Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2009 по делу n А32-9926/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А32-9926/2009

02 сентября 2009 г.                                                                               15АП-7240/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2009 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ткаченко Т.И.

судей Ивановой Н.Н., Золотухиной С.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ткаченко Т.И.,

при участии:

от заявителя: представителя Проскурина В.Г. по доверенности от 06.08.09 № 42/09,

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление 74395),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 29.06.2009 г. по делу № А32-9926/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русское зерно"

к Краснодарской таможне

о признании недействительным решения Краснодарской таможни от 10.02.2009 г. № 48 о взыскании в бесспорном порядке денежных средств,

принятое судьей Русовым С.В.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Русское зерно" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне  о признании незаконным решения Краснодарской таможни от 10.02.2009 г. № 48 о взыскании в бесспорном порядке денежных средств в размере 52 710 руб.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2009 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру, в связи с чем уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Не согласившись с принятым судебным актом Краснодарская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, сославшись на то, что в соответствии с процедурой периодического временного декларирования товаров, установленного статьей 138 Таможенного кодекса РФ, декларирование производится дважды - при подаче каждой таможенной декларации, как временной, так и полной. Таким образом, по мнению заявителя, Краснодарская таможня в соответствии с действующими ставками таможенных сборов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 863 от 28.12.08, правомерно осуществляла взимание таможенных сборов за таможенное оформление, как при подаче временных таможенных деклараций, так и при подаче полных таможенных деклараций, что нашло подтверждение в п. 7.1 Постановления Правительства РФ от 10.03.09 № 220 .

В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами таможни, сославшись на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебное заседание явился представитель заявителя, доводы возражений на апелляционную жалобу поддержал в полном объеме, пояснив, что Постановление правительства № 220 дополняющее Постановление № 863 пунктом 7.1 и устанавливающее обязанность по уплате таможенных сборов за таможенное оформление при подаче как временной так и полной таможенных деклараций обратной силы не имеет и не может распространяться на правоотношения по таможенному оформлению товара имевшими место в августе-сентябре 2008 года.

Заинтересованное лицо представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя таможни, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя таможни.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав в судебном заседании представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела в августе-сентябре 2008 года ООО «Русское зерно» осуществляло поставку на экспорт пшеницы 4 класса по внешнеторговому контракту от 28.07.2008 г. № 53412, заключенному между ООО «Русское зерно» и компанией «ХАРД АССЕТС ТРЕЙД ЛЛП» (Великобритания).

18.08.2008 г. в таможенный орган была подана временная таможенная декларация № 10309030/180800/0001222 и оплачен таможенный сбор в сумме 50 000 рублей. Факт оплаты сбора подтверждается документом контроля таможенных платежей по декларации № 10309030/180800/0001222 и платежным поручением № 01105 от 05.08.08 г.

26.08.2008 г. временная таможенная декларация № 10309030/180800/0001222 была отозвана и предоставлена повторная временная таможенная декларация № 10309030/180800/0001295 в отношении того же товара.

В связи с подачей повторной временной таможенной декларации, оплачен таможенный сбор в сумме 500 рублей. Факт оплаты сбора подтверждается документом контроля таможенных платежей по декларации № 10309030/180800/0001295 и платежным поручение № 607 от 26.08.2008 г.

18 декабря 2008 года таможенный орган выставил в адрес заявителя требование об уплате таможенного сбора в размере 50 000 рублей и пени в размере 1 540 рублей в связи с подачей полной таможенной декларации № 10309030/300908/0001681 (требование от 18.12.08 г. № 371).

10 февраля 2009 года Краснодарской таможней вынесено решение № 48 о взыскании в бесспорном порядке с банковского счета ООО «Русское зерно» суммы задолженности по таможенным сборам в размере 50 000 рублей и пени в размере 2 710 рублей.

19 февраля 2009 года указанные денежные средства и начисленные на 10.02.2009 г. проценты были взысканы с заявителя в бесспорном порядке (инкассовое поручение № 48 от 10.02.2009 г.) и выставлено требование об уплате пени с 11.02.09 по 19.02.09 г. в размере 195 рублей (требование № 70 от 02.03.2009).

Указанное выше решение Краснодарской таможни от 10.02.2009 г. № 48 о взыскании в бесспорном порядке с ООО «Русское зерно» денежных средств в размере 52 710 руб. и оспаривается заявителем по настоящему делу.

Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Статьей 60 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что оформление товаров начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

В силу пункта 1 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров начинается с момента подачи таможенной декларации и завершается проверкой соответствия заявленных в ней сведений о товаре путем принятия таможенным органом решения о его выпуске.

Из приведенного следует, что таможенное оформление представляет собой сложную, многоступенчатую процедуру, которая включает в себя ряд последовательно совершаемых действий. При этом необходимо учитывать, что это единая процедура, завершением которой является принятие таможенным органом решения о выпуске товара.

В соответствии со статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Следовательно, таможенное оформление товаров при его периодическом временном декларировании считается окоченным при подаче полной таможенной декларации. Таким образом, подача временной и полной таможенных деклараций представляют собой две стадии единой таможенной процедуры.

Согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

В соответствии со статьей 357.1 Таможенного кодекса Российской Федерации к таможенным сборам относятся, в том числе, таможенные сборы за таможенное оформление.

Согласно пункту 1 статьи 357.6 Таможенного кодекса Российской Федерации уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров.

Из приведенных норм права следует, что таможенный сбор - это возмездный обязательный платеж за совершение в отношении его плательщиков таможенными органами Российской Федерации юридически значимых действий. При таможенном декларировании юридически значимым действием является завершение процедуры декларирования, которая считается завершенной при подаче полной таможенной декларации, а, следовательно, начисление и установление суммы таможенных платежей должно производиться одиножды при подаче временной или полной таможенных деклараций.

Статьей 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 г. № 863, в редакции Постановления Правительства РФ от 25.12.2006 N 803, действовавшего на момент таможенного оформления, определены ставки таможенных сборов.

Пункт 7 указанного Постановления содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

Необходимо также учитывать, что по делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004г. № 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006г. № ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006г. № КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.

С учетом данного вывода установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 г. № 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008г. № 4574/08 сделан вывод о том, что установленная пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 г. № 863 обязанность повторной уплаты таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2009 по делу n А32-4475/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также