Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2009 n 15АП-4758/2009 по делу n А32-6096/2008-66/117-45/293 По делу о признании незаконными действий органа местного самоуправления об отказе в изменении разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства, об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2009 г. N 15АП-4758/2009
Дело N А32-6096/2008-66/117-45/293
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тбилисскснаб"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2009 по делу N А32-6096/2008-66/117-45/293
по заявлению открытого акционерного общества "Тбилисскснаб", ст. Тбилисская
к Администрации муниципального образования Тбилисский район Краснодарского края, ст. Тбилисская
о признании незаконными действий, об обязании изменить вид разрешенного использования,
принятое в составе судьи Федькина Л.О.
установил:
открытое акционерное общество "Тбилисскснаб" (далее ОАО "Тбилисскснаб") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Тбилисский район Краснодарского края (далее Администрация МО Тбилисский район, администрация) о признании незаконными действий об отказе изменения разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства; об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка с "размещение производственной базы" на "хранение сельскохозяйственной продукции".
Заявление мотивировано тем, что отказ администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка не соответствуют закону, нарушает права и законные интересы общества при пользовании земельным участком, поскольку лишает заявителя права самостоятельного выбора вида фактического использования земельного участка и объектов капитального строительства. При расчете арендной платы администрация незаконно применяет коэффициент целевого использования, равный 3 - "размещение производственной базы", поскольку ОАО "Тбилисскснаб" фактически осуществляет деятельность по хранению сельскохозяйственной продукции (коэффициент целевого использования - 1).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение суда мотивировано тем, что требования заявлены к ненадлежащему лицу, поскольку спорный земельный участок размещается на территории Тбилисского сельского поселения, в компетенцию которого входит решение вопроса об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка. Судом установлено, что спорный земельный участок расположен в производственно-коммунальной зоне, в которой "хранение сельскохозяйственной продукции" не предусмотрено ни как основной, ни как условно разрешенный вид использования земельного участка, в связи с чем, изменить разрешенное использование спорного земельного участка на использование для хранения сельскохозяйственной продукции невозможно. Актами обследования земельного участка от 09.02.2007 и от 16.05.2007 подтверждается использование спорного земельного участка по целевому назначению, указанному в договоре аренды.
Не согласившись с указанным судебным актом открытое акционерное общество "Тбилисскснаб" в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой в которой просило отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2009 и удовлетворить исковые требования. Заявитель указал, что актом обследования от 16.05.2007 подтверждается использование земельного участка для хранения сельскохозяйственной продукции. Администрация МО Тбилисский район не представила доказательства выполнения требований статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" по организации и проведению публичных слушаний об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Тбилисской сельской администрацией и АООТ "Тбилисскснаб" был подписан договор аренды N 220 от 04.11.1996 земельного участка общей площадью 28595 кв. м, расположенного по адресу: ст. Тбилисская, ул. Элеваторная, 72 сроком на 49 лет для размещения производственной базы (т. 2, л.д.26-28).
В силу п. 4.2 договора арендатор обязан использовать полученный в аренду земельный участок в соответствии с условиями его предоставления по целевому назначению.
Судом установлено, что ОАО "Тбилисскснаб" является собственником здания склада-навеса общей площадью 1802,1 кв. м литер Б (назначение - складское), а также здания склада ангара площадью 537,4 литер Д (назначение складское), расположенных по адресу: Краснодарский край, Тбилисский район, ул. Элеваторная, 72, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 02.08.2007 серии 23 АД N 111829, 111831 (т. 1,л.д.108-109). Согласно техническому паспорту по ул. Элеваторной, 72 в ст. Тбилисской расположено здание цеха по производству комбикормов литер Б (т. 1, л.д.110-115).
Из представленных в материалы дела кадастрового план от 16.01.2008 N 29/08-03-0283 следует, что земельный участок, кадастровый номер 23:29:03 04 010:0010, отнесен к категории земли населенных пунктов, разрешенное использование (назначение) - для размещения производственной базы, обременение: аренда в пользу - ОАО "Тбилисскснаб".
ОАО "Тбилисскснаб" 14.02.2008 обратилось в Администрацию МО Тбилисский район с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка из земель населенных пунктов площадью 28595 кв. м, арендуемого обществом по договору аренды N 220 от 04.11.1996 и расположенного по адресу: ст. Тбилисская, ул. Элеваторная, 72, с "размещение производственной базы" на "хранение сельскохозяйственной продукции" (т. 1,л.д.4).
Письмом от 17.03.2008 администрация отказала ОАО "Тбилисскснаб" в изменении вида разрешенного использования земельного участка. Отказ мотивирован тем, что в ходе комиссионного осмотра спорного земельного участка было установлено, что на земельном участке расположены материально-технические склады, используемые под производственную базу. В данных помещениях находится сельскохозяйственная техника, устаревшие запчасти к ним, сельскохозяйственная продукция. В соответствии с решением Совета муниципального образования Тбилисский район от 28.05.2007 N 458 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Тбилисского района от 27.06.2003 N 334 "О порядке определения размера арендной платы за земли муниципальной собственности на территории Тбилисского района" коэффициент целевого использования данного земельного участка по основному виду деятельности (база материально-технического снабжения) составляет 3.
Не согласившись с отказом администрации, ОАО "Тбилисскснаб" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемых действий (бездействий) незаконными требуется одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования земельных правоотношений является принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В силу подпункта 8 статьи 1 и подпункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в числе прочего, утверждение правил землепользования и застройки поселений - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Таким образом, установленный в статье 4 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" порядок согласования изменения разрешенного использования земельного участка является временным и действует до утверждения в установленном порядке правил застройки и землепользования. В дальнейшем, порядок изменения разрешенного использования земельного участка определяется в соответствии с правилами застройки и землепользования, с учетом территориального расположения земельного участка.
На основании пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности, утверждение правил землепользования и застройки поселений и выдача разрешений на строительство.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Аналогичные вопросы отнесены к вопросам местного значения Тбилисского сельского поселения пунктом 22 статьи 8 Устава Тбилисского сельского поселения.
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельного участка указываются в градостроительном регламенте, являющемся составной частью правил землепользования и застройки. Кроме того правила землепользования и застройки включают в себя положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков.
Пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительным регламентом является устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2009 n 15АП-4689/2009 по делу n А53-15515/2008 По делу о расторжении договора поставки и взыскании суммы предварительной оплаты за товар.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также