Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 по делу n А05-7329/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 декабря 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-7329/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 02 декабря 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр Денежной Помощи - Центр» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 августа 2015 года по делу № А05-7329/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Шишова Л.В.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Центр Денежной Помощи – Центр» (ОГРН 1132932002444, ИНН 2902076918; место нахождения: 164500, Архангельская область, город Северодвинск, улица Комсомольская, дом 34а,               2-й этаж; далее – общество, ООО «ЦДП – Центр») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (ОГРН 1021000526326, ИНН 1001041153; место нахождения: 185031, Республика Карелия, город Петрозаводск, набережная Варкауса, дом 1а; далее – управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 10.06.2015 № 03-03/14-2015, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 31 августа 2015 года по делу № А05-7329/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что решение вынесено судом с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, в связи с поступившим заявлением гражданки Каноевой Е.С. о признаках нарушения рекламного законодательства в размещенной на стр. 1 газеты «Олония» от 24.07.2014 № 30 (8505) рекламе «Центр Денежной Помощи. Микрофинансовая организация. Св-во госреестра микрофинансовых организаций № 651403111005237 от 11.06.2014 г. Срочные денежные займы. Неделя даром 0%. ул. Урицкого, 4а. тел. 8 (911)41-09-884 * до зарплаты * до пенсии * на срочные нужды» управлением 15.09.2014 возбуждено дело № 03-02/19-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по результатам рассмотрения которого принято решение от 08.12.2014 по делу № 03-02/19-2014, которым указанная реклама признана ненадлежащей, как нарушающая требования части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального  закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ, Закон о рекламе).

В силу пункта 3 названного решения материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу управления для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.3 КоАП РФ в отношении рекламодателя и рекламораспространителя указанной рекламы (ООО «ЦДП-Центр» и АУ «Редакция газеты «Олония»).

В ходе рассмотрения дел о нарушении законодательства о рекламе (дело № 03-02/19-2014), а также об административном правонарушении, управлением установлено, что спорный рекламный блок размещен в газете «Олония»  на основании договора на рекламное обслуживание от 01.07.2014 (далее – договор), заключенного АУ «Редакция газеты «Олония» и обществом, и электронной заявки от 30.06.2014; имеет размер 102 x 70 мм; текст рекламного сообщения условно можно разделить на две информационные части:

- основная часть, написанная крупным шрифтом: «Центр Денежной Помощи. Микрофинансовая организация. Св-во госреестра микрофинансовых организаций № 651403111005237 от 11.06.2014 г. Срочные денежные займы. Неделя даром 0%. ул. Урицкого, 4а. тел. 8 (911)41-09-884 * до зарплаты * до пенсии * на срочные нужды»;

- часть, написанная мелким, трудным для восприятия шрифтом, занимающая около 11,5 % рекламной площади, содержит следующую информацию, прочитать которую представляется возможным только с использованием увеличительных приборов: «При первичном обращении процентная ставка – 1 % в день (365 % годовых) годовых. После срока возврата указанного в договоре, процентная ставка – 2 % в день (730 % годовых). Минимальная сумма займа – 1000 руб. 25 000 руб. – максимально возможная сумма при последующих обращениях, не ранее 16-го договора при достижении суммы основного долга по закрытым договорам 150 000 руб. и более 0,5 % в день (182,5 % годовых) – максимальное снижение ставки при последующих обращениях, при условии участия заемщика в программе «индивидуальная карта клиента». Максимальный срок займа – 30 дней. Возможно досрочное погашение не ранее 10-го дня. Комиссии за выдачу, досрочное погашение либо иные отсутствуют. Акция «Неделя даром» применяется в случае исполнения обязательств по договору в день, указанный в договоре, при этом компенсация за пользование суммой займа за первые 7 дней не начисляется. При исполнении обязательства в иной день, чем указан в договоре, акция «Неделя даром» не применяется. Условие об акции применяется при первом обращении, при условии заключения договора займа не менее чем на 14 дней и использования займа не менее чем 14 дней. ООО «Центр Денежной Помощи-Центр». На правах рекламы. Не является публичной офертой в смысле ст. 437 ГК РФ. Полные условия предоставления займов на сайте группы компаний Центр-Денежной-Помощи.рф и в офисах компаний».

С учетом правовой позиции, изложенной в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012             № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее -  постановление Пленума ВАС РФ             № 58), управление отметило, что  при размещении  в газете «Олония» спорной  рекламы рекламодателем (ООО «Центр Денежной Помощи-Центр») и  рекламораспространителем (АУ «Редакция газеты «Олония») нарушены  пункт 2 части 2 статьи 28, часть 7 статьи 5 Закона о рекламе, так как важная и необходимая в силу закона информация не доведена до сведения потребителя надлежащим образом, кроме того в рекламе указано, что заем на неделю предоставляется бесплатно (0 %), но иные условия оказания соответствующей услуги, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, отсутствуют (напечатаны мелким шрифтом), в связи с этим  потребитель мог быть введен в заблуждение относительно предлагаемой услуги, кроме того рассматриваемая реклама не содержит наименование лица, оказывающего финансовые услуги по предоставлению займов, что свидетельствует о наличии нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

УФАС констатировало, что предоставленный в редакцию электронный макет рекламы рассчитан на более крупный формат рекламного блока, нежели 102 x 70 мм; нарушение законодательства о рекламе явилось следствием действий обеих сторон по утверждению данного макета в размере 102 x 70 мм; текст рекламы, напечатанный мелким шрифтом, является нечитаемым во всех материалах, предоставленных на рассмотрение дела: выпусках газеты «Олония» № 30-34, акте приема-передачи макета рекламного объявления формата 102 x 70 мм, верстке первой полосы газеты «Олония», распечатанной из электронного формата PDF; ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в данном случае должны нести как рекламораспространитель (АУ «Редакция газеты «Олония»), так и рекламодатель (ООО «Центр Денежной Помощи-Центр»).

Правомерность выводов управления относительно нарушения обществом требований части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона о рекламе и принятого решения от 08.12.2014 по делу № 03-02/19-2014 установлена  вступившим 14.08.2015 в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 15.04.2015 по делу № А26-61/2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.11.2015.

В связи с выявленным нарушением законодательства о рекламе в рамках административного дела № 03-03/14-2015 в отношении общества 28.05.2015  составлен протокол по делу об административном правонарушении, в котором действия заявителя квалифицированы по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ,  а также 10.06.2015 вынесено постановление о наложении штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, в размере 100 000 руб.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество оспорило указанное постановление в арбитражном суде.

Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования. 

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц  от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу статьи 3 Закона № 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является  ненадлежащей рекламой.

Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Потребители рекламы – это лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей рекламой (статья 3 Закона о рекламе).

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы «понимается любое лицо, которому адресуется реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем».

Таким образом, экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

В силу части 1 статьи 5 Закона № 38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 38-ФЗ реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

При этом в силу части 2 статьи 28 указанного Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 по делу n А05-6887/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также