Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2010 n 15АП-11160/2009 по делу n А32-17072/2007-22/254-2009-21/279 По делу о признании недействительным зарегистрированного права собственности и сносе самовольных построек.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2010 г. N 15АП-11160/2009
Дело N А32-17072/2007-22/254-2009-21/279
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.,
при участии:
от ответчика: Мазан Л.А. (паспорт), Вартанова В.О. по доверенности от 03.04.2007,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Кореновский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2009 по делу N А32-17072/2007-22/254-2009-21/279,
принятое в составе судьи Березовской С.В.
по иску Администрации муниципального образования Кореновский район, г.Кореновск
к обществу с ограниченной ответственностью "Андрей", г.Кореновск
при участии третьих лиц:
Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, г.Краснодар,
Администрации Кореновского городского поселения, г.Кореновск
об обязании осуществить разборку самовольных построек,
установил:
администрация муниципального образования Кореновский район (далее Администрация МО Кореновский район, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Андрей" (далее - Общество) о признании недействительным зарегистрированного права собственности и сносе следующих объектов как самовольных построек:
- незавершенное строительством административное здание литер В2, площадью 28,7 кв. м,
- незавершенное строительством здание склада литер Б1, площадью 150,9 кв. м;
а также о сносе следующих объектов как самовольных построек:
- незавершенного строительством здания кафе литер Д согласно данным технического паспорта площадью 23,8 кв. м,
- склада (навесов для торговли на улице по ул. Красной, 49 В в г. Кореновске Краснодарского края, обозначенные в техническом паспорте как склад - объект незавершенный строительством, литер З, площадью 253 кв. м (с учетом уточнений заявленных требований, принятых определением суда от 11.02.2008 в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 1 л.д. 155, 161)).
В отношении склада литер А1, площадью 86 кв. м, истец заявил отказ от иска.
Исковые требования мотивированы тем, что спорные объекты являются самовольными постройками, поскольку возведены без получения разрешения на строительство и в силу статьи 222 ГК РФ подлежат сносу. У лица, осуществившего самовольного строительство, не возникают права на возведенные самовольные постройки.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2009, исковые требования удовлетворены, отказ от иска в части сноса склада литер А1, площадью 86 кв. м принят судом. Судебные акты мотивированы тем, что строительство спорных объектов было осуществлено без оформления разрешения на строительство; государственная регистрация права собственности произведена в отсутствие необходимой документации.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.06.2009 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2009 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Суд кассационной инстанции указал, что при повторном рассмотрении дела судам необходимо установить кто является собственником предоставленного ответчику земельного участка и кому принадлежит право требовать сноса самовольных построек в связи с необходимостью изъятия участка для иных целей; установить документы, послужившие основанием для регистрации за ответчиком регистрирующей службой права собственности на спорные объекты; выяснить, не является ли неполучение ответчиком разрешения на строительство обстоятельством, которое не могло быть преодолено им по независящим от него причинам.
Определениями Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрации Кореновского городского поселения.
При повторном рассмотрении дела решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение суда мотивировано тем, что Администрация МО Кореновский район не наделено полномочиями собственника земельного участка, на котором находятся спорные строения, в связи с чем, требование о сносе самовольных построек заявлено ненадлежащим истцом.
Администрация муниципального образования Кореновский район в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2009 и удовлетворить исковые требования. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что самовольные постройки расположены на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение такими участками осуществляют только органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Следовательно, Администрация муниципального образования Кореновский район была вправе заявлять требования о сносе самовольной постройки, поскольку Кореновское городское поселение не наделено статусом муниципального района или городского округа. Иные органы местного самоуправления, наделенные в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" правом распоряжаться расположенными на территории Кореновского района земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отсутствуют.
В судебном заседании представители ответчика апелляционную жалобу не признали, просили решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились. В соответствие со статьями 156, 266 АПК РФ, дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно постановлению главы администрации Кореновского района от 21.12.2000 N 781 ООО "Андрей" было создано в порядке реорганизации ИЧП Вартанова "Любава" и изменении его фирменного наименования (т. 1 л.д. 27).
На основании договора купли-продажи от 18.12.1996 N 1 индивидуальное частное предприятие "Любава" (правопредшественник ответчика) приобрело продовольственный склад общепита площадью 86 кв. м, которому в последующем присвоен литер А1 (т. 1 л.д. 42-44).
Для целей расширения склада ответчику был определен земельный участок площадью 1100 кв. м, что подтверждается актом выбора земельного участка под строительство от 26.06.1997 N 6 (т. 1 л.д. 103-104, т. 3 л.д. 10-12), постановлением главы администрации г. Кореновска от 03.10.1997 N 445 (т. 1 л.д. 105).
Между Кореновской городской администрацией и ИЧП Вартанова В.О. "Любава" был заключен договор аренды от 28.10.1997 N 118, по условиям которого правопредшественнику ответчика был предоставлен в аренду земельный участок площадью 1114 кв. м для размещения складского помещения оптовой торговли сроком на 5 лет (т. 1 л.д. 29-31).
Постановлением главы администрации города Кореновска от 14.11.1997 N 555 ответчику была разрешена разработка проектно-изыскательской документации для строительства оптовой базы на отведенном земельном участке площадью 968 кв. м (т. 1 л.д. 41). В соответствии с п. 2.2. постановления, на ответчика была возложена обязанность до начала строительства в инспекции ГАСН получить разрешение на производство строительных работ.
17 декабря 1998 года правопредшественнику ООО "Андрей" было выдано архитектурно-планировочное задание на проектирование оптовой базы по торговле товарами народного потребления (т. 2 л.д. 26-28).
В материалы дела также представлен проект базы оптовой торговли (т. 1 л.д. 131-139).
19 апреля 2002 года за ООО "Андрей", на основании постановления главы администрации города Кореновска от 14.11.1997 N 555, произведена государственная регистрация права собственности на незавершенное строительством здание склада лит. Б1 площадью 150,9 кв. м, а также на незавершенное строительством административное здание лит. В2, площадью 28,7 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 22.04.2002 серии 23-АА N 571282, N 571282 (т. 1 л.д. 45,46).
Отделом архитектуры и градостроительства г. Кореновска в результате проводимой проверки на земельном участке площадью 1373 кв. м с кадастровым N 23:12:06 01 030:0378 и N 23:12:03 01 030:0377 выявлен факт осуществления ООО "Андрей" реконструкции и строительства сооружений без надлежащего оформления разрешительных документов, о чем составлен акт обследования от 06.08.2007 N 337 (т. 1,л.д.6-7).
В соответствии с актом обследования Отдела архитектуры и градостроительства администрации Кореновского района от 18.03.2008 N 153 (т. 2, л.д. 5-8), на земельных участках площадью 1123 кв. м с кадастровыми номерами 23:12:06 01 030:0378 и 23:12:03 01 030:0377, находящихся в г. Кореновске по ул. Красной 49-а, ООО "Андрей" возвело следующие капитальные строения:
- склад литера А, площадью 86 кв. м;
- административное здание литера В, площадью 28,7 кв. м;
- здание литера Б, площадью 150,9 кв. м;
- здание кафе литера Д, площадью 23,8 кв. м,
а также осуществило реконструкцию зарегистрированных на праве собственности за обществом следующих объектов недвижимости:
- незавершенного строительством административного здания литера В2, площадью 28,7 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 22.04.2002 серии 23-АА N 571283)
- незавершенного строительством здания склада литера Б1, площадью 150,9 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 22.04.2002 серии 23-АА N 571283).
Администрация МО Кореновский район, полагая, что вышеуказанные объекты недвижимого имущества являются самовольными постройками, подлежащими сносу в соответствии с положениями статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратилась с иском в арбитражный суд.
В силу пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием архитектором, имеющим лицензию на архитектурную деятельность.
Архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства, в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации" (п. 3 ст. 3 Федерального закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации").
Разрешение на строительство выдается соответствующим органом архитектуры и градостроительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 3 Федерального закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации").
На необходимость получения ответчиком разрешения на строительство было указано в постановлении главы администрации города Кореновска от 14.11.1997 N 555. Поскольку на момент издания указанного постановления разрешения на строительство выдавались органами архитектуры, при таких обстоятельствах данное постановление не может рассматриваться как разрешение на строительство (т. 1 л.д. 41).
Таким образом, Федеральным законом от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" была предусмотрена обязанность получения разрешения на строительство после разработки архитектурного проекта, выполненного в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.
Архитектурно-планировочное задание было выдано Обществу 17.12.1998 (т. 2 л.д. 26).
Однако, на момент выдачи ответчику архитектурно-планировочного задания был введен в действие Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ. В силу п. 3 ст. 72 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 года положения указанного кодекса применяются к правовым отношениям в области градостроительной деятельности, возникшим после введения его в действие.
В соответствии с п. 1 ст. 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 года строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляются на основе проектной документации - графических и текстовых материалов, определяющих объемно - планировочные, конструктивные и технические решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных объектов, а также благоустройства их земельных участков.
Проектная документация разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 61 Градостроительного кодекса Российской
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2010 n 15АП-11054/2009 по делу n А32-8925/2009-35/205 По делу о взыскании долга по арендной плате и коммунальным услугам.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также