Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2009 по делу n А32-3684/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а,Отменить решение полностью и прекратить производство по делу

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-3684/2008

14 сентября 2009 г.                                                                            15АП-1112/2009-НР

Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2009 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Захаровой Л.А.,

судей Винокур И.Г., Шимбаревой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания Яицкой С.И.

при участии:

от ООО "Транссвязь" – конкурсный управляющий - Каменский Алексей Александрович,

от Инспекции Федеральной налоговой службы г. Новороссийску – представитель не явился, уведомил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя инспекции,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего ООО «Транссвязь» Каменского А.А.

на решение  Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2008 г. по делу № А32-3684/2008

по заявлению ООО «Транссвязь»

к Инспекции Федеральной налоговой службы г. Новороссийску

о признании незаконными действии,

принятое в составе судьи Марчук Т.И.

УСТАНОВИЛ:

ООО «Транссвязь» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) о признании:

- недействительными решений налогового органа о проведении зачетов от 30.01.2007 № 1009, 1013, 1014, 1018, 1020, 1021, 1022, 1042, 1041, 1046;

- незаконными действий налоговой инспекции, выразившихся в несвоевременном извещении общества о принятых налоговым органом решениях о зачете;

- об обязании налоговой инспекции произвести возврат 750 178 рублей 80 копеек на расчетный счет общества (в дальнейшем выделено в отдельное производство).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2008 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда кассационной инстанции от 14.10.2008 г. решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2008 по делу № А32-3684/2008-23/23 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Решением суда от 10.12.2008 г. отказано в удовлетворении требований заявителя о признании незаконными действий налоговой инспекции по несвоевременному извещению его о принятии решений о зачете, а также о признании недействительными решений о зачете от 30.01.2007 года № 1009 на сумму 0,04 руб., № 1013 на сумму 433 459,13 руб., № 1014 на сумму 70,58 руб., № 1018 на сумму 134,46 руб., № 1020 на сумму 340,31 руб., № 1021 на сумму 6,74 руб., № 1022 на сумму 2,99 руб., № 1041 на сумму 109 063 руб., № 1042 на сумму 175 434,66 руб., № 1046 на сумму 31 636,92 руб.

Судебный акт мотивирован тем, что статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен иной порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации. На момент вынесения налоговой инспекцией оспариваемых решений (30.01.07) ликвидационная комиссия общества промежуточного ликвидационного баланса не составляла, кредиторов первой, второй и третьей очереди не устанавливала, суммы задолженности по каждой очереди не определяла, что следует из реестра требований кредиторов общества от 23.01.08. Представленные заявителем ко дню судебного заседания 08.12.08 расшифровки задолженности по заработной плате в общей сумме 381 650,74 руб. не свидетельствуют о том, что данная задолженность была внесена в реестр требований кредиторов на момент принятия решения о ликвидации до 30.01.07.

Конкурсный управляющий общества обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагая, что суд не учел часть 3 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), статей 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). По мнению заявителя жалобы, несоставление ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса не свидетельствует об отсутствии кредиторов первой, второй, третьей очереди. Требования не могли быть внесены в реестр требований кредиторов общества до 30.01.2007г., так как реестр требований кредиторов должника начал формироваться только после признания вышеуказанного предприятия судом несостоятельным (банкротом) и публикации сообщения об этом.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.04.2009 г. решение суда от 10.12.2008 г. изменено, действия налоговой инспекции по несвоевременному извещению общества о принятии решений о зачете от 30.01.2007 г. признаны незаконными, решение налоговой инспекции №1013 от 30.01.2007 г. в части зачете 332 038,74 руб. переплаты признано недействительным. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением суда кассационной инстанции от 15.07.2009 г. постановление суда апелляционной инстанции от 15.04.2009 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. При этом суд кассационной инстанции указал на необходимость проверки правильности расчета требований кредиторов общества первой и второй очереди.

Налоговая инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в апелляционной инстанции, явку представителя не обеспечила, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует судебному разбирательству.

В судебном заседании апелляционной инстанции конкурсный управляющий общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отказался от заявленных требований в части признания незаконными действий налоговой инспекции по несвоевременному извещению общества о принятии решений о зачете.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав конкурсного управляющего общества, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда от 10.12.2008 г. подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 29.12.2006 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о принятии решения о ликвидации общества, формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора, о чем обществу выданы соответствующие свидетельства  (л.д. 8, 9 т.1).

26.03.2007 Арбитражным судом Краснодарского края возбуждено производство по делу № А32-5641/2007-60/200-Б по заявлению общества о признании ликвидируемого должника банкротом.  

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2007 по делу № А32-5641/2007-60/200Б общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство сроком на 7 месяцев.

15.01.2008 налоговая инспекция направила в адрес общества извещение от 30.01.2007 № 18604-10-494/393 о принятых налоговым органом решениях о зачете от 30.01.2007 № 1013 на сумму 433 459 рублей 13 копеек переплаты по НДС в счет налога на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет (налог), № 1046 на сумму 31 636 рублей 92 копеек переплаты по ЕСН в счет налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации (налог), № 1009 на сумму 4 копеек переплаты по ЕСН в счет ЕСН, зачисляемого в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (пеня), № 1020 на сумму 340 рублей 31 копейки переплаты по налогу на пользование автомобильных дорог (пеня) в счет транспортного налога с организаций (пеня), № 1014 на сумму 70 рублей 58 копеек переплаты по НДС в счет налога на прибыль, № 1018 на сумму 134 рублей  46 копеек переплаты по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения (налог), зачтена в счет налога на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения (пеня), № 1022 на  сумму 2 рублей 99 копеек переплаты по налогу на пользователей автомобильных дорог (пеня) в счет налога транспортный налог с организаций (пеня), № 1042 на сумму 175 434 рублей 66 копеек переплаты по НДС (налог) в счет налога на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты Российской Федерации (налог), № 1041 на сумму 109 063 рублей переплаты по НДС в счет налога на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации (налог), № 1021 на сумму 6 рублей 74 копеек переплаты по налогу на пользователей автомобильных дорог (пеня) в счет транспортного налога с организаций (пеня).

Данные решения налогового органа оспорены обществом в лице конкурсного управляющего в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно (статья 78 НК РФ). Решение о зачете принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Вместе с тем статьей 49 НК РФ предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.

Пунктами 1 и 3 статьи 49 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.

Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 ГК РФ. Установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (пункт 2 статьи 63 ГК РФ) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В соответствии с пунктом 4 статьи 63 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 03.01.2006 № 6-ФЗ) выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 ГК РФ погашается в третью очередь.

Согласно пунктам 2 и 5 названной статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Приведенные положения статьи 49 НК РФ и статьи 64 ГК РФ не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.

Следовательно, после принятия участниками общества решения о ликвидации, создании ликвидационной комиссии, внесения налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.

Зачет проведен 30.01.2007 г., то есть до принятия к производству заявления о банкротстве, но после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале ликвидации налогоплательщика.  Срок предъявления требований кредиторов к обществу истекал 10.03.2007 г.

Согласно представленным в материалы дела справке конкурсного управляющего должника задолженность общества перед сотрудниками по заработной плате по состоянию на 31.01.2007 г. составила 332038

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2009 по делу n А53-4636/2009. Изменить решение  »
Читайте также