Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2009 n 15АП-9080/2009 по делу n А32-4335/2009 По делу о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка. По делу о признании недействительным зарегистрированного права аренды на земельный участок.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2009 г. N 15АП-9080/2009
Дело N А32-4335/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2009 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ломидзе О.Г.
судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нарышкиной Н.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: от ГУ "Сочинский национальный парк" представитель Меньщиков Б.А., доверенность от 11.01.2009 г. N 2, от ООО "Затерянный рай" директор Хагба Беслан Бадрович, паспорт; от третьих лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Затерянный рай", ГУ "Сочинский национальный парк"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24 июля 2009 и от по делу N А32-4335/2009,
принятое в составе судьи Ильенко Е.И.,
арбитражных заседателей Е.Н. Сафрончевой, А.П. Черного
и апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25 августа 2009 и от по делу N А32-4335/2009,
принятое в составе судьи Ильенко Е.И.,
арбитражных заседателей Е.Н. Сафрончевой, А.П. Черного
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
к ответчикам ГУ "Сочинский национальный парк", обществу с ограниченной ответственностью "Затерянный рай"
при участии третьих лиц Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года, Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, Министерства природных ресурсов и экологии России
о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 11.01.2007 N 12/51, признании недействительным зарегистрированного права аренды
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ответчикам государственному учреждению "Сочинский национальный парк" и ООО "Затерянный рай" (далее - общество) о признании недействительным (ничтожным) договора от 11.01.2007 г. N 12/51 аренды земельного участка площадью 0,66 га с кадастровым номером 23:49:00 00 000:0020/045, расположенного в квартале 21, выделах 62, 41 Краснополянского лесничества, заключенного между ответчиками; о признании недействительным зарегистрированного права аренды общества на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года, Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, Министерство природных ресурсов и экологии России.
В обоснование заявленных требований указано на то, что спорный земельный участок находится в границах округа горно-санитарной охраны курорта Сочи и является федеральной собственностью. Росимущество, осуществляя полномочия собственника в отношении федерального имущества, не принимало решения о предоставлении спорного земельного участка обществу и не уполномочивало на это ГУ "Сочинский национальный парк" (бессрочного пользователя). Общество владеет спорным земельным участком в отсутствие правовых оснований, в связи с чем зарегистрированное в его пользу обременение в виде аренды является недействительным.
В отзыве на исковое заявление ГУ "Сочинский национальный парк" не согласилось с доводами иска. В отзыве указано, что в соответствии с действующим на момент заключения договора аренды законодательством при наличии лицензий ее владельцам могли быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты, здания или сооружения на условиях, определенных договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков. В частности, Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 926 дирекции национальных парков были наделены правом выступать от имени арендодателя при подписании договоров аренды земельных участков национальных парков. У Росимущества право распоряжения землями Сочинского национального парка появилось после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 26.01.2007 г. N 47. ГУ "Сочинский национальный парк" заявило о пропуске срока исковой давности (т. 1, л.д. 70 - 84, т. 2, л.д. 3 - 5).
По делу принято два решения.
Решением от 24 июля 2009 г. удовлетворены требования Росимущества о признании недействительным (ничтожным) договора аренды. Суд установил, что оспариваемый договор заключен с нарушением ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации без согласия собственника участка.
Решением от 25 августа 2009 г. суд отказал в удовлетворении права о признании недействительным зарегистрированного обременения - аренды, сославшись на отсутствие такого способа защиты.
ФГУ "Сочинский национальный парк" и общество обратились с апелляционными жалобами на решение суда от 24 июля 2009 г.
Согласно доводам жалоб договор является законным, поскольку ФГУ "Сочинский национальный парк" было полномочно заключить договор в силу специальной (целевой) правоспособности, основанной на ст. 17 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и Постановления Правительства N 926 от 03.08.1996 г. Заявители жалоб ссылаются на положения ст. 120, 125 ГК РФ. Согласно выраженной в апелляционных жалобах позиции, статья 17 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" в принципе не могла содержать отсылку по вопросу об установлении фигуры надлежащего арендодателя к нормам Земельного кодекса РФ, в силу положений п. 2 ст. 22, п. 4 ст. 27, ст. 95 ЗК РФ. Заявители жалоб также полагают, что в части регулирования отношений по обороту земель национальных парков Земельный кодекс РФ отсылает к нормам специального природоохранного законодательства. Суд необоснованно не принял заявление ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности. Заявители жалоб также указывают на то, что данный спор был неподведомственен арбитражному суду, так как является спором компетенции. Полагают, нарушение публичных интересов не доказано. Принятое решение не восстанавливает прав истца, при этом нарушает права и законные интересы ответчиков.
Росимущество обратилось с апелляционной жалобой на решение от 25 августа 2009 г. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда от 25 августа 2009 г., удовлетворить требования о признании недействительной аренды, указывает на то, что в данном случае способ защиты в виде признания аренды недействительной предусмотрен ст. 12 ГК РФ, избран Росимуществом в соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ, направлен исключительно на восстановление положения, существовавшего до нарушения права собственности Российской Федерации на земельный участок.
На апелляционную жалобу Росимущества поданы возражения ГУ "Сочинский национальный парк", со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 28 апреля 2009 г. N 15148/08, практику ФАС СКО.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ФГУ "Сочинский национальный парк" и общества поддержали доводы апелляционных жалоб и возражения на апелляционную жалобу Росимущества.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей ответчиков, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы ГУ "Сочинский национальный парк" и общества не подлежат удовлетворению, апелляционная жалоба Росимущества подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом первой инстанции принято по делу два итоговых судебных акта. Жалобы поданы на оба судебных акта.
Апелляционный суд толкует данную ситуацию как обжалование итогового результата рассмотрения дела в суде первой инстанции каждым из заявителей в соответствующей части.
Как следует из материалов дела, между государственным учреждением "Сочинский национальный парк" (арендодатель) и обществом был подписан договор аренды земельного участка от 11.01.2007 г. N 12/51 аренды земельного участка, по условиям которого арендатору во временное пользование общества сроком на 49 лет был предоставлен земельный участок площадью) 0,66 га с кадастровым номером 23:49:00 00 000:0020/045, расположенного в квартале 21, выделах 62, 41 Краснополянского лесничества (т. 1, л.д. 6 - 11).
Договор аренды земельного участка был зарегистрирован в органах регистрации прав на недвижимое имущество 11 мая 2007 г.
Земельный участок предоставлен ФГУ "Сочинский национальный парк" в постоянное (бессрочное) пользование - т. 1, л.д. 124.
Право на передачу в аренду земельных участков национальным паркам предоставлялось статьей 17 Федерального закона "Об особых охраняемых природных территориях" (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом N 201 от 4.12.2006).
Однако в момент подписания спорного договора аренды действовали нормы Земельного кодекса Российской Федерации 25.10.2001 г.
Соотношению законодательства о природных ресурсах и земельного законодательства посвящен пункт 2 ст. 3 ЗК РФ, согласно которому к земельным отношениям нормы отраслей природоохранного законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Таким образом, применительно к земельным отношениям нормы Земельного кодекса РФ имеет приоритет.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.
Кроме того, статья 17 Федерального закона "Об особых охраняемых природных территориях" действовала в этот момент в редакции Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ. В данной редакции норма о заключении договоров дирекциями национальных парков заменена положением, согласно которому в целях организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, земельные участки в соответствующих функциональных зонах могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
Положения п. 2 ст. 3 Земельного кодекса РФ, рассматриваемые во взаимосвязи с указанной редакции ст. 17 Федерального закона "Об особых охраняемых природных территориях", указывают на то, что в 2007 году дирекция национального парка, являющегося бессрочным пользователем, не могла заключать договор аренды земельного участка.
Заявители жалоб - общество и ГУ "Сочинский национальный парк" ссылаются на положения п. 2 ст. 22, п. 4 ст. 27, ст. 95 ЗК РФ. Однако положения данных статей, устанавливая особенности правового режима земель особо охраняемых территорий, в том числе национальных парков, не позволяют сделать вывод о наличии правомочий распоряжения у дирекции национального парка.
Таким образом, к спорному договору подлежит применению Земельный кодекс РФ, в соответствии с пунктом 4 статьи 20 которого граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе те, за которыми такое право на земельные участки сохраняется в силу пункта 3 названной статьи, не вправе распоряжаться данными земельными участками.
Апелляционный суд отклоняет довод общества и ГК "Сочинский национальный парк", согласно которому ГУ "Сочинский национальный парк" был наделен правом выступать от имени Российской Федерации при заключении договоров аренды.
Спорный земельный участок входит в состав территории национального парка - особо охраняемой природной территории федерального значения - т. 1, л.д. 124, 129.
Земли национального парка отнесены к объектам федеральной собственности в силу прямого указания закона (часть 4 статьи 27 и статья 95 Земельного кодекса Российской Федерации) и находятся в ведении федеральных органов государственной власти;
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и обладающим полномочиями собственника, в том числе в области земельных отношений, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса РФ, если иное не следует из Федерального закона. В силу статьи 209 Кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что органом федеральной власти принимался специальный распорядительный акт о передаче земельного участка в аренду.
Таким образом, договор заключен в нарушение ст. 270 Гражданского кодекса Российской Федерации без согласия собственника участка и с нарушением п. 4 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, установившего запрет на распоряжение земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При таких обстоятельствах договор аренды от 11.01.2007 г. N 12/51 не соответствует требованиям п. 1 ст. 125, ст. 209, п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ, в связи с чем, в силу статьи 168 ГК РФ является ничтожным.
Поскольку
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2009 n 15АП-9074/2009 по делу n А32-12310/2009 По делу о взыскании задолженности по договору на выполнение капитального ремонта и процентов за пользование чужими денежными средствами.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также