Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009 n 15АП-8599/2009 по делу n А32-6851/2009 По делу о признании незаконным решения государственного органа об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2009 г. N 15АП-8599/2009
Дело N А32-6851/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2009 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Х. Тимченко
судей В.В. Галова, М.В. Ильиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем Крючковой М.В.
при участии:
от заявителя: Почивалина Л.В., доверенность N 399 от 29.09.2009 г.;
от заинтересованного лица: Петросян Н.А., доверенность N 198 от 07.10.2009 г.;
от третьих лиц: явка представителей не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомления N 43185, 43186),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения Краснодарского края "Ейская зональная ветеринарная лаборатория"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07 августа 2009 года по делу N А32-6851/2009,
принятое в составе судьи Пристяжнюка А.Г.
по заявлению Государственного учреждения Краснодарского края "Ейская зональная ветеринарная лаборатория"
к Ейскому отделу Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, Департамента имущественных отношений Краснодарского края
о признании решения регистратора незаконным
установил:
Государственное учреждение Краснодарского края "Ейская зональная ветеринарная лаборатория" (далее - ГУ КК "Ейская зональная ветеринарная лаборатория", Ейская ветлаборатория) обратилось а Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения регистратора Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю в лице Ейского отдела (далее - Управление ФРС по Краснодарскому краю) об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Ейск, ул. Советов, 89: здание лаборатории 2-х этажное общей площадью 790,7 кв. м; навес-вход в подвал лит. "V", лит. "Б", "Б 1", "Б2", "под Б", "под Б Г", "под Б2", "б", навесы лит. "VI - IX", "XI", "XII", "XIV"; лит "XIII", лит "XV", сарай лит. "Г" площадью9,2 кв. м; гараж, литер "В" площадью 36 кв. м; забор литер "IV"; ворота литер "I"; забор, литер "И", мощение лит. "Ш".
Ходатайством от 10.06.2009 заявитель уточнил заявленные требования путем дополнения к требованию, заявленному ранее, где просит признать незаконным решение регистратора Ейского отдела Управления ФРС по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.02.2009 года N 20/119/2008-163, а также обязать Ейский отдел Управления ФРС по Краснодарскому краю принять решение о регистрации права собственности Субъекта РФ - Краснодарский край и право оперативного управления за ГУ КК "Ейская зональная ветеринарная лаборатория" на объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Ейск, ул. Советов, 89: здание лаборатории 2-х этажное общей площадью 790,7 кв. м; навес-вход в подвал лит. "V"; лит. "Б", "Б1", "Б2", "под Б", "под Б1", "под Б2", "б", навесы лит. "VI - IX", "XI", "XII", "XIV"; лит "XIII", лит "XV", сарай лит. "Г" площадью 9,2 кв. м; гараж, литер "В" площадью 36 кв. м; забор литер "IV"; ворота литер "I"; забор, литер "И", мощение лит. "Ш" (уточненные требования - том 1, лист дела 133).
По ходатайству заявителя была произведена замена ненадлежащего ответчика с Ейского отдела Управления ФРС по Краснодарскому краю на надлежащего ответчика - Управление ФРС по Краснодарскому краю.
Определением суда от 10.06.2009 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - ТУ ФАУГИ по КК) и Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент).
Решением суда от 07.08.2009 г. в удовлетворении заявленных требований ГУ КК "Ейская зональная ветеринарная лаборатория" отказано.
ГУ КК "Ейская зональная ветеринарная лаборатория" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявителем указаны следующие доводы:
- судом неправильно сделан вывод о том, что акт приема-передачи имущества, составляющего казну Российской Федерации, находящегося у ГУ КК "Ейская зональная ветеринарная лаборатория" на основании договора о передаче в безвозмездное пользование федерального имущества, передаваемого в собственность Краснодарского края" от 10.08.2007, не имеет юридической силы, как утвержденный передающей стороной в одностороннем порядке;
- судом неправильно сделан вывод о том, что Управление ФРС по Краснодарскому краю было лишено возможности установить наличие права у ТУФАУФИ по КК на передачу спорного имущества в собственность Департамента. Передаваемое имущество, как имущество учреждений ветеринарии, в силу прямого указания закона - Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" - являлось объектом, относящимся исключительно к федеральной собственности;
- вывод суда о том, что субъект - Краснодарский край - не обращался в УФРС за регистрацией права собственности на объекты недвижимого имущества, противоречит фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края в отзыве на жалобу указал, что поддерживает свои доводы, представленные в суд первой инстанции, согласно которых действия ФРС по Краснодарскому краю об отказе в регистрации объектов недвижимости являются неправомерными.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю явку представителя не обеспечило, отзыв на жалобу не представило.
В судебном заседании представитель ГУ КК "Ейская зональная ветеринарная лаборатория" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Департамент имущественных отношений Краснодарского края 19.09.2008 издал приказ N 926 "О закреплении государственного имущества Краснодарского края на праве оперативного управления за ГУ КК "Ейская зональная ветеринарная лаборатория", указанного в приложениях N 1, 2 и 3 к названному приказу.
В перечень имущества (приложение N 1 к приказу от 19.09.2008 г. N 926 и приложение N 1 к передаточному акту от 19.09.2008 г.), подлежащего передаче, вошли спорные объекты (том 1, лист дела 21-32).
26.12.2008 года ГУ КК "Ейская зональная ветеринарная лаборатория" и Департамент обратились в Управление ФРС по Краснодарскому краю с заявлениями о государственной регистрации перехода права от субъекта РФ - Краснодарского края к ГУ КК "Ейская зональная ветеринарная лаборатория" на объекты недвижимого имущества, общей площадью 835,9 кв. м, расположенные по адресу: г. Ейск, ул. Советов, 89: здание лаборатории 2-х этажное; навес-вход в подвал; навесы лит. "Б", "Б1", "Б2", "под Б", "под Б1", "под Б2", "б", лит. "V", "VI - IX", "XI", "XII", "XIV"; сарай лит. "Г"; гараж; навес лит. "В", лит "XIII"; забор кирпичный с воротами; навес лит. "II, IV, I", лит. "XV"; мощение лит. "III" и регистрации права оперативного управления ГУ КК "Ейская зональная ветеринарная лаборатория" на вышеуказанные объекты
Уведомлением от 20.01.2009 г. орган госрегистрации приостановил регистрацию, предложил представить дополнительные документы.
Дополнительно заявителем были представлены: распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 19.07.2007 г. N 488-р, акт приема-передачи имущества от 10.08.2007 г. распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 23.05.2008 г. N 475-р, изменения и дополнения к акту от 15.07.2008 г., в соответствии с которыми Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю передает, а администрация Краснодарского края принимает находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе: здание ветлаборатории 2-этажное, литер Б, Б1, Б2, общей площадью 790,7 кв. м, местоположение: г. Ейск, ул. Советов, 89.
24.02.2009 Ейский отдел ФРС по Краснодарскому краю отказал в регистрации перехода прав на недвижимое имущество, сославшись на то, что, в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о государственной регистрации прав Российской Федерации, а также субъекта РФ - Краснодарского края на заявленные к регистрации объекты недвижимого имущества, акт приема- передачи от 10.08.2007 г. не содержал подписей принимающей стороны- представителей администрации Краснодарского края.
Полагая отказ незаконным, ГУ КК "Ейская зональная ветеринарная лаборатория" обжаловало действия ФРС по Краснодарскому краю в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, правомерно руководствовался следующими нормами права.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества документов.
Следовательно, в силу прямого предписания закона субъект Российской Федерации - Краснодарский край должен был обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации в ЕГРП за собой своего первичного права собственности на спорные объекты одновременно с подачей ГУ КК "Ейская зональная ветеринарная лаборатория" о регистрации перехода права собственности на указанное имущество.
В силу положений закона о регистрации государственная регистрация права на объекты недвижимого имущества носит добровольный, заявительный характер. Следовательно, регистрирующий орган не наделен полномочиями устанавливать для заинтересованного лица требования о необходимости в обязательном порядке обращаться к нему с заявлениями о государственной регистрации права.
Довод Департамента имущественных отношений Краснодарского края о наличии спорного имущества в реестре государственной собственности Краснодарского края, что с его позиции является достаточным для регистрации перехода права собственности (том 1 лист дела, 22), судом апелляционной инстанции отклонен, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности и другие вещные права, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
Таким образом, единственным источником юридически значимой информации, подтверждающей существующие права на недвижимое имущество, а также существование ограничений и обременений этих прав, является информация, внесенная в ЕГРП. Только информация Единого государственного реестра прав позволяет определить момент возникновения и прекращения прав на конкретный объект недвижимого имущества, момент заключения сделки с объектом недвижимого имущества, а также момент возникновения и прекращения ограничения или обременения существующего права.
Как установлено судом первой инстанции, регистрация права собственности субъекта федерации - Краснодарского края на объекты недвижимости в ЕГРП не произведена, с заявлением о регистрации за собой права собственности субъект Российской Федерации не обращался. В деле имеется только заявление от субъекта - Краснодарского края о регистрации перехода права собственности (расписка от 26.12.2008 г., том 1, лист дела 135).
Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается. Органы государственной власти и органы
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009 n 15АП-849/2008 по делу n А32-24385/2006-53/466 По делу о признании незаконными действий уполномоченного органа по регистрации права хозяйственного ведения унитарного предприятия на оборудование электросетевого комплекса, а также о признании недействительными записей, внесенных в ЕГРП, о регистрации права хозяйственного ведения на это же оборудование за унитарным предприятием.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также