Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 по делу n А52-3947/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

28 октября 2015 года

г. Вологда

Дело № А52-3947/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 28 октября 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Виноградовой Т.В. и Смирнова В.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от ответчика Котляровой О.В. по доверенности от 01.06.2015 № 2.2-30/08741,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 06 июля 2015 года по делу № А52-3947/2014 (судья Самойлова Т.Ю.),

у с т а н о в и л:

федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям» (ОГРН 1106027008174, ИНН 6027132446; место нахождения: 180002, город Псков, улица Генерала Маргелова, дом 1/20; далее – учреждение, УФО Минобороны РФ по Псковской и Новгородской областям) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Псковской области (ОГРН 1046000111992, ИНН 6025001423; место нахождения: 182105, Псковская область, город Великие Луки, улица Тимирязева, дом 2; далее – инспекция, МИФНС № 2, налоговый орган) о возложении обязанности возвратить излишне уплаченную сумму единого социального налога (далее – ЕСН) 2211 руб. 61 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС).

Решением Арбитражного суда Псковской области от 06 июля 2015 года по делу № А52-3947/2015 заявленные требования удовлетворены.

МИФНС № 2 с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что войсковые части № 74933 и 51592 как юридические лица по решению регистрирующих органов ликвидированы. Заключенный УФО Минобороны РФ по Псковской и Новгородской областям с войсковой частью 74933 договор от 27.12.2010 № 22 на обслуживание является гражданско-правовым. Кроме того, указывает на то, что по вопросу возврата излишне уплаченного ЕСН инспекция не является надлежащим ответчиком, поскольку не уполномочена решать данный вопрос.

Учреждение в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

ФСС отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Учреждение и ФСС надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, из акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам  по состоянию на 01.04.2012, составленному налоговым органом и войсковой частью 74933 (том 1, листы 16-30), следует, что у названной войсковой части имеет место переплата по ЕСН в размере                  2211 руб. 61 коп.

В связи с выявлением указанного факта 07.02.2013  войсковой частью 74933 в налоговый орган в соответствии со статьями 78, 79, 176 и 203 налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) подано заявление о зачете  излишне уплаченных налогов, в том числе спорного ЕСН, на которое поступил ответ о невозможности провести зачет без подтверждающих переплату ФСС (том 1, листы 32-34).

Налоговый орган своим письмом от 19.02.2013 № 2.12-17/02747 сообщило войсковой части 7493, что списание, зачет или возврат излишне уплаченной суммы по ЕСН возможно только при предъявлении документов из ФСС, подтверждающих указанную переплату или ее отсутствие (том 1, лист 34).

По результатам сверки расчетов по налогам, проведенной по налогоплательщику - войсковой части 74933 по состоянию на 01.09.2013, также подтвержден факт задолженности по ЕСН и факт переплаты по ЕСН в сумме 2211руб. 61 коп., о чем вновь составлен соответствующий акт № 500 (том 1, листы 35-48).

Направляя налоговому органу 06.11.2013 подписанный акт № 500 УФО Минобороны РФ по Псковской и Новгородской областям в сопроводительном письме от 06.11.2013 № 3906 указало, что войсковая часть 74933 состоит на финансовом обеспечении  в учреждении, в связи с этим именно учреждение  обязано погасить задолженность за эту войсковую часть (том 1, листы 49), отраженную в акте сверки № 500 по состоянию на 01.09.2014.

Из представленных в материалы дела писем учреждения и налогового органа (том 1, листы 49-52) следует, что по состоянию на 24.09.2014   задолженность по налогам по войсковой части 74933 списана инспекцией на основании решения Арбитражного суда Псковской области по делу                               № А52-3852/2013, при этом согласно справке № 67970 о состоянии расчетов на 13.10.2014 задолженности у войсковой части 74933 нет, но имеется переплата в размере 2211руб. 61коп. (том 1, лист 53).

На заявление учреждения от 24.10.2014 о возврате излишне уплаченного налога в размере 2211 руб. 60 коп. (том 1, листы 54, 55) налоговый орган вынес в адрес УФО Минобороны РФ по Псковской и Новгородской областям решение от 07.11.2014 № 2.12-17/632 (том 1, лист 56), которым отказал в осуществлении возврата в связи с тем, что заявление подано по истечении 3 лет со дня уплаты налога (пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а также в связи с отсутствием документов, подтверждающих уплату налога, контролируемого ФСС.

Не согласившись с отказом, УФО Минобороны РФ по Псковской и Новгородской областям обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.

Рассматривая заявленные требования,  суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Статьей 11 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее – Закон № 61-ФЗ, Закон об обороне) определено, что Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 11.1 данного Закона  управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лица 20.12.2010 зарегистрировано федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям».  

Согласно Положению об учреждении, утвержденному Министром обороны Российской Федерации 12.09.2011 (далее – Положение об учреждении; том 1, листы 65-81), оно создано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 20.09.2010 № 1144 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» в соответствии со статьей 11.1 Закона                     № 61-ФЗ для осуществления финансового обеспечения воинских частей, дислоцирующихся на  территории Псковской и Новгородской областей.

Из  Положения об учреждении следует, что на УФО Минобороны РФ по Псковской и Новгородской областям возложены функции в том числе по  организации и ведению  налогового учета, составлению и представлению бюджетной, налоговой отчетности, принятие мер по исполнению денежных обязательств (пункт 19; том 1, лист 70); учреждение обязано начислять и своевременно осуществлять уплату налогов и других  обязательных платежей (пункт 29; том 1, лист 74). 

Следовательно, учреждение является компетентным государственным органом, который с учетом распределения полномочий в Министерстве обороны Российской Федерации исполняет бюджетные обязательства. 

Этот же вывод следует из подпунктов 1, 2, 5 пункта 9, пункта 3, подпунктов 43, 45 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, согласно которому Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и представляет собой единую централизованную структуру, реализующую ряд полномочий, в том числе финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющую свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

В силу статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно пункту 1 статьи 24 данного Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.09.2010 № 1266 учреждение  включено в перечень распорядителей бюджетных средств и администраторов доходов бюджета.

Согласно приказу начальника аппарата   Министра обороны Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15.12.2010 № 0228 с 01.01.2011 на финансовое обеспечение в учреждение зачислена в том числе  войсковая часть 74933.

Во исполнение приказа от 15.12.2010 № 0228 издан приказ командующего войсками Западного военного округа от 16.12.2010 № 147, согласно которому финансовое обеспечение деятельности воинских частей будет осуществляться через управления финансового обеспечения; командирам  воинских частей, являющихся  в 2010 году бюджетополучателями и имеющих лицевые счета в органах федерального казначейства, предписано с 01.01.2011 представить заявления в налоговые органы, государственные внебюджетные фонды по снятию с учета, закрытию лицевых счетов и исключению из реестра бюджетополучателей.

Из пояснений представителей учреждения, данных суду первой инстанции, следует, что во исполнение указанных приказов начиная с 01.01.2011 войсковая часть 74933 перестала быть бюджетополучателем и распорядителем бюджетных средств на  обеспечение деятельности  войсковой части, эти функции с указанной даты исполняет УФО Минобороны РФ по Псковской и Новгородской областям, осуществляя в отношении указанной воинской части обеспечение налоговых и иных обязательств.

Следует также учесть, что согласно приказу командира войсковой части 51592 от 30.07.2013 № 313 войсковая часть 74933 переформирована в войсковую часть 51592 без изменения пункта дислокации; в соответствии с приложением 5 к приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20.02.2014 № 134-дсп с 01.11.2013 войсковая часть 51592 также зачислена  на финансовое обеспечение в учреждение.

Следовательно,  с 01.11.2013 войсковая часть 74933  переформирована  нормативными документами по линии  Министерства обороны Российской Федерации и не является ликвидированным юридическим лицом.

Мероприятия по переформированию относятся к сфере властно-административных правоотношений и не регулируются нормами гражданского законодательства, решения об их проведении не базируются на нормах ГК РФ, а относятся к исключительной компетенции Министра обороны Российской Федерации и Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего, определенных частью 1 статьи  87, частью 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации  и статьями 4, 13 и 16 Закона № 61-ФЗ.

Указанные доводы представителей учреждения налоговым органом не опровергнуты.

Кроме того, такое воинское формирование Министерства обороны Российской Федерации, как войсковая часть 74933, лишь переформированное в войсковую часть 51592. При этом правовой смысл переформирования не является сходным с правовым смыслом реорганизации, ликвидации юридического лица, определенным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Как правильно отметил суд первой инстанции, начиная с 01.01.2011 войсковая часть 74933 фактически перестала соответствовать признакам  юридического лица, перечисленным в пункте 1 статьи 48 ГК РФ, в том числе  в связи с невозможностью от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, притом что войсковая часть по этому же месту дислокации как воинское формирование своей деятельности не прекращало. 

В связи с этим изложенный в апелляционной жалобе довод о том, что договор от 16.12.2013 № 22/1 (том 1, листы 61-64) – гражданско-правовой договор и учреждение является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений, не уполномоченным на осуществление налоговых обязательств войсковой части,  не принимается апелляционной инстанции, поскольку опровергается вышеизложенными актами и Положением об учреждении.

Названный договор является соглашением в рамках исполнения учреждением административно-властных полномочий, заключение которого обусловлено необходимостью конкретизации установленных в пунктах 160 и 163 Регламента Министерства обороны Российской Федерации (приказ Министра обороны Российской Федерации от 10.01.2015 № 1 и до него действующий приказ Министра обороны Российской Федерации от 30.11.2006 № 100) взаимоотношений между таким органом военного управления, как учреждение, и находящимися у него на обслуживании войсковыми частями.

Обоснованно не принят судом первой инстанции и  довод ответчика, основанный на прекращении деятельности юридического лица (войсковой части 74933) в связи исключением его из ЕГРЮЛ, поскольку на момент оформления прекращения деятельности юридического лица войсковой части с таким наименованием не существовало, тогда как ее деятельность не прекращалась.

Суд обоснованно также

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 по делу n А52-1043/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также