Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2009 n 15АП-8370/2009 по делу n А32-8583/2009 По делу о признании недействительным постановления уполномоченного органа об отмене (аннулировании) разрешения на строительство.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2009 г. N 15АП-8370/2009
Дело N А32-8583/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.
судей А.В. Гиданкиной, С.И. Золотухиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ковалевой С. В.
при участии:
от заявителя:
1. Новиков В.В., по доверенности б/н от 04.05.2009 г.;
2. Кипрушев С.Б., по доверенности от 16.03.2009 г.
от заинтересованного лица:
1. начальник отдела архитектуры и градостроительства Администрации МО "Гулькевичский район" Петросян М.Л. удостоверение N 15 от 15.07.2009 г., по доверенности N 1515 от 24.04.2009 г.
2. главный специалист юридического отдела Бухтоярова И.В. удостоверение N 1 по доверенности N 1538 от 29.04.2009 г.
от третьих лиц:
1. ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза": главный специалист Решетников А.Б., по доверенности N 01-03/336 от 16.06.2009 г.
2. Администрация Гулькевичского городского поселения: представитель не явился, извещен надлежаще
3. ТСЖ "Удача": председатель правления Ильенко С.П. паспорт <...>, протокол N 1 от 25.06.2005 г., приказ N 1 от 25.06.2005 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу Администрации МО "Гулькевичский район"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 июня 2009 г. по делу N А32-8583/2009
принятое судьей Чабан А.И.,
по заявлению ИП Кипрушевой Л.А.
к Администрации МО "Гулькевичский район"
при участии третьих лиц: ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза", Администрация Гулькевичского городского поселения
о признании недействительным постановления,
установил:
Индивидуальный предприниматель Кипрушева Людмила Александровна, (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Постановления главы муниципального образования "Гулькевичский район" N 2472 от 12.12.2008 г. "Об отмене (аннулировании) разрешения на строительство".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2009 г., с учетом определения от 10 июля 2009 г., требования удовлетворены, Постановление главы МО "Гулькевичский район" N 2472 от 12.12.2008 г. "Об отмене (аннулировании) разрешения на строительство" признано недействительным. Суд пришел к выводу, что предприниматель представила все необходимые для выдачи разрешения на строительство документы, проведение экспертизы для возведения данного объекта капитального строительства не требуется. Спорный земельный участок находится у Кипрушевой Л.А. на основании договора аренды, заключенного между ней и Администрацией МО "Гулькевичский район". Следовательно, основания для отмены выданного разрешения на проведение строительства отсутствуют.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация МО "Гулькевичский район" обратилась с апелляционной жалобой, в которой в порядке ст. 201 АПК РФ возражает против восстановления заявителю пропущенного процессуального срока на обжалование Постановления главы МО "Гулькевичский район" N 2472 от 12.12.2008 г., просит отменить обжалуемый судебный акт.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы в суде апелляционной инстанции откладывалось с целью привлечения к участию в деле третьего лица - ТСЖ "Удача", члены которого, по пояснению Администрации, выступают против строительства на спорном земельном участке. Суд пришел к выводу, что разрешение спора без заслушивания мнения лица, чьи права и законные интересы могут быть затронуты, невозможно.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Администрации поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе, считают, что, во-первых, причина пропуска срока для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления является неуважительной, во-вторых, жители соседних многоэтажных домов категорически возражают против строительства магазина, кроме того, одна из сторон участка выходит за "красную линию".
Представители предпринимателя в судебном заседании возражали против жалобы по доводам, изложенным в представленном отзыве, просят оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" в судебном заседании возражал против жалобы, просит оставить решение без изменения.
Председатель правления ТСЖ "Удача" в судебном заседании пояснила, что апелляционную жалобу Администрации полностью поддерживают, просят отменить решение суда первой инстанции.
Третье лицо - Администрация Гулькевичского городского поселения, о дате и времени судебного заседания извещенная надлежащим образом, явку представителя не обеспечила, направила отзыв на жалобу (исх. N 3543 от 25.09.2009 г.), в котором просит оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда от 30.06.2009 г. подлежит отмене ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратилась в Администрацию МО "Гулькевичский район" с ходатайством об утверждении материалов предварительного согласования места размещения здания магазина на земельном участке по адресу: ул. Короткова, между жилыми домами N 6 и N 8, г. Гулькевичи, Краснодарский край.
На основании решения комиссии, созданной распоряжением Главы Гулькевичского района от 24.06.2003 г. N 359-р "Об образовании постоянно действующей районной комиссии по выбору и обследованию участка (трассы) для проектирования и строительства объектов недвижимости на территории Гулькевичского района", произведен выбор земельного участка площадью 323 кв. м, расположенного по адресу: ул. Короткова, между жилыми домами N 6 и N 8, г. Гулькевичи, Краснодарский край (Т. 1, л.д. N 7).
По результатам выполненных работ по установлению размеров и точных границ земельного участка Постановлением Главы МО "Гулькевичский район" N 2310 от 18.11.2005 г. утвержден проект размеров и точных границ - земельный участок площадью 236 кв. м расположен примерно в 50 м от ориентира по направлению на запад, ориентир - жилой пятиэтажный дом, почтовый адрес ориентира - и ул. Короткова, 6, г. Гулькевичи, Краснодарский край, и установлен вид разрешенного использования сформированного земельного участка - строительство здания магазина (Т. 1, л.д. N 11).
Гулькевичским районным филиалом ФГУ ЗКП по Краснодарскому краю сформированный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового N 23:06:19 02 084:0030 (Т. 1, л.д. 13).
Постановлением Главы МО "Гулькевичский район" N 556 от 24.03.2006 г. указанный земельный участок предоставлен Кипрушевой Л.А. в аренду сроком на 10 лет для строительства здания магазина. (Т. 1, л.д. N 12). На основании постановления между администрацией и предпринимателем заключен договор аренды от 03.04.2006 г. N 0600001913 (Т. 1, л.д. N 14 - 19). До настоящего времени договор аренды спорного земельного участка не расторгнут.
В связи с обращением жителей г. Гулькевичи о проверки законности строительства вышеуказанного объекта соответствующими службами был проведен анализ исходно-разрешительной документации, в результате которой установлено, что предпринимателем был нарушен пп. 4 п. 7 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, а именно: не представлено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации здания магазина. Согласно заключению ООО "Стройинвест Девелопмент" N 54 от 10.12.2008 г. проект строительства данного объекта подлежит обязательной государственной экспертизе в соответствии с п. 4 ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ.
Постановлением Главы муниципального образования Гулькевичский район N 2472 от 12.12.2008 г. разрешение от 12.12.2007 г. N RU23507000-162 на строительство отменено (аннулировано).
Из материалов дела (Т. 1, л.д. N 23), и пояснений в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителя Кипрушевой Л.А., следует, что об оспариваемом Постановлении ей стало известно 15.12.2008 г.
Полагая, что указанное Постановление является незаконным и нарушающим законные права и интересы в сфере ее предпринимательской деятельности, Л.А. Кипрушева обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ и п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания арбитражным судом ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По правилам ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Согласно ст. 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками органами местного самоуправления осуществляется в пределах их полномочий.
Право на получение земельного участка в аренду возникает в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно ч. 2 ст. 30 Земельного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ) предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Процедура выбора земельного участка предусматривает, в том числе, обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В материалах дела отсутствуют доказательства выполнения Главой МО "Гулькевичский район" этой нормы Земельного Кодекса РФ при предоставлении земельного участка в аренду Кипрушевой Л.А. для целей строительства объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что постановление Главы МО "Гулькевичский район" N 556 от 24.03.2006 г. "О предоставлении Кипрушевой Л.А. в аренду земельного участка..." принято с нарушением ст. 30 Земельного кодекса РФ, что влечет его недействительность.
Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводят проверку соответствия проектной документации или
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2009 n 15АП-8301/2009 по делу n А53-10307/2009 В удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа о доначислении НДС отказано, так как заявитель в 180-дневный срок, считая с даты помещения товаров по таможенным декларациям под таможенный режим экспорта, не представил пакет документов, подтверждающий применение ставки 0 процентов по НДС в соответствии с требованиями ст. 165 НК РФ.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также