Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 по делу n А32-27255/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А32-27255/2008

09 июня 2009 г.                                                                                     15АП-3429/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2009 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смотровой Н.Н.

судей Н.Н. Ивановой, С.И. Золотухиной

при ведении протокола судебного заседания судьёй Смотровой Н.Н.

при участии:

от заявителя: представитель не явился (уведомление от 20.05.09г. № 04975);

от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление от 20.05.09г. № 04976);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Краснодарский кирпичный завод"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16 марта 2009г. по делу № А32-27255/2008

по заявлению открытого акционерного общества "Краснодарский кирпичный завод"

к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю

о признании незаконным и отмене постановления № 02-069-11ЭН-9 от 05.12.08г. о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,

принятое в составе судьи Чабан А.И.

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Краснодарский кирпичный завод" (далее –общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю (далее – управление) о признании незаконным и отмене постановления № 02-069-11ЭН-9 от 05.12.08г. о признании виновным в совершении административного правонарушения и привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением суда от 16.03.09г. постановление признано незаконным и отменено в части меры административной ответственности, размер административного штрафа уменьшен до 50 000 рублей. Судебный акт мотивирован тем, что управление представило надлежащие доказательства, достоверно свидетельствующие о наличии в действиях общества состава правонарушений, ответственность за которые предусмотрена санкцией ст. 8.2 КоАП РФ. Однако, мера наказания управлением не обоснованна. Обстоятельств, отягчающих ответственность, в оспариваемом постановлении не установлено.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что фактически твёрдые бытовые отходы собираются в стандартные металлические контейнеры, накрываемые брезентом, установленные на площадке с ливнестоком. Сбор ливневых стоков осуществляется через коллекторы и отстойные ямы в соответствии с технической документацией. Отработанные покрышки хранятся на закрытом складе автотранспортного цеха. Металлолом хранится на территории цеха. Фактов сжигания отходов на территории предприятия не было. Кроме того, общество не осуществляет деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.

Общество и управление, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили, управление известило суд о возможности рассмотрения жалобы без участия его представителя.

Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества и управления.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, должностными лицами управления на основании распоряжения № 1.05/561 от 23.09.08 г. проведена плановая проверка общества.

28.11.08 по результатам проверки составлен акт № 02-069-11ЭН-1, в котором в числе прочего отражено нарушение природоохранного законодательства, ответственность за которое предусмотрена ст. ст. 8.2, 8.5, 8.21 КоАП РФ (л.д. 82).

28.11.08 на основании акта проверки государственным инспектором управления Порфирьевым Е.А. в отношении общества составлен протокол № 02-069-11ЭН-3 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ (л.д. 92).

О месте и времени составления протокола об административном правонарушении общество было извещено, что подтверждается уведомлением от 26.11.08 г. со штампом общества и росписью в получении от 27.11.08 г. (л.д.91).

В день составления протокола юрисконсульту общества Кузьмину О.А. вручено определение № 02-069-11ЭН-3/1 о назначении времени и места рассмотрения дела (л.д.90).

05.12.08 г. управлением в лице государственного инспектора Порфирьева Е.А. вынесено постановление № 02-069-11ЭН-9 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа 100 000 руб. (л.д. 94).

Не согласившись с вынесенным постановлением общество обратилось в арбитражный суд.

Повторно изучив материалы дела суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц -от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 11 Федерального закона от 24.06.98г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

- внедрять малоотходные технологии  на основе  новейших научно-технических достижений;

- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

- проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

- соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

Статья 12 ФЗ от 24.06.98г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» разъясняет требования к объектам размещения отходов, к этим требованиям в частности относятся:

- создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

- определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Судом первой инстанции верно установлено, что в ходе проверки выявлены нарушения в части обращения с отходами производства и потребления, которые выразились в следующем.

Обществом не обеспечиваются безопасные для окружающей среды условия временного накопления отходов (места временного хранения отходов не оборудованы в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"), что является нарушением ст. ст. 34, 39, 51 ФЗ от 10.01.02 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 11, 12 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, при временном хранении отходов в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

В нарушение вышеуказанных требований твердые бытовые отходы временно размещаются в металлических контейнерах, не оборудованных крышками; отработанные автомобильные покрышки хранятся в хаотичном порядке на всей территории предприятия в местах, не оборудованных гидроизолированным покрытием и навесом; металлолом хранится насыпом на открытом грунте; имеют место случаи утилизации отходов путем их сжигания.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шлам охрани лище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В соответствии с пунктом 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (СанПиН 2.1.7.1322-03) объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации.

Таким образом, в случае временного размещения отходов на такого рода площадках в специализированных контейнерах юридические лица и индивидуальные предприниматели, в собственности которых находятся данные отходы, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что у общества должна иметься лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов в части сбора и размещения собственных отходов производства и потребления.

Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" общество отчуждает отходы производства и потребления лицам, обладающим лицензиями на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предприятие эксплуатирует здания, строения, сооружения и иные объекты и разрабатывает проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов. В соответствии с нормами указанной статьи Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждены лимиты № 05/ 55142 на временное размещение отходов на своей территории и передачу другим природопользователям. Срок действия - до 01.01.09 года. В лимитах указано, что передача отходов для использования и размещения осуществляется на основании договоров с организациями, имеющими лицензию в области обращения с отходами.

Судом апелляционной инстанции установлено, что обществом заключены следующие договоры:

- договор № 70 от 25.01.08 г. с ООО «Техэкосервис» на оказание услуг по сбору и хранению опасных отходов: отработанных автомобильных покрышек, РТИ, аккумуляторных батарей, отработанных автомобильных масел, масляных фильтров, лома свинцового, обтирочного материала, песка.

- договор № 295-08/ 128 от 24.06.08 г. с ООО «Фирма ЭкоСвет» на обезвреживание нефтесодержащих отходов.

- договор № 418/КК / 137 от 08.07.08 г с МУАТП по уборке города на оказание услуг по вывозу ТБО.

- договор № 358 с ООО «Агентство «Ртутная безопасность» на сбор, транспортировку и утилизацию опасных отходов.

- договор № 1804/ 108 от 19.04.07 г. с ООО «Кубаньэкопродукт» на сбор и транспортировку лома металлов.

Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что накопление и временное размещение отходов производства не являются целенаправленной и самостоятельной деятельностью общества, в связи с чем не требуют получения лицензии как это предусмотрено ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (аналогичная правовая позиция изложена в определении ВАС РФ от 12.12.08г. по делу № А53-3359/2008-С4-7).

В соответствии со статьей 19 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 по делу n А01-2152/2008. Изменить решение  »
Читайте также