Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2009 по делу n А32-23133/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-23133/2008-50/180

27 июля 2009 г.                                                                                   15АП-4587/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2009 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ильиной М.В.,

судей Галова В.В., Тимченко О.Х.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

Решетниковым Р.А.,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр олимпийской подготовки Южного региона России»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21 апреля 2009 года по делу № А32-23133/2008-50/180,

принятое судьёй Анциферовым В.А.,

по иску: первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи

к ответчикам: администрации города-курорта Сочи,

обществу с ограниченной ответственностью «Центр олимпийской подготовки Южного региона России»

при участии третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю,

Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю

о признании недействительным постановления главы г. Сочи № 750 от 07.06.2007 года,

УСТАНОВИЛ:

первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочи (далее прокурор) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации города-курорта Сочи (далее администрация), обществу с ограниченной ответственностью «Центр олимпийской подготовки Южного региона России» (далее ООО «Центр олимпийской подготовки южного региона России») о признании недействительным постановления главы г. Сочи № 750 от 07.06.2007 «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Центр Олимпийской подготовки Южного региона России» земельного участка по улице Ленина в Адлерском районе города Сочи для строительства реабилитационного центра с лечебно-оздоровительным комплексом и лабораторией антидопингового контроля», о признании недействительным договора аренды № 4900004240 от 02.07.2007 земельного участка площадью 10000 кв.м., в том числе 2411 кв.м. – в охранной зоне инженерных сетей, заключенного между администрацией города Сочи и ООО «Центр Олимпийской подготовки Южного региона России», о признании недействительной государственной регистрации соответствующего права аренды и погашении записи в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № 23-23-22/069/2007-147 от 27.09.2007.

Исковые требования мотивированы тем, что на момент издания оспариваемого постановления и подписания спорного договора аренды, спорный земельный участок являлся федеральной собственностью. У администрации отсутствовали полномочия по распоряжению федеральным имуществом.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2009 заявленные требования удовлетворены частично: постановление главы г. Сочи № 750 от 07.06.2007 «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Центр Олимпийской подготовки Южного региона России» земельного участка по улице Ленина в Адлерском районе города Сочи для строительства реабилитационного центра с лечебно-оздоровительным комплексом и лабораторией антидопингового контроля» и договор аренды № 4900004240 от 02.07.2007 земельного участка с кадастровым номером 23:49:04 02 008:0347, площадью 10000 кв.м., в том числе 2411 кв.м. в охранной зоне инженерных сетей, заключенного между муниципальным образованием город-курорт Сочи в лице председателя комитета по управлению имуществом администрации г. Сочи и ООО «Центр Олимпийской подготовки Южного региона России» признаны недействительными, ввиду их противоречия пункту «д» ст. 71 Конституции Российской Федерации и ст. 209 Гражданского кодекса Российской. В удовлетворении требований о признании недействительной государственной регистрации права аренды и о погашении записи в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № 23-23-22/069/2007-147 от 27.09.2007 г. отказано. Судом установлено, что спорный земельный участок относится к особо охраняемым природным территориям, в связи с чем, у Администрации г. Сочи отсутствовали полномочия по распоряжению спорным земельным участком. Требование о признании недействительной государственной регистрации права аренды заявлено к ненадлежащим ответчикам, поскольку администрация и ООО «Центр Олимпийской подготовки Южного региона России» государственную регистрацию договора аренды не осуществляли.

Общество с ограниченной ответственностью «Центр олимпийской подготовки Южного региона России» в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в которой просил отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2009, отказать в удовлетворении исковых требований. Ответчик указал, что спорный договор аренды был заключен по поручению департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края и на основании постановления главы города Сочи № 750 от 07.06.2007. Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на земельные участки распоряжение ими осуществляют органы местного самоуправления, в связи с чем, администрация правомерно передала в аренду спорный земельный участок. Спорный земельный участок согласно кадастровому плану относится к  землям населенных пунктов, в связи с чем, отнесение его к категории земель особо охраняемых природных территорий невозможно. Судом не дана оценка сведениям Сочинского представительства ТУ Росимущества по Краснодарскому краю, об отсутствии государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. Федеральным законом от 02.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» подтверждено право муниципальной собственности города Сочи на спорный земельный участок.

В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились. ООО «Центр Олимпийской подготовки Южного региона России» представило ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное болезнью мужа генерального директора общества и необходимостью ухода за ним.

Протокольным определением суда от 10.07.2009 в удовлетворении ходатайства ООО «Центр Олимпийской подготовки Южного региона России» об отложении судебного разбирательства отказано.

В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением главы города Сочи от 07.06.2007 № 750 ООО «Центр Олимпийской подготовки Южного региона России» предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок с кадастровым номером 23:49:04 02 008:0347 площадью 10000 кв.м. в том числе 2411 кв.м. в охранной зоне инженерных сетей, для строительства реабилитационного центра с лечебно-оздоровительным комплексом и лабороторией антидопингового контроля по ул.Ленина в Адлерском районе города Сочи, во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, в экономико-планировочной зоне А-1-а, категория земель – земли населенных пунктов (л.д.11-13).

Из текста постановления главы города Сочи от 07.06.2007 № 750 следует, что земельный участок был предоставлен ООО «Центр Олимпийской подготовки Южного региона России» во исполнение поручения департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края (письмо от 11.03.2007 №92/03).

Между муниципальным образованием город-курорт Сочи и ООО «Центр Олимпийской подготовки Южного региона России» был подписан договор аренды № 4900004240 от 02.07.2007 земельного участка площадью 10000 кв.м., в том числе 2411 кв.м. в охранной зоне инженерных сетей, с кадастровым номером 23:49:04 02 008:0347, расположенного во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, в экономико-планировочной зоне А-1-а (л.д.49-54).

Выпиской из ЕГРП от 28.05.2008 № 22/018/2008-105 подтверждается государственная регистрация договора аренды № 4900004240 от 02.07.2007, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним совершена запись за № 23-23-22/069/2007-147 от 27.09.2007 (л.д. 47-48).

В соответствии с кадастровым планом от 03.04.2007 № 49/07.03-6246 (л.д.39-41), земельный участок с кадастровым номером 23:49:04 02 008:0347, площадью 10000 кв.м. расположен во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся, в частности, земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Любой участок, сформированный в пределах зоны особо охраняемых территорий федерального значения, относится по общему правилу к федеральной собственности. Данная статья не содержит положений о том, что в законе, признающем право федеральной собственности на земельные участки, должен содержаться перечень конкретных участков, их месторасположение и площадь. Право государственной собственности возникает в данном случае на основании закона, независимо от регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

К категории особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты – п.1 ст.2 указанного Закона. Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Согласно п. 4 ст. 31 Федерального закона Российской Федерации от 14 марта 1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 23 февраля 1995г. №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.94 № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 № 591-р «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» курорт Сочи и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации № 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 № 337 «О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи» установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.

Границы санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решениями Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 № 142 «О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта» и от 02.09.1987 № 455 «О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи».

В настоящее время отсутствует Постановление

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2009 по делу n А32-10443/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также