Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2008 по делу n А42-5755/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 04 апреля 2008 года Дело №А42-5755/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2008 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Баркановой Я.В. судей Сериковой И.А., Тимухиной И.А. при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Марченковой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2169/2008) ООО "Региональное страхование" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.01.2008 по делу № А42-5755/2007 (судья М.В. Торба), принятое по иску ООО "Региональное страхование" к ООО "Норд-Кап" о взыскании 1 281 656 руб., при участии: от истца: Милютин С.Ю., доверенность от 10.09.2007 от ответчика: не явился, извещен установил: Общество с ограниченной ответственностью «Региональное страхование» (далее – Истец, Страховщик) обратилось с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Норд-Кап» (далее – Ответчик, Общество) о взыскании в порядке суброгации 1 281 656 руб., выплаченных Истцом в качестве страхового возмещения Компании «Maskall Trading Inc.» (далее – Компания). Решением Арбитражного суда Мурманской области от 14.01.2008 в удовлетворении иска отказано. В апелляционной жалобе Истец просит решение арбитражного суда отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на то, что ответственность Общества основана на заключенном с Компанией договоре. Факт повреждения груза подтвержден сюрвейерским отчетом, не исключившим вину Общества в повреждении груза. По условиям заключенного между Ответчиком и Компанией договора Истец считает Общество ответственным за несоответствие состояния судна требованиям, обеспечивающим сохранность груза при перевозке. В судебном заседании апелляционного суда представитель Истца доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель Ответчика в судебное заседание апелляционного суда не явился, дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела и заслушав мнение представителя Истца, апелляционный суд установил следующее. 01 февраля 2005 года между Обществом в качестве судовладельца и Компанией в качестве фрахтователя заключен договор № 1 субтайм - чартер, согласно которому судовладелец сдает, а фрахтователь арендует судно М-1031 «Свирь» на период с 01.03.2005 до 05.02.2007г. В ноябре 2006 года в рефрижераторные трюмы судна была погружена рыба с условием перевозки по маршруту Баренцево море – порт Марин (Испания). 14 декабря 2006 года по прибытии в порт Марин (Испания) после вскрытия трюмов было обнаружено, что часть груза, перевозимого в трюме № 2, была повреждена в результате подмочки водой нижних штабельных рядов упаковок с рыбой, с дефростацией последней. Представителями сюрвейерской компании «Sircai Vigo, S.L.» было произведено обследование состояния груза, по результатам которого было составлено заключение о размере ущерба и возможных причин его возникновения. Как следует из заключения, общее количество поврежденной рыбы составило 19470 кг (из них треска замороженная 2+ - 1110 кг, треска замороженная 1+ - 18360 кг). По мнению сюрвейера, попадание воды происходило со стороны правового борта корпуса судна, так как в кормовой части у правого борта все ящики имели вкрапления прессованной пробки, используемой в качестве изоляционного материала. В обоснование иска Истец ссылается на то, что 27.11.2006 заключил с Компанией договор № 10DV/0260011 страхования грузов. По указанному договору была застрахована, принадлежащая Компании замороженная рыба в упаковке. Страховая сумма составила 1 234 255,57 долларов США. В результате повреждения груза в процессе перевозки Истец 28.02.2007 платежным поручением № 1 выплатил Компании страховое возмещение в размере 50230,67 долларов США. Настоящий иск заявлен Истцом в соответствии со статьями 965 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке суброгации. По мнению апелляционного суда, арбитражный суд первой инстанции правомерно отказал Истцу в удовлетворении иска ввиду следующего. В соответствии со статьей 3 части II субтайм - чартера в обязанности Ответчика входило приведение судна в мореходное состояние к моменту его передачи Компании. При этом в силу статьи 12 части II субтайм – чартера ответственность судовладельца могла наступить только за задержки в сдаче судна и за задержки во время действия настоящего чартера, а также за потери или повреждения грузов на борту судна, если таковые задержки или потери были вызваны недостаточным старанием со стороны судовладельца в том, чтобы сделать судно мореходным и подготовленным к рейсу. Передача судна оформлялась сторонами приемо-сдаточным актом от 28.02.2005. При этом судно М-1031 «Свирь» было передано Компании без каких-либо задержек в его сдаче и в мореходном состоянии, что подтверждается также отчетом сюрвейера от 28.02.2005. В соответствии со статьей 4 части II субтайм – чартера Компания обязана обеспечивать погрузку, тримминг, укладку, выгрузку, счет и сдачу грузов. При этом в силу статьи 9 части II субтайм – чартера Общество не несет ответственности за недостачу, смешение груза, маркировку, число мест, тарированных грузов, а также за повреждение груза или по искам, вызванным плохой укладкой или иными причинами. При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Ответчик не является лицом, ответственным за повреждения, причиненные грузу на борту судна в период его эксплуатации Компанией. Апелляционный суд не может согласиться с доводом Истца о том, что фактические отношения между Ответчиком и Компанией свидетельствуют о наличии между ними договора морской перевозки, по которому Ответчик является перевозчиком. Договоры перевозки и аренды транспортного средства с экипажем различно регулируются гражданским законодательством, в том числе как Гражданским кодексом Российской Федерации, так и Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации. В соответствии со статьями 632 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. При этом согласно статье 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору фрахтования судна на время (тайм - чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. В Гражданском кодексе Российской Федерации и Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации обеспечивается четкое дифференцированное регулирование чартера как вида договора морской перевозки с условием предоставления для перевозки груза всего судна, его части или определенных судовых помещений (п.2 ст. 115 КТМ РФ) и договора фрахтования судна на время (тайм - чартера) с экипажем (ст. 198 КТМ РФ). Поскольку Истцом не подтвержден факт принятия Ответчиком к перевозке от Компании определенного количества мест груза, договором не установлены наименование груза, срок и место его доставки, а из материалов дела следует, что Компании было передано на время само судно и услуги экипажа, апелляционный суд считает, что между сторонами был заключен договор субтайм - чартера, не являющийся договором на перевозку груза. Ответственность Ответчика по договору субтайм – чартера предусмотрена исключительно условиями последнего и отличается от объема ответственности перевозчика. Апелляционным судом не принимается довод Истца о том, что повреждение груза связано с ненадлежащим исполнением Ответчиком обязанности по поддержанию судна в мореходном состоянии. В материалах дела отсутствуют допустимые доказательства того, что порча рыбопродукции связана с дефектами судна, а не была вызвана действиями (или бездействием) со стороны Компании. Указанная в сюрвейерском отчете причина ущерба не позволяет определить лицо, виновное в порче груза. Арбитражным судом первой инстанции правомерно указано на то, что в момент передачи судна в аренду Компании последнее находилось в мореходном состоянии, что подтверждается актом приемки-передачи судна от 28.02.2005. Доказательств уклонения Ответчика от ремонта судна в случае возникновения в этом необходимости, а также доказательств обращения Компании к Ответчику об устранении дефектов судна Истцом не представлено. При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.01.2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Я.В. Барканова
Судьи И.А. Серикова
И.А. Тимухина
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2008 по делу n А56-578/2008. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|