Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 n 15АП-10572/2009 по делу n А53-16629/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ за включение в договор на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома условий, ущемляющих права потребителя.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2009 г. N 15АП-10572/2009
Дело N А53-16629/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
судей Ивановой Н.Н., Захаровой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хорошайло Е.А.,
при участии:
от заявителя: директора Матюнина В.М., паспорт; представителя по доверенности от 02.11.2009 г. N 434 Тымко О.И., паспорт;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление N 77482 3);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.10.2009 г. по делу N А53-16629/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ-А"
к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
принятое судьей Ереминым Ф.Ф.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ-А" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 553 от 29.07.2009 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.8 КоАП Российской Федерации, вынесенного Территориальным отделом Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах Ростовской области (далее - ТО Роспотребнадзора по РО).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.10.2009 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что ущемляющие права потребителей пункты 4.2.3, 4.2.4 договора на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома были одобрены решением общего собрания собственников помещений, являющемся органом управления многоквартирным домом, которое не было обжаловано и отменено в установленном порядке, в связи с чем в действиях заявителя отсутствует состав правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом ТО Роспотребнадзора по РО обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что договор 2009 года не согласовывался с жильцами многоквартирного дома, а включенные в него пункты 4.2.3, 4.2.4 ущемляют права потребителей согласно действующему законодательству.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 АПК РФ.
В судебном заседании представители заявителя возражали против доводов апелляционной жалобы, пояснив, что вина общества в совершении вмененного ему правонарушения отсутствует; договор заключен на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и потребителям не навязывался.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании пояснения представителей заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 01.07.2009 в ТО Роспотребнадзора по Ростовской области поступило обращение гр. Потапенко Г.П. (вх. N 73 от 01.07.2009) по вопросу включения ООО "Управляющая организация ЖКХ-А" в пункты 4.2.3, 4.2.4 договора на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома по адресу: г. Азов, Петровский бульвар, 48А, условий, которые ущемляют права потребителя.
01.07.2009 вынесено определение N 408 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе проверки установлено, что ООО "Управляющая организация ЖКХ-А" в нарушение п. 7 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" включило в договор следующие условия, которые ущемляют права потребителя Потапенко Г.П.
Пункт 4.2.3 договора: потребленные домом ресурсы в объеме, превышающем нормативные значения, распределяются между заказчиками пропорционально доле в праве общей собственности при отсутствии индивидуальных (квартирных) приборов учета. При 100% установке индивидуальных приборов учета воды в помещениях в многоквартирном доме разница между показаниями общедомового прибора учета воды и суммой показаний индивидуальных приборов учета распределяется между заказчиками пропорционально показаниям индивидуальных приборов учета. При частичном оснащении многоквартирного дома индивидуальными приборами учета воды в помещениях, разница между показаниями общедомового прибора учета воды и суммой показаний индивидуальных приборов учета распределяется между заказчиками, не имеющими индивидуальных приборов учета пропорционально доле в праве общей собственности. Объемы водопотребления на хозяйственные нужды по содержанию общего имущества многоквартирного дома, пожаротушение распределяются между всеми заказчиками пропорционально доле в праве общей собственности.
Пункт 4.2.4 договора: заказчик производит расчеты с управляющей организацией за водоснабжение (канализование, подогрев воды и отопление) на основании норм потребления и тарифов, утвержденных в установленном порядке органами местного самоуправления с учетом п. 4.2.3 договора управления многоквартирным домом в следующих случаях: если помещение не оборудовано индивидуальными приборами учета; при отсутствии акта ввода индивидуальных приборов учета в эксплуатацию; при нарушении пломб на индивидуальных приборах учета или выхода их из строя; при нарушении сроков поверки приборов учета, указанных в паспортах производителя.
08.07.2009 должностным лицом ТО Роспотребнадзора по РО в отношении общества составлен протокол N 408 об административном правонарушении. В протоколе имеется ссылка на отказ от его подписания законным представителем общества (л.д. 66).
23.07.2009 вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 29.07.2009, которое получено законным представителем общества лично (л.д. 58).
29.07.2009 начальником ТО Роспотребнадзора по РО вынесено постановление N 553 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Управляющая организация ЖКХ-А" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением по настоящему делу.
Частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Федеральным законом "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законом или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В соответствии с ч. 2, 3, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
В соответствии с п. 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно пункту 21 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:
а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, пункты 4.2.3, 4.2.4 договора на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома по адресу: г. Азов, Петровский бульвар, 48А, устанавливают иной порядок расчетов за потребленные коммунальные услуги, не соответствующий императивным нормам Правил предоставления коммунальных услуг, в связи с чем ущемляют права потребителя.
Согласно статье 43 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вина общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ-А" согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ выражается в непринятии всех необходимых мер для соблюдения обязательных (императивных) положений действующего законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг.
Изложенное свидетельствует о том, что материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя состава вмененного
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 n 15АП-10562/2009 по делу n А53-16432/2009 По делу об отмене решений таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товара, признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товара.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также