерство разрешило уполномоченным в регионах приступить к переоформлению лицензий в указанном объеме на основании постановления Правительства РФ от 05.12.2005 № 733 и в соответствии с распоряжением МЭРТ РФ от 09.02.2006 № 3Р-ВС. На основании вышеуказанного письма Управление аннулировало ранее выданные Обществу лицензии на импорт говядины из ЕС и выдало лицензии на импорт говядины из третьих стран в счет квоты ЕС на 2007 год в объеме, составляющем 77,6% от квоты общества на импорт говядины из ЕС, что не оспаривается Обществом. Ввиду отсутствия договоренностей на перераспределение оставшейся части квоты на импорт говядины из стран ЕС (22,4%) и США, и отсутствия соответствующих указаний со стороны Минэкономразвития РФ, лицензии на данную часть квот Управлением правомерно не переоформлялись. Доводы Общества о неправомерном применении судом при разрешении спора ненормативных правовых актов Минэкономразвития РФ по причине того, что они являются нижестоящими актами по отношению к постановлению Правительства РФ от 05.12.2005 № 733, которым не предусмотрено такое основание для переоформления лицензий как получение информации от Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела, отклоняются апелляционным судом. Распоряжение Минэкономразвития РФ от 09.02.2006 № 3Р-ВС, устанавливающее порядок переоформления лицензий Управлениями, принято в целях организации выполнения постановления Правительства РФ от 05.12.2005 № 733. Пункт 2 распоряжения Минэкономразвития РФ от 09.02.2006 № 3Р-ВС, в котором установлено, что Уполномоченные Минэкономразвития РФ в регионах должны осуществлять переоформление лицензий участникам внешнеэкономической деятельности после получения информации Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела о порядке переоформления в случае введения полного или частичного запрета на ввоз говядины, свинины и мяса домашней птицы из какого-либо государства-поставщика (союза государств) по причине неблагоприятной эпизоотической обстановки, также не противоречит положениям постановления Правительства № 733. Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность Управления по переоформлению лицензий на ввоз мясопродуктов, также как и право Общества на такое переоформление, возникают исключительно после проведения Минэкономразвития РФ консультаций с государствами-поставщиками (союзами государств) по определению возможности поставок квотируемых объемов мясопродуктов или переоформления квот на другие государства-поставщики (союзы государств). Без проведения таких консультаций и получения соответствующих указаний от Минэкономразвития переоформление лицензий невозможно. Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии у Управления правовых оснований для переоформления лицензий на оставшуюся часть квоты ЕС и США является правильным. Доводы подателя жалобы о том, что в нарушение части 6 статьи 13 АПК РФ, суд не применил аналогию закона, регулирующего сходные правоотношения, а именно, положения пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 165-ФЗ от 08.12.2003 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», также нельзя признать обоснованными, так как указанная правовая норма регулирует отношения по распределению квоты между иностранными государствами, а не между российскими участниками ВЭД. Федеральный закон № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», во исполнение которого Правительством РФ были приняты постановления № 732 и № 733, определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации. В то же время, ФЗ № 165-ФЗ устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров, и регулирует иные правоотношения, возникающие в связи с расследованиями, которые предшествуют введению перечисленных специальных мер. Требования заявителя об обязании Управление переоформить лицензии на импорт говядины общим весом 11 151 015 кг на категорию «Другие страны» также противоречат положениям и нормам действующего законодательства. В силу подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании в сфере внешнеторговой деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 № 364 срок действия разовых лицензий не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года. Из анализа данной правовой нормы следует вывод о том, что выделенная на конкретный календарный год квота на импорт товара не может быть перенесена на следующий год, даже в случае невозможности ее реализации по независящим от лицензиата причинам. Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал Общесту в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального и процессуального права судом первой инстанции не нарушены, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется. Государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежит оставлению на заявителе. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2007 года по делу №А56-31507/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Генеральная продовольственная корпорация «Рубеж» - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Л.В. Зотеева Судьи Г.В. Борисова Л.А. Шульга
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 по делу n А56-16548/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|