Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 n 15АП-8088/2009 по делу n А53-13906/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания уполномоченного органа о прекращении нарушения правил предоставления коммунальных услуг гражданам.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2009 г. N 15АП-8088/2009
Дело N А53-13906/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.,
судей Андреевой Е.В., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.
при участии:
от заявителя - МУП "ВКХ г. Гуково" - представитель не явился, уведомление N 35991,
от административного органа - Региональной службы по тарифам Ростовской области - представителя Хачатряна К.С., доверенность от 15.01.2009 г. N 48/1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП "ВКХ г. Гуково"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03 августа 2009 года по делу N А53-13906/2009,
принятое судьей Ереминым Ф.Ф.,
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство г. Гуково"
о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области N 43 от 30.06.2009 г. по делу об административном правонарушении,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водопроводно-канализационное хозяйство г. Гуково" (далее - предприятие) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее - служба) N 43 от 30.06.2009 г. по делу об административном правонарушении, которым предприятие привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением суда от 3 августа 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ, что выразилось в неисполнении предписания службы о прекращении нарушения предприятием Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 03.08.2009 г. отменить, ссылаясь на то, что до вынесения предписания в Гуковском городском суде были оспорены его действия по перерасчету оплаты за водоснабжение и водоотведение жителям многоквартирных домов, установившим индивидуальные приборы учета, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета. После направления дела на новое рассмотрение судом кассационной инстанции до настоящего времени решение не принято.
В отзыве на апелляционную жалобу служба просила отказать в ее удовлетворении, полагая, что суд принял правильное решение.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предприятие, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в апелляционной инстанции, явку представителя не обеспечило, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует судебному разбирательству.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель службы поддержал доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя службы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 21.04.2009 г. N 56 проведена внеплановая проверка предприятия по вопросу соблюдения Правил предоставления коммунальных услуг в части порядка определения размера платы граждан за водоснабжение и водоотведение за период с 01.01.2008 г. по 31.01.2009 г. По результатам проверки установлено, что предприятие осуществляет водоснабжение жилых домов в г. Гуково, в том числе, водоснабжение многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета, собственники жилых помещений в которых выбрали непосредственный способ управления. Договоры на оказание услуг водоснабжения с указанными собственниками, заключенные в письменной форме, не представлены. В течение 2008 года (11 месяцев) ежемесячный размер платы граждан за холодное водоснабжение (водоотведение) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета рассчитывался и выставлялся к оплате исходя из показаний индивидуального прибора учета. За 12 месяцев 2008 года предприятием в одностороннем порядке произведен перерасчет размера платы за холодное водоснабжение по нормативам потребления. Результаты проверки отражены в акте N 56 от 04.05.2009 г.
Усмотрев в действиях предприятия нарушение пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, служба направила в его адрес предписание от 14.05.2009 г. N 43. Заявителю предписано: прекратить нарушение Правил предоставления коммунальных услуг в части порядка определения размера платы граждан за холодную воду и водоотведение; произвести расчет размера платы за холодную воду и водоотведение за период с 01.01.2008 г. по 31.03.2009 г. гражданам, проживающим в жилых многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами и имеющим в жилых помещениях индивидуальные, общие (квартирные) приборы учета, исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в соответствии с пунктом 16 Правил предоставления коммунальных услуг; в дальнейшем при расчете размера платы граждан за холодную воду и водоотведение руководствоваться разделом III Правил предоставления коммунальных услуг; о выполнении предписания письменно сообщить в службу в срок до 10.06.2009 г. Предписание направлено в адрес предприятия по почте и получено им 18.05.2009 г., что подтверждается почтовым уведомлением.
Предприятие обратилось в службу с письмом от 29.05.2009 г. N 868, в котором просило отменить предписание или продлить срок, предоставленный для его выполнения. При этом обращение мотивировано тем, что предприятие является не исполнителем коммунальных услуг, а ресурсоснабжающей организацией, поэтому не обязано применять пункт 16 Правил предоставления коммунальных услуг. Кроме того, предприятие отметило, что вопрос о правомерности произведенных доначислений является предметом рассмотрения по делу, возбужденному в Гуковском городском суде.
Письмом от 30.06.2009 г. N 1911 служба отказала в удовлетворении заявления предприятия, указав на возможность обжалования предписания в судебном порядке.
Поскольку предписание предприятием не исполнено в установленный срок, службой составлен протокол от 25.06.2009 г. N 43 и вынесено постановление от 30.06.2009 г. N 43 о привлечении предприятия к административной ответственности по части 5 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает способы управления многоквартирным домом. Согласно статье 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
При непосредственном управлении с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (часть 2 статьи 164 ЖК РФ).
К данным отношениям применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 548 ГК РФ).
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с абзацем 1 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Положения абзаца 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг содержат специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме. Собственники вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Установленный Правилами предоставления коммунальных услуг порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги является обязательным как для ресурсоснабжающей организации, так и для каждого, кто к ней обратится для заключения договора о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении.
Согласно пункту 16 Правил предоставления коммунальных услуг при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Пункт 21 Правил предоставления коммунальных услуг устанавливает порядок определения размера платы при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных приборов учета, а пункт 19 Правил - при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, когда размер платы за потребленные ресурсы в жилых помещениях определяется по нормативу потребления.
Следовательно, применение установленного норматива потребления при расчете платы за водоснабжение и водоотведение возможно при отсутствии как коллективных (общедомовых), так и общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
В настоящем случае предприятие производило перерасчет платы за предоставляемые коммунальные услуги по нормативам потребления тем гражданам, у которых имелись в жилых помещениях индивидуальные приборы учета, что прямо противоречит пункту 16 Правил предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, предприятию правомерно было предписано службой устранить допущенные нарушения пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг по отношению к гражданам, жилые помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учета.
В связи с неисполнением в установленный срок предписания, предприятие обоснованно привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 19.5 КоАП РФ.
Наличие спора в суде общей юрисдикции о правомерности произведенного предприятием перерасчета не препятствует рассмотрению настоящего дела ввиду того, что объективную сторону вмененного предприятию правонарушения образует невыполнение законного предписания, что установлено выше.
Порядок привлечения предприятия к административной ответственности соблюден, что предприятием не оспаривается.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют достаточные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03 августа 2009 года по делу N А53-13906/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
Т.И.ТКАЧЕНКО

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 n 15АП-8087/2009 по делу n А53-5871/2009 По делу о взыскании неосновательного обогащения в виде денежной суммы, перечисленной в качестве оплаты стоимости павильона, который был истребован ответчиком у истца по виндикационному иску, и процентов.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также