Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 по делу n А56-13308/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

10 апреля 2008 года

Дело №А56-13308/2007

Резолютивная часть постановления объявлена     03 апреля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  10 апреля 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Баркановой Я.В.

судей  Желтянникова В.И., Сериковой И.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Васюковой В.И.

рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-948/2008)  ОАО «Спутник» на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-13308/2007 (судья Агеева М.А.) , принятое

по заявлению ОАО "Спутник"

заинтересованное лицо:  Леноблкомимущество

о признании незаконным отказа в приватизации

при участии: 

от истца: Васильев Ю.М., доверенность от 27.12.2007г.

от ответчика: Яковлев Д.Ф., доверенность от 29.06.2007г №110, Шишокина С.А., доверенность от 24.01.2008г.

установил:

 

ОАО «Спутник» (далее – Заявитель) обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании незаконным отказа Леноблкомимущества в приватизации ОАО «Спутник» принадлежащего последнему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью 3787 га, кадастровый номер 47:07:00-00-000:0154, находящегося по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, п/о Рахья, д. Лепсари, с требованием обязать Леноблкоимущество принять решение о предоставлении ОАО «Спутник» в собственность названного земельного участка, направить в адрес заявителя копию указанного решения с приложением проекта границ земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его в адрес ОАО «Спутник» с предложением о заключении соответствующего договора.

Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.07 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Заявитель просит решение суда от 14.12.07 г. отменить, удовлетворить требования, изложенные в заявлении, ссылаясь на наличие права на приобретение в собственность земельного участка, принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В судебном заседании представитель Заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Леноблкомимущества относительно удовлетворения апелляционной жалобы возражал,  ссылаясь на неосуществление Заявителем действий по межеванию земли, что не позволяет установить участок в качестве объекта, подлежащего приватизации.

Исследовав материалы дела и заслушав мнения представителей сторон, апелляционный суд установил следующее.

Заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный    участок    площадью   3787  га,   с   кадастровым   номером   47:07:00-00-000:0154, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, п/о Рахья, д. Лепсари. Право постоянного (бессрочного) пользования ОАО «Спутник» зарегистрировано в установленном законом порядке.

16 апреля 2007 года Заявитель обратился в Леноблкомимущество с заявлением о передаче в собственность названного земельного участка, в котором просил Леноблкомимущество в двухнедельный срок со дня поступления данного заявления подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его в адрес ОАО «Спутник» с предложением о заключении соответствующего договора.

Письмом исх. № 13-2795/07-0-1 от 02.05.2007 года Леноблкомимущество отказало в удовлетворении указанного заявления, указав на необходимость проведения межевания земельного участка, а также на использование Заявителем испрашиваемых земель не по целевому назначению.

При рассмотрении настоящего спора апелляционный суд исходит из следующего.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" лица, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе до 01.01.2006 по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.

В соответствии с пунктом 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка принимается органом местного самоуправления.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора) до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

С учетом приведенных норм апелляционный суд считает, что соответствующими полномочиями по распоряжению земельным участком обладала Администрация муниципального образования, на территории которого участок расположен. При указанных обстоятельствах отказ Леноблкомимущества от предоставления Заявителю земельного участка не может нарушать права последнего.

Кроме того, согласно пункту 7 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от  25.10.2001 г.  № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Аналогичное положение предусмотрено пунктом 12 статьи 4 Закона Ленинградской области № 107-оз от 02.12.2005 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области».

В соответствии с п.2 ст. 6 Земельного кодекса РФ   земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Из представленного Заявителем кадастрового плана земельного участка следует, что площадь участка является ориентировочной, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.

По мнению апелляционного суда, представленный в материалы дела кадастровый план земельного участка не соответствует положениям Федерального закона "О землеустройстве",   а также Приказу Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет», зарегистрированному в Минюсте РФ 13.11.2002 г. за N 3911. В частности, при оформлении указанного кадастрового плана не соблюдены требования к оформлению раздела "Описание границ".

В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ, в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Учитывая, что межевание земельного участка Заявителем на момент обращения с заявлением о передаче его в собственность, не было произведено, не были определены границы и размеры земельного участка с учетом фактически используемой площади, в соответствии с положениями п. 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что Заявителю необходимо было обратиться в орган местного самоуправления либо к исполнительному органу государственной власти с заявлением об изготовлении кадастровой карты (плана) и утверждении границ земельного участка.

В материалах дела отсутствуют доказательства обращения Заявителя в уполномоченный орган с заявлением об изготовлении кадастровой карты (плана) и утверждении границ земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах, в отсутствие утвержденных границ и размеров земельного участка, в отсутствие   заявления на изготовление кадастрового плана, а также учитывая отсутствие у Леноблкомимущества полномочий по распоряжению спорным участком, суд первой инстанции обоснованно отказал в признании незаконным отказа Леноблкомимущества в удовлетворении заявления ОАО «Спутник».

На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2007г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Я.В. Барканова

Судьи

В.И. Желтянников

 И.А. Серикова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 по делу n А56-3057/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также