Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2015 по делу n А66-10343/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 января 2015 года

г. Вологда

Дело № А66-10343/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 19 января 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Холминова А.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

при участии от заявителя Шаляпиной Л.В. по доверенности от 17.04.2014; от муниципального казенного учреждения культуры «Тверской городской архив» директора Саковской О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения культуры «Тверской городской архив» на решение Арбитражного суда Тверской области от 09 октября 2014 года по делу № А66-10343/2014 (судья Бачкина Е.А.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Краска и Инструмент» в лице конкурсного управляющего Малахова Сергея Михайловича (ОГРН 1026900547255, ИНН 6905063135; место нахождения: 170006, город Тверь, улица Революционная, дом 1а; далее – общество, ООО «Краска и Инструмент») обратилось в Арбитражный суд Тверской области к муниципальному казенному учреждению культуры «Тверской городской архив» (ОГРН 1086952015611; ИНН 6950085525; место нахождения: 170028, Тверская область, Калининский район, город Тверь, улица Фадеева, дом 39; далее – учреждение, МКУК «Тверской городской архив», Тверской городской архив) и Архивному отделу Тверской области (ОГРН 1026900588230, ИНН 6902006428; место нахождения: 170005, город Тверь, улица Горького, дом 71а) с заявлением о признании незаконным решения Тверского городского архива об отказе в приеме на безвозмездной основе документов по личному составу общества, выраженное в письме от 04.07.2014 № 128/07, о возложении на него  обязанности  принять  безвозмездно от общества документы по личному составу в количестве 31 единицы хранения за 2000 – 2012 годы в течение 10 дней с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 09 октября 2014 года по делу № А66-10343/2014 заявленные требования удовлетворены.

МКУК «Тверской городской архив» с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение и нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Считает, что учреждение не обязано принимать от общества документы по его личному составу. Полагает, что документы от общества могут быть приняты только по заключенному договору за отдельную плату.

ООО «Краска и Инструмент» в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Архивный отдел Тверской области отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Архивный отдел Тверской области надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя общества и учреждения, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 08 февраля 2013 года по делу № А66-13294/2012 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Малахов Сергей Михайлович.

Архивным отделом Тверской области 19.02.2014 принято решение об определении МКУК «Тверской городской архив» местом хранения документов по личному составу ООО «Краска и Инструмент» в количестве 31 единицы за                        2000-2012 годы в связи с признанием его несостоятельным (банкротом).

Конкурсный управляющий общества обратился в Тверской городской архив с требованием о принятии документов заявителя, подлежащих передаче на хранение.

Письмом  МКУК «Тверской городской архив» от 05.03.2014 № 44/03 для рассмотрения вопроса о возможности приема в архив на хранение  обществу указано на необходимость представить на рассмотрение в Тверской городской архив опись по личному составу и предисловие к описи.

Конкурсным управляющим 28.05.2014 указанные документы подготовлены и представлены в МКУК «Тверской городской архив».

 Письмом от 30.05.2014 № 108/05 Тверской городской архив уведомил конкурсного управляющего о готовности принять документы должника на временное хранение на платной основе и заключить соответствующий договор, отметив, что стоимость услуг по приему на временное хранение документов должника по личному составу составит 93 822 руб. 30 коп.

ООО «Краска и Инструмент» 24.06.2014 получена выписка из протокола заседания экспертно-проверочной комиссии при Архивном отделе Тверской области от 20.06.2014 № 5, согласно которой экспертно-проверочной комиссией при Архивном отделе Тверской области принято решение согласовать опись дел по личному составу ООО «Краска и Инструмент» (31 единицы хранения за 2000-2012 годы).

Конкурсный управляющий должника 26.06.2014 обратился в Тверской городской архив с требованием о принятии документов по личному составу ООО «Краска и Инструмент» на безвозмездной основе.

Письмом от 04.07.2014 № 128/07 МКУК «Тверской городской архив» отказало конкурсному управляющему в принятии документов на временное хранение на безвозмездной основе, при этом сообщило о возможности принять на хранение документы должника исключительно на платной основе.

Не согласившись с бездействием ответчика, выразившимся в непринятии документов на хранение, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции правомерно возложил на МКУК «Тверской городской архив» обязанность безвозмездно принять на архивное хранение у общества документы по личному составу.

На основании пункта 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее - Закон № 125-ФЗ).

Согласно статье 3 Закона № 125-ФЗ архивное дело в Российской Федерации – это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Указанная деятельность реализуется через деятельность архива, под которым в силу пункта 9 названной статьи понимается учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.

Пунктами 10 и 11 этой же статьи предусмотрено, что архивы могут быть государственными или муниципальными:

- государственный архив – федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации (государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов;

- муниципальный архив – структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.

Как установлено пунктом 10 статьи 23 Закона № 125-ФЗ, при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Согласно правовой конструкции названной нормы законодатель предусмотрел обязанность приема на хранение перечисленных документов у ликвидируемых негосударственных организаций как соответствующими государственными архивами, так и соответствующими муниципальными архивами, не установив при этом, что архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, подлежат хранению исключительно в государственных архивах либо исключительно в муниципальных архивах.

По смыслу вышеуказанной нормы обязанность приема на хранение у ликвидируемых организаций упомянутых документов предусмотрена как для соответствующих государственных, так и муниципальных архивов.

Соответствующим муниципальным архивом для передачи документов общества является МКУК «Тверской городской архив» (по месту нахождения ликвидируемого общества), соответствующим государственным архивом – Архивный отдел Тверской области (по ведомственному признаку).

Каждый из названных архивов, в силу части 10 статьи 23                                     Закона № 125-ФЗ, обязан по требованию конкурсного управляющего принять на хранение документы по личному составу общества.

Согласно статье 2 Закона Тверской области от 23.12.2005                          № 162-ЗО «Об архивном деле в Тверской области» законодательство Тверской области об архивном деле в Тверской области состоит из указанного Закона и принимаемых в соответствии с федеральным законодательством и названным Законом иных нормативных правовых актов Тверской области.

Постановлением администрации Тверской области от 21.07.2009                            № 321-па утвержден Стандарт государственной услуги «Экспертиза ценности документов».

Получателями государственной услуги «Экспертиза ценности документов» являются: государственные архивы Тверской области; органы государственной власти Тверской области, государственные органы Тверской области; государственные унитарные предприятия Тверской области; государственные учреждения Тверской области; муниципальные архивы Тверской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области; муниципальные унитарные предприятия Тверской области; муниципальные учреждения Тверской области; организации (независимо от формы собственности), расположенные на территории Тверской области, проходящие процедуру ликвидации; иные юридические лица или граждане, являющиеся собственниками или владельцами архивных документов, местом нахождения или местом жительства которых является Тверская область, заинтересованные в получении настоящей государственной услуги (пункт 1.3.1 Стандарта государственной услуги «Экспертиза ценности документов»).

Пунктом 3.1.8 вышеназванного Стандарта предусмотрено, что архивный отдел в рамках предоставления государственной услуги «Экспертиза ценности документов» принимает решения о месте архивного хранения документов организаций, не являющихся источниками комплектования государственных и муниципальных архивов Тверской области, в том числе ликвидированных организаций независимо от формы собственности.

Как указывает Архивный отдел Тверской области, общество за все время своего существования не являлось источником комплектования государственных и муниципальных архивов Тверской области, документы общества ранее на хранение не поступали ни в государственные, ни в муниципальные архивы Тверской области.

Согласно решению экспертно-проверочной комиссии при архивном отделе Тверской области от 19.02.2014 местом хранения документов по личному составу ООО «Краска и Инструмент» в количестве 31 дела за 2000-2012 годы определено МКУК «Тверской городской архив».

Из устава Тверского городского архива, утвержденного приказом Управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери от 22.12.2011 № 641, следует, что данным учреждением принимаются на хранение документы по личному составу ликвидированных муниципальных учреждений и предприятий, расположенных на территории муниципального образования «Город Тверь».

Податель жалобы указывает на то, что документы частных предприятий и учреждений, обществ с ограниченной ответственностью архив может принимать только по договору. ООО «Краска и Инструмент» в лице конкурсного управляющего такого договора не заключало.

Вместе с тем апелляционная коллегия считает, что отсутствие соответствующего договора в данном случае не препятствует возложению на ответчика обязанности принять от заявителя спорные документы. Кроме того, предположение подателя жалобы о том, что оказание услуг по хранению в рассматриваемом случае должно осуществляться на возмездной основе, противоречит Закону № 125-ФЗ, который не предусматривает выплату учреждениям архива вознаграждение за хранение.

Следует также учесть, что в силу подпункта 22 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2015 по делу n А44-2789/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также