Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 по делу n А32-18663/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А32-18663/2007-19/505

13 мая 2009 г.                                                                                        15АП-2109/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2009 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,

судей Колесова Ю.И., Смотровой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ткаченко Т.И.,

при участии:

от заявителя: представителя по доверенности от 12.05.2009 г. Коробкина А.А., удостоверение ВО № 002340 от 30.06.2008 г.;

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление № 64620);

от третьего лица: представителя по доверенности от 06.05.2009 г. № 439 Петрова В.П., паспорт 0308 № 857081, выдан отделом УФМС России по Краснодарскому краю в городе-курорте Анапа 10.07.2008 г.; представителя по доверенности от 06.05.2009 г. № 438 Прищепа А.А., паспорт 0304 № 183066, выдан ОВД Щербиновского района Краснодарского края 31.07.2003 г.;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу войсковой части 00916 Минобороны РФ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2009 г. по делу № А32-18663/2007-19/505 по заявлению Министерства обороны РФ к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапа, при участии войсковой части 00916 Минобороны РФ, о признании недействительными действий по внесению записи от 30.12.2002 г. № 1022304655317 о государственной регистрации войсковой части 00916 в качестве юридического лица, принятое судьей Ивановой Н.В.,

УСТАНОВИЛ:

Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Анапа Краснодарского края от 19.01.2006 г. о государственной регистрации юридического лица - войсковой части 00916, зарегистрированного до 01.07.2002 г., в связи с внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, а также об обязании ИФНС России по г. Анапа Краснодарского края внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, аннулировав запись о включении в него войсковой части 00916 за основным регистрационным номером 1062301000706.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что регистрация войсковой части в качестве юридического лица является незаконным и нарушает права и законные интересы Минобороны РФ, поскольку решение о создании юридического лица ни Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, ни Минобороны РФ не принималось, войсковая часть вещных прав на имущество не имеет, является структурным подразделением ФГУ «Управление СКВО» и самостоятельного баланса не имеет.

Не согласившись с принятым судебным актом войсковая часть 00916 Минобороны РФ обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на необоснованность вывода суда о вхождении войсковой части в состав ФГУ «Управление СКВО», наличие Указа Президента РФ от 06.04.2005 г. № 396С, являющегося, по мнению заявителя жалобы, решением компетентного государственного органа о создании государственного учреждения «Войсковая часть 00916». Также заявитель жалобы ссылается на то, что имущество находится у войсковой части на праве оперативного управления.

ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо сослалось на то, что все необходимые для регистрации документы, в том числе, решение учредителей о создании юридического лица были представлены в соответствии с законом в полном объеме.

Заявителем отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, повторно рассматривает дело.

В судебном заседании представители третьего лица поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель заявителя не согласился с доводами апелляционной жалобы, пояснив, что решение об образовании юридического лица на базе войсковой части компетентным органом не принималось.

Представитель налоговой инспекции в судебное заседание не явился, о времени месте судебного заседания извещена надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав в судебном заседании представителей заявителя и третьего лица, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, проведенной в июле 2007 года прокурорской проверкой установлено, что на основании представленных для регистрации документов, полученных регистрирующим органом 19.01.2006 г., вх. № 06-100/13, Инспекцией ФНС РФ по г. Анапа 19.01.2006 г. было принято решение № 06-100/13 о регистрации войсковой части 00916 в качестве юридического лица, выдано свидетельство от 20.01.2006 г. серии 23 № 004162778 о внесении в ЕГРЮЛ записи о юридическом лице войсковой части 00916, за ОГРН 1062301000706.

Указанное решение и является предметом оспаривания по настоящему делу.

Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии у налоговой инспекции законных оснований для принятия решения о регистрации войсковой части в качестве юридического лица.

При этом суд правильно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Судом установлено, что войсковая часть 00916 не имела и не имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества, так как имущество воинской части в соответствии с пунктом 12 Федерального закона «Об обороне» является федеральной собственностью, а Правительство Российской Федерации, которое согласно статье 114 Конституции Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью, не наделяло войсковую часть 00916 ни одним из указанных вещных прав.

Кроме того, в зависимости от характера обязательственных прав в отношении этого юридического лица, либо вещных прав на его имущество учредителей определяется организационно-правовая форма юридического лица (часть 2 статьи 48 ГК РФ).

Войсковая часть 00916 зарегистрирована в качестве юридического лица в организационно-правовой форме государственного учреждения, что также противоречит требованиям закона, так как в соответствии со статьей 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником. Между тем собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченных органов решения о создании государственного учреждения – войсковой части 00916 не принималось.

Поскольку решения собственником о создании учреждения - войсковой части 00916 не принималось, следовательно, не выполнены требования статьи 52 ГК РФ, в соответствии с которой в учредительных документах юридического лица, создающими его учредителями должен быть определен порядок совместной деятельности, условия передачи ему своего имущества, участия в его деятельности и т.д.

Статьей 52 ГК РФ также установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида, однако в законодательстве Российской Федерации общего положения об организациях в виде воинских частей не имеется.

Согласно пункту 5, подпункту 9 пункта 11 действовавшего на момент регистрации войсковой части 00916 в качестве юридического лица Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.11.98 г. № 1357, Министерство обороны Российской Федерации являлось центральным органом военного управления, осуществляющим руководство Вооруженных Сил Российской Федерации, состоящим из главных и центральных управлений, управлений, иных подразделений, входящих в его структуру и являлось юридическим лицом, в компетенцию которого входили вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений (аналогичные нормы закреплены в подпункте 20 пункта 7 и пункте 13 действующего Положении о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.04 №1082).

В соответствии с Положением о военном округе Вооруженных Сил РФ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27.07.98 № 901, воинские части входят в состав военного округа, который является военно-административной единицей Российской Федерации и общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил Российской Федерации.

На основании указанных Положений приказом Министра обороны Российской Федерации от 12.09.03 № 324 создано федеральное государственное учреждение «Управление Северо-Кавказского военного округа».

Войсковая часть 00916 структурно входит в состав ФГУ «Управление СКВО», т.е. в состав Северо-Кавказского военного округа как военно-административной единицы, объединения Вооруженных Сил Российской Федерации и самостоятельного баланса не имеет.

Решения о создании войсковой части 00916 в качестве юридического лица Министерством обороны Российской Федерации не принималось.

Поскольку Министерство обороны Российской Федерации не принимало решения о придании войсковой части 00916 статуса юридического лица, какого – либо общего положения о воинских частях как юридических лицах не существует, кроме того, данная воинская часть финансируется из федерального бюджета и не может по своему усмотрению распоряжаться этими средствами и отвечать ими по своим обязательствам, то при указанных обстоятельствах решение Инспекции ФНС по г. Анапа от 19.01.2006 г. № 06-100/13 о государственной регистрации юридического лица – воинской части 00916, путем внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Министерства обороны Российской Федерации.

Таким образом, регистрация войсковой части 00916 в качестве юридического лица на основании решения Инспекции ФНС по г. Анапа от 19.01.2006 г. № 06-100/13 противоречит требованиям вышеназванного законодательства.

Помимо этого, войсковая часть 00916 не должна была быть перерегистрирована «автоматически», поскольку на основании пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в действие указанного закона, возлагалась обязанность представить в новый регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами «а» - «д», «л» пункта 1 статьи 5 данного закона - то есть, в том числе: документ об организационно-правовой форме войсковой части, способе ее образования как юридического лица, сведения об учредителях (участниках юридического лица). Как установлено судом первой инстанции, такие сведения и документы у командира войсковой части 00916 отсутствовали.

В силу изложенного оспариваемое решение налогового органа нарушает вышеназванные правовые нормы, а также права и законные интересы заявителя – Минобороны РФ, по определению правового статуса его структурных подразделений, что в силу статей 1, 12, 51 ГК РФ, ведет к ограничению предусмотренного в рамках закона осуществления государственного контроля за соблюдением установленного законодательством порядка образования юридического лица и к нарушению стабильности гражданского оборота, прав и охраняемых законом интересов его участников, кроме того, в соответствии со статьей 120 ГК РФ, при недостаточности денежных средств бюджетного учреждения субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества, из чего следует, что по обязательствам войсковой части 00916 субсидиарную ответственность может понести Министерство обороны Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, которые не передавали указанному юридическому лицу полномочий по управлению имуществом и не создавали его.

Доводы заявителя жалобы противоречат материалам дела, а также действующим правовым нормам, в связи с чем не принимаются судом апелляционной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2009 г. по делу № А32-18663/2007-19/505 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                               Т.И. Ткаченко

Судьи                                                                                             Ю.И. Колесов

Н.Н. Смотрова

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 по делу n А32-22124/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также