Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2008 по делу n А21-7425/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 апреля 2008 года

Дело №А21-7425/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  28 апреля 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Л.В.Зотеевой

судей  Е.А.Фокиной, Л.А.Шульги

при ведении протокола судебного заседания:  помощником судьи Денисюк М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2090/2008) Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области на решение  Арбитражного суда  Калининградской области от 29.12.2007 по делу № А21-7425/2007 (судья Сычевская С.Н.), принятое

по иску (заявлению)  Администрации  "Балтийского городского округа

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, 

о признании недействительным решения и предписания

при участии: 

от истца (заявителя): не явился (извещен, уведомление 76036)

от ответчика (должника): предст.Боброва О.А. – доверенность № 867/05 от 14.01.2008

установил:

 

Администрация Муниципального образования «Балтийский городской округ» (далее – заявитель, Администрация БГО) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Управление, УФАС, ответчик) от 17.07.2007 № 14.

Решением от 29 декабря 2007 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, вывод суда первой инстанции со ссылкой на статью 71 Земельного кодекса Российской Федерации об отсутствии у антимонопольного органа полномочий для проведения проверки правильности применения норм земельного законодательства является ошибочным, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, так как Управление затребовало у Администрации «БГО» документы не с целью проведения проверки соблюдения норм земельного законодательства, а в целях проведения мониторинга ситуации в жилищной сфере и выявления при предоставлении земельных участков нарушений антимонопольного законодательства, в том числе проводилась проверка соблюдения Администрацией процедур предоставления земельных участков на конкурсной основе, в связи с чем и были запрошены приказы и иные нормативные акты, на основании которых эти земельные участки предоставлялись.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Заявитель, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направил, отзыв на апелляционную жалобу не представил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей Администрации в порядке, предусмотренном статьями 153 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как усматривается из материалов дела, письмом от 30.03.07 № 486/02 УФАС запросило у Администрации БГО информацию о количестве и площади земельных участков, предоставленных в собственность либо в аренду для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства или для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в период с 01 января 2007 года по 31 марта 2007 года с указанием процедуры предоставления (проведение аукциона, проведение конкурса, без проведения торгов); копии индивидуальных нормативно-правовых актов, на основании которых предоставлялись земельные участки; в случаях предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство - копии документов, подтверждающих соблюдение процедуры предоставления (в том числе место, время и копию публикации объявления) согласно Земельному кодексу РФ. Информацию необходимо было представить в соответствии с Таблицей 1, прилагающейся к запросу.

Во исполнение задания ФАС России аналогичные запросы в целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к процедуре выделения земельных участков для жилищного строительства, для индивидуального жилищного строительства, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, были направлены УФАС по Калининградской области во все муниципальные образования области.

17.04.2007 года факсом, а 26.04.2007 года по почте в Управление был направлен ответ Администрации на запрос, содержащий сопроводительное письмо и запрашиваемую Таблицу 1.

В соответствии с указанной таблицей Администрацией для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства, а также для их комплексного освоения в целях жилищного строительства было представлено 42 земельных участка.

Копии запрашиваемых документов, на основании которых предоставлялись земельные участки, предоставлены не были, что послужило основанием для возбуждения УФАС в отношении Администрации дела о нарушении антимонопольного законодательства. Дело было возбуждено на основании приказа Управления от 23 мая 2007 № 52 .

17 июля 2007 года Управлением вынесено решение, согласно которому действия Администрации, выразившиеся в непредставлении Управлению информации по запросу от 30.03.2007 года № 486/02, признаны нарушением статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании указанного решения, 17 июля 2007 года Управлением вынесено предписание № 14, в соответствии с которым Администрации предписано прекратить нарушение статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ), для чего в двухнедельный срок с момента получения копии решения по делу № 14 представить копии индивидуальных нормативно-правовых актов, на основании которых предоставлялись земельные участки в период с 1 января 2007 года по 31 марта 2007 года.

Не согласившись с данным решением и предписанием, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у антимонопольного органа отсутствуют соответствующие полномочия для проведения проверки правильности применения норм земельного законодательства, а запрос от 30.03.2007 не содержит указаний о том, что запрашиваемая у Администрации информация была необходима антимонопольному органу для рассмотрения материалов о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Апелляционная инстанция считает выводы суда ошибочными, основанными на неправильном толковании норм права и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 23 Закона антимонопольный орган проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.

Объем же запрашиваемых сведений, порядок и сроки их представления определяются антимонопольным органом в каждом конкретном случае в зависимости от предмета проверки и иных существенных обстоятельств.

Как следует из материалов дела, Калининградское УФАС России в соответствии с заданием Федеральной антимонопольной службы (исх. № АГ719294 от 26.12.2005), начиная с 4 квартала 2005 года осуществляет проверку соблюдения антимонопольного законодательства в части выполнения органами власти обязательных процедур предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для жилищного строительства.

Данная проверка проводится по поручению Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 5 декабря 2006 года и в целях обеспечения мониторинга ситуации в жилищной сфере в субъектах РФ.

Указанная проверка продолжалась и в 2007 году, в связи с чем  территориальным управлениям ФАС России (исх. ФАС России №АГ\3005 от 09.03.2007) было поручено ежеквартально осуществлять сбор информации о земельных участках, предоставленных для жилищного строительства для комплексного освоения в целях жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства и направлять ежеквартально в Федеральную антимонопольную службу России сводную информацию о выделенных в отчетном периоде земельных участков, а также информацию выявленных нарушениях и принятых мерах по земельным участкам.

При выявлении признаков нарушения антимонопольного законодательства в результате проведения мониторинга выделения земельных участков для жилищного строительства, на органы Федеральной антимонопольной службы России возложена обязанность безотлагательно возбуждать дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Во исполнение поручения ФАС России Калининградское УФАС 30.03.2007 направило запросы во все муниципальные образования города Калининграда, в том числе и в администрацию МО «Балтийский городской округ», о предоставлении вышеуказанной информации.

При анализе поступивших материалов установлено, что информация, поступившая от администрации МО «Балтийский городской округ», представлена не в полном объеме, что не позволило Калининградскому УФАС России завершить выполнение задания Федеральной антимонопольной службы.

Как подтверждается материалами дела, с 2005 года Администрация МО «Балтийский городской округ» регулярно предоставляла всю запрашиваемую информацию в Калининградское УФАС в полном объеме по аналогичным запросам, в которых, содержалась ссылка на задание ФАС России от 26.12.2005 АГ/19294, что свидетельствует о том, что Администрация знала об основаниях и целях предоставления запрашиваемой информации.

Полномочия территориальных органов федеральной антимонопольной службы по запросу и получению в установленном порядке от органов местного самоуправления документов, иной информации, необходимой для осуществления своих полномочий, установлены пунктом 11 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ, а также пунктом 5.12 Положения, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15 декабря 2006 года №324.

Корреспондирующая указанным полномочиям антимонопольного органа обязанность органов местного самоуправления предоставлять по мотивированному требованию территориальных органов ФАС документы, информацию, необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями, установлена статьей 25 Закона о конкуренции.

Таким образом, не представив в УФАС запрошенные документы, Администрация нарушила статью 25 Закона о конкуренции.

Вывод суда первой инстанции со ссылкой на статью 71 Земельного кодекса Российской Федерации об отсутствии у антимонопольного органа полномочий для проведения проверки правильности применения норм земельного законодательства является ошибочным, так как документы Управлением запрашивались не с целью проведения проверки соблюдения норм земельного законодательства, а в целях проведения мониторинга ситуации в жилищной сфере и выявления при предоставлении земельных участков нарушений антимонопольного законодательства, в том числе проводилась проверка соблюдения Администрацией процедур предоставления земельных участков на конкурсной основе, в связи с чем и были запрошены приказы и иные нормативные акты, на основании которых эти земельные участки предоставлялись.

Учитывая изложенное, апелляционный суд пришел к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание Калининградского УФАС соответствуют закону, оснований для признания данных актов недействительными у суда первой инстанции не имелось.

При таких обстоятельствах решение суда от 29.12.2007 подлежит отмене, а жалоба УФАС по Калининградской области – удовлетворению.

В связи с удовлетворением апелляционной жалобы, госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит взысканию с Администрации БГО в доход федерального бюджета, так как Управлению предоставлялась отсрочка.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.12.2007 по делу №А21-7425/2007 отменить.

В удовлетворении заявления Администрации Балтийского городского округа о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 17.07.2007 и предписания № 14 от 17.07.2007 отказать.

Взыскать с Администрации Балтийского городского округа в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

Е.А. Фокина

 Л.А. Шульга

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2008 по делу n А56-35667/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также