Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу n А56-67965/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 апреля 2013 года

Дело №А56-67965/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     25 марта 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  02 апреля 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Есиповой О.И.

судей  Борисовой Г.В., Шульги Л.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляевой Ю.А.

при участии в заседании: 

от заявителя: Звонков А.А. – по доверенности от 20.12.2012, Якымчук А.И. - руководитель по протоколу от 21.02.2013 № 01/2013

от заинтересованного лица: Любутина В.А. – по доверенности от 14.01.2013 № 01-14-55/13-00

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-2653/2013) открытого акционерного общества «Бавария» на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2012 по делу № А56-67965/2012 (судья Синицына Е.В.), принятое

по заявлению ОАО «Бавария», место нахождения: 197110, г. Санкт-Петербург, пр-кт Петровский, д. 9, ОГРН 1027806857110

к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга

об оспаривании постановления и решения

 

установил:

открытое акционерное общество «Бавария», 197110, г. Санкт-Петербург, пр-кт Петровский, д. 9, ОГРН 1027806857110, (далее – заявитель, Общество, ОАО «Бавария») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Комитет, административный орган) от 23.10.2012 № 49/1-12 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 рублей, и решения от 01.11.2012 по жалобе на постановление Комитета от 23.10.2012.

Решением от 21.12.2012 суд отказал Обществу в удовлетворении заявления.

Не согласившись с принятым решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения,  просит решение от 21.12.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представили в материалы дела пояснения к апелляционной жалобе, представитель Комитета позицию заявителя не признал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, согласно которому просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу Общества – без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в соответствии с действующими договорами на оказание услуг по теплоснабжению в 2012 году Общество через присоединенную сеть предоставляло абонентам тепловую энергию в паре для обеспечения теплоснабжения соответствующих зданий, а абоненты оплачивали потребленную тепловую энергию.

В соответствии с представленными документами (счета-фактуры, платежные поручения, двухсторонние акты) расчеты за отпущенную тепловую энергию в 2012 году производились сторонами договоров по тарифу 578 рублей (без учета НДС) за 1 Гкал. на основании распоряжения Комитета от 20.12.2011 № 500-р «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей, расположенных на территории Санкт-Петербурга, получающих тепловую энергию от теплоснабжающих организаций, на 2012 год», утратившего силу с 28.02.2012.

Установив, что с марта 2012 Общество не обращалось в Комитет с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию и (или) на услуги по передаче тепловой энергии в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и иными федеральными нормативными правовыми актами, в связи с чем государственное регулирование тарифов на тепловую энергию в отношении заявителя Комитетом не осуществлялось, и усмотрев в действиях Общества признаки правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, 09.10.2012 Комитетом составлен протокол об административном правонарушении №49/1-12.

Постановлением Комитета от 23.10.2012 № 49/1-12 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в Комитет с жалобой (вх. От 26.10.2012 № 01-14-002590/12-0-0), которая решением от 01.11.2012 оставлена без удовлетворения.

Полагая постановление и решение Комитета незаконными, Общество оспорило их в арбитражном суде.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности Комитетом состава административного правонарушения в действиях Общества и отсутствия существенных процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности, обстоятельств, позволяющих квалифицировать, совершенное заявителем, правонарушение в качестве малозначительного не установил.

Проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.

Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

В соответствии со статьями 5, 7 и 8 Закона № 190-ФЗ тарифы в сфере теплоснабжения подлежат государственному регулированию и устанавливаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346 утверждено Положением о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, согласно которому уполномоченным на установление соответствующих тарифов исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга является Комитет.

До 29.02.2012 теплоснабжающими организациями, владеющими на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и тепловыми сетями, за исключением теплоснабжающих организаций, в отношении которых установлены тарифы на тепловую энергию соответствующими распоряжениями Комитета, возможно было применение тарифов, установленных распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2011 № 500-р «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей, расположенных на территории Санкт-Петербурга, получающих тепловую энергию от теплоснабжающих организаций, на 2012 год».

В целях приведения нормативных правовых актов Комитета в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства, распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.01.2012 № 14-р (вступившим в силу со дня официального опубликования - 29.02.2012) распоряжение от 20.12.2011 № 500-р признано утратившим силу.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на Общество возложена обязанность по подаче тепловой энергии потребителям, в том числе ООО «ОМЕГА».

Из материалов дела также усматривается и заявителем не оспаривается, что два последних месяца (март и апрель 2012 года) отопительного сезона 2011-2012 Общество поставляло потребителю тепловую энергию, по тарифам, которые Комитетом отменены, что в свою очередь свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КОАП РФ.

Судом первой инстанции правомерно отклонены ссылки заявителя на нарушение административным органом положений части 2 статьи 10 Закона № 190-ФЗ, предусматривающих введение тарифов на срок не менее одного года, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации, поскольку согласно пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 26.02.2004 № 109, данное ограничение как и требование о введении тарифов с начала очередного года, на решения регулирующих органов, направленных на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством РФ, не распространяется.

Доводы заявителя о нарушении административным органом части 4 статьи 11 Закона № 190-ФЗ также обосновано не приняты Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области ввиду того, что заявитель в установленном порядке не определен как единая теплоснабжающая организация (часть 28 статьи 2 Закона №190-ФЗ).

Вместе с тем, пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, распоряжение Комитета от 20.12.2011 № 500-р признано утратившим силу распоряжением от 27.01.2012 № 14-р (вступившим в силу со дня официального опубликования - 29.02.2012), следовательно, ранее 29.02.2012 Общество не могло иметь информации об изменении нормативной базы в сфере теплоснабжения.

Информационным письмом  от 30.01.2012 № 01-14-208/12-00  Комитет по тарифам  Санкт-Петербурга сообщил  о признании утратившим силу  распоряжения  Комитета от 20.12.2011 N 500-р  и разъяснил порядок  установления тарифов на тепловую энергию для потребителей на территории Санкт-Петербурга.

Согласно разъяснению всем организациям, деятельность которых подлежит государственному регулированию, следует обратиться в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга с заявлением об открытии дела об установлении тарифов на регулируемый вид деятельности в области теплоснабжения, представив в составе расчетных и обосновывающих материалов для установления тарифов организации на 2012 год программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Вышеназванные распоряжение  и информационное письмо Комитета по тарифам было опубликовано в  издании «Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга»  № 2,  29.02.2012,  тираж которого, со слов заявителя,  незначителен (около 500 экземпляров) и пользуется спросом среди юридических лиц, регулируемые виды деятельности для которых являются основными, ОАО «Бавария»  к таковым не относится.

Указанное утверждение представителем Комитета по тарифам не опровергнуто, в печатных средствах массовой информации  распоряжение  опубликовано  не было.

Как пояснил представитель Общества,  об отмене распоряжения Комитета  от 20.01.2011 № 500-р стало известно случайно по радио не в день опубликования, а значительно позже.

В соответствии с пунктом 7 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 26.02.2004 № 109 и подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям в спорный период, установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Если изменение тарифов и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, то дело об установлении тарифов и (или) их предельных уровней не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими органами регулирования. Органы регулирования определяют срок представления материалов, который не может быть менее 1 недели с даты поступления запроса в организацию.

При этом согласно пункту 1.7 Административного регламента Комитета по тарифам Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции «Контроль за осуществляемой гарантирующими поставщиками деятельностью по обеспечению надежного энергоснабжения населения», утвержденного распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 01.07.2011 № 122-р, срок проведения анализа представленных гарантирующими поставщиками документов составляет 30 календарных дней.

При таких обстоятельствах, учитывая  опубликование распоряжения Комитета от 27.01.2012 № 14-р и информационного письма от 30.01.2012 № 01-14-208/12-00  разъясняющего порядок установления тарифов в Санкт-Петербурге лишь 29.02.2012,  недостаточную информированность  о принятом Комитетом по тарифам решении, затрагивающем права  значительного  числа хозяйствующих субъектов в сфере теплоснабжения,  недостаточность (отсутствие) срока для сбора необходимых сведений  и разработки программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для установления тарифов на теплоснабжение за март – апрель 2012, а также отсутствие у заявителя в рассматриваемом случае возможности приостановления поставки тепловой энергии абонентам, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии у Общества реальной возможности для применения в период с марта по апрель 2012 года тарифа, согласованного с административным органом в установленном законом порядке, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует об отсутствии вины заявителя в совершенном административном правонарушении, то есть об отсутствии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Поскольку решение председателя Комитета  по тарифам Санкт-Петербурга 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу n А56-63125/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также