Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2009 n 15АП-5117/2009 по делу n А32-1216/2009 По делу о признании незаконными действий налогового органа по уклонению от выдачи справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, начислению налогов и сборов, обязании произвести корректировку данных налоговой базы, выдать справку.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2009 г. N 15АП-5117/2009
Дело N А32-1216/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л.А.
судей Винокур И.Г., Шимбаревой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2009 г. по делу N А32-1216/2009,
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восток"
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Приморско-Ахтарскому району Краснодарского края
о признании незаконными действий налоговой инспекции
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Восток" (далее - ООО "Восток") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Приморско-Ахтарскому району Краснодарского края (далее - ИФНС России по Приморско-Ахтарскому району Краснодарского края) о признании незаконными действий инспекции Федеральной налоговой службы России по Приморско-Ахтарскому району Краснодарского края по уклонению от выдачи справки по форме 206 "Об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций"; признании незаконными действий по начислению налогов и сборов; об обязании ИФНС России по Приморско-Ахтарскому району Краснодарского края произвести корректировку данных налоговой базы в соответствии с фактическим и документально обоснованным отсутствием задолженности общества по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и налоговым санкциям, а также об обязании ИФНС России по Приморско-Ахтарскому району Краснодарского края выдать обществу справку по форме 206 "Об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций", отражающую фактическое отсутствие задолженности общества по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и налоговым санкциям.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые заявителем суммы штрафов начислены ООО "Восток" на основании решений инспекции, которые не признаны недействительными в судебном порядке. Наличие у общества задолженности подтверждается данными лицевого счета налогоплательщика по состоянию на день рассмотрения спора. Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Списание имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням по иным основаниям, в том числе пропуска налоговым органом сроков их принудительного взыскания, действующим законодательством не предусмотрено. Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, по собственному усмотрению признавать долги по налогам нереальными к исполнению и списывать соответствующие суммы. По мнению суда первой инстанции, у налоговой инспекции, действующей в рамках предоставленных полномочий, отсутствуют основания об исключении сумм задолженности с лицевого счета налогоплательщика.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Восток" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 18.03.2009 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что сведения о решениях налогового органа, на основании которых за обществом числится задолженность у ООО "Восток" отсутствуют. Доказательства вручения обществу указанных решений инспекции в материалах дела отсутствуют. Судом первой инстанции неправомерно сделан вывод о доказанном факте наличия у общества задолженности.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган указывает, что штрафные санкции начислены обществу на основании решений инспекции, вынесенных на основании налоговых проверок. Указанные решения не признаны недействительными, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для внесения изменений в карточку лицевого счета налогоплательщика и исключения сумм налоговых санкций. Пропуск налоговым органом сроков на взыскание налоговых санкций не является основанием для исключения их из лицевого счета предприятия.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.11.2008 г. ООО "Восток" обратилось в ИФНС России по Приморско-Ахтарскому району Краснодарского края с заявлением о выдаче справки по форме 206 об отсутствии у общества задолженности по налогам и сборам, в целях получения бюджетных субсидий и кредита в Сбербанке.
Обществу выдана справка N 7922 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по форме N 39-1, согласно которой ООО "Восток" имеет задолженность по штрафам по подоходному налогу - 241 739,98 руб., по штрафам по НДС - 886 654,36 руб., по пеням НДС - 20 630,95 руб., по штрафам по ЕСХН - 21 342,21 руб., по штрафам - 10 000 рублей.
Полагая, что действия налогового органа по формированию на лицевом счете налогоплательщика указанной задолженности и выдаче справки с указанием данной задолженности являются незаконными, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд может признать действия (бездействие) государственного (иного) органа, должностного лица незаконными при наличии двух условий: несоответствия оспариваемого действия (бездействия) закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
В отличие от выписки из лицевого счета справка о состоянии расчетов является официальным документом, прямо предусмотренным Налоговым кодексом РФ для выдачи налогоплательщику.
Приказом ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ утверждена форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 Методических рекомендаций, при формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций делается запись "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".
Статья 31 НК РФ наделяет налоговые органы, осуществляющие налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правом проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.
Анализ статей 11, 46, 69, 70 НК РФ, статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что сведения о недоимке могут содержаться в решении налогового органа, принятом по результатам налоговой проверки. До признания этого решения незаконным в установленном порядке указанные в нем сведения признаются достоверными.
Из материалов дела усматривается, что указанная в справке задолженность числится на лицевом счете ООО "Восток" на основании решений ИФНС России по Приморско-Ахтарскому району от 09.12.2004 г. N 1140, от 05.01.2004 г. N 1, N 338 и N 341 от 10.12.2004 г., N 296 - 298 от 15.11.2004 г., вынесенных по результатам налоговых проверок.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что указанные решения в адрес заявителя не направлялись, не принимается апелляционной коллегией, поскольку направление указанных решений в адрес налогоплательщика подтверждается представленными налоговым органом в суд апелляционной инстанции копиями почтовых уведомлений.
Указанные решения не признаны недействительными и не отменены. Доказательств принудительного взыскания инспекцией в бесспорном порядке сумм недоимки и пеней с общества материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах у налоговой инспекции отсутствуют основания для внесения изменений в карточку лицевого счета налогоплательщика.
Кроме того, лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные Приказом Министерства налоговой службы Российской Федерации от 05.08.2002 N БГ-3-10/411). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по уплате пеней и штрафов само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются НК РФ и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными ко взысканию и списывать соответствующие суммы.
Поэтому у инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, отсутствовали основания для исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм недоимки и задолженности по пеням, а у суда - понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.
Указанный вывод соответствует правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлениях от 11.05.2005 г. N 16507/04 и N 16504/04.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в признании оспариваемых действий инспекции незаконными. Оснований для признания недостоверными сведений, содержащихся в справке, выданной инспекцией обществу, не имелось.
Действия (бездействие) налогового органа, а также ненормативные акты налогового органа, связанные с использованием сведений, содержащихся в лицевых счетах налогоплательщика по конкретным налогам, которые налогоплательщик считает недостоверными, могут быть оспорены им в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Суд полно, всесторонне исследовал обстоятельства дела, в совокупности оценил представленные доказательства, правильно применил нормы права и обоснованно отказал в удовлетворении требований общества.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 марта 2009 г. по делу N А32-1216/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Л.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.Г.ВИНОКУР
Н.В.ШИМБАРЕВА

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2009 n 15АП-4947/2009 по делу n А53-3625/2009 По делу о признании незаконным решения налогового органа, принятого по результатам камеральной налоговой проверки.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также