Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 n 15АП-5087/2009 по делу n А53-3234/2009 По делу о признании незаконным решения налогового органа в части отказа в возмещении НДС.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2009 г. N 15АП-5087/2009
Дело N А53-3234/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л.А.
судей Винокур И.Г., Гуденица Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Югтранзитэкспорт" - представитель - Перчиц Кристина Николаевна, доверенность от 04.06.2008 г. N 15,
от ИФНС России по г. Таганрогу по Ростовской области - представители: Дроганова Татьяна Николаевна, доверенность от 03.03.2009 г. N 77; Яковенко Владимир Александрович, доверенность от 13.05.2009 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 12.05.2009 г. по делу N А53-3234/2009,
принятое в составе судьи Стрекачева А.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Югтранзитэкспорт"
к Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу по Ростовской области
о признании незаконным решения налогового органа
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Югтранзитэкспорт" (далее - ООО "Югтранзитэкспорт") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу по Ростовской области (далее - ИФНС России по г. Таганрогу по Ростовской области) о признании незаконным решения N 225/2 КЮ от 26.11.2008 г. в части отказа в возмещении НДС в сумме 14 742 774 руб. (с учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2009 г. решение инспекции N 225/2 КЮ от 26.11.2008 г. признано незаконным в части отказа обществу в возмещении НДС в сумме 14 229 468,64 руб. Судебный акт мотивирован тем, что сельскохозяйственная продукция принята обществом к учету на основании надлежащих образом оформленных первичных бухгалтерских документов, счета-фактуры отражены в книге покупок, оплата произведена по безналичному расчету. Приобретенная сельскохозяйственная продукция использована в деятельности облагаемой НДС. Инспекцией не доказано наличие согласованных действий общества и его поставщиков, направленных на неправомерное возмещение НДС из бюджета. Все предприятия исправно платят налоги, не имеют задолженности перед бюджетом, оплаты по сделкам проводят путем безналичных расчетов. Сложившаяся между предприятиями структура взаимоотношений является экономически оправданной и целесообразной. Отправленная на экспорт продукция является характерной для общества и его поставщиков и осуществлена в рамках обычной хозяйственной деятельности. Нарушения принципов формирования цены с/х продукции не выявлено и судом при рассмотрении дела не установлено. Имевшие место сделки в цепи продаж являются экономически выгодными. Имеющиеся претензии инспекции касаются поставщиков 3 и 4 звена, с которыми общество не имело ни прямых, ни опосредованных через взаимозависимое лицо, отношений. Доказательств влияния взаимозависимости на необоснованность налоговой выгоды налоговый орган также не представил. В части применения вычета по НДС в сумме 513 305 руб. 36 коп. по приобретению поставщиком ООО "Югтранзитсервис-Агро" у субпоставщика ООО "Аю", суд пришел к выводу о том, что общество не представило достоверных и убедительных доказательств того, что поставленная на экспорт пшеница была приобретена именно у ООО "Аю". Факты взаимоотношений ООО "Югтранзитсервис-Агро" с ООО "Аю" говорят о том, что ООО "Аю" и, далее по "цепочке" - ООО "Юста", ООО "Байр", не принимают участия в реальном продвижении зерна на рынок, так как не представлены сведения о фактической возможности осуществления оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией по адресу, указанному в счетах-фактурах. ООО "Аю" не имеет основных средств, не имеет транспортных средств, отсутствуют расходы по аренде помещений. Следовательно, данный контрагент участвовал только при формировании документооборота, необходимого для возмещения НДС и в денежных расчетах.
Не согласившись с данным судебным актом, ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение от 12.05.2009 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержала доводы апелляционной жалобы. Пояснила, что ООО "Югтранзитэкспорт" и ООО "Югтранзитсервис-Агро" являются взаимозависимыми лицами. По субпоставщикам отсутствует подтверждение уплаты НДС в бюджет. Представленные ТТН по контрагенту ООО "Агромаркет-Трейд" не соответствуют установленным требованиям. В договорах, заключенных между ООО "Югтранзитсервис-Агро" и контрагентами второго звена имеются признаки схемы, направленной на неправомерное возмещение НДС из бюджета. Невозможно установить производителей сельхозпродукции.
Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражала. Пояснила, что взаимозависимость заявителя с его контрагентом не свидетельствует о недобросовестности общества. Факт экспорта сельскохозяйственной продукции налоговым органом не опровергнут. Доказательств получения заявителем необоснованной налоговой выгоды инспекцией не представлено. Право налогоплательщика - экспортера на возмещение НДС не зависит от исполнения всеми предшествующими поставщиками товара на территории Российской Федерации обязанности по перечислению НДС в бюджет. Налоговой инспекцией не представлено доказательств недобросовестности экспортера и его поставщиков.
Правильность принятого судебного акта проверяется апелляционной коллегией
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации ООО "Югтранзитэкспорт" по НДС за первый квартал 2008 г. ИФНС России по г. Таганрогу составлен акт N 5537/247 КЮ и принято решение N 225/2КЮ от 24.11.2008 г., которым обществу отказано в возмещении НДС в сумме 16 062 522 руб.
Полагая, что указанное решение является незаконным в части отказа в возмещении НДС в сумме 14 742 774 руб., общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статья 176 НК РФ предусматривает, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Согласно статье 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров, предусмотренных подпунктами 1 и (или) 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: 1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации; 2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке; 3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган); 4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
В подтверждение факта экспорта ООО "Югтранзитэкспорт" представило в налоговый орган предусмотренный статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации пакет документов: контракты N 16-MW/07-N от 28.08.2007 г., N 3-MW/07-N от 06.07.2007 г., N 11-MW/07-N от 06.08.2007 г., заключенные с фирмой "Сильверстоун СА" (Швейцария); дополнительные соглашения к контракту; ГТД N 10317060/071107/0019271, N 10317060/091207/0021794; поручения на погрузку: N 1 от 26.10.2007 г., N 1 от 27.11.2007 г.; коносаменты: N 1 от 03.11.2007 г., N 1 от 03.12.2007 г.; грузовые манифесты: от 03.11.2007 г., от 03.12.2007 г.; инвойсы: от 03.11.2007 г. N 0311; от 03.12.2007 г. N 0312.
Поступление валютной выручки подтверждено выписками банка о поступлении денег от иностранных контрагентов на счет налогоплательщика и не оспаривается инспекцией.
Таможенными органами подтвержден факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации. Все таможенные декларации, представленные обществом, имеют отметки таможенного органа "выпуск разрешен" и "товар вывезен".
Таким образом, налогоплательщик подтвердил право на применение ставки 0% по экспортным операциям, что подтверждено налоговым органом.
Основанием для отказа в возмещении обществу НДС в размере 14 742 774 руб. явился отказ в применении налоговых вычетов по поставщикам на внутреннем рынке.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. N 129-ФЗ все хозяйственные операции, производимые организацией, должны в первую очередь оформляться первичными учетными документами.
Согласно части 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, а также для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса и при наличии соответствующих первичных документов.
По смыслу указанных норм для получения права на вычеты по НДС необходимо: подтверждение фактической оплаты поставщику налога, включенного в стоимость товара (работы, услуги); оприходование данного товара (работы, услуги); приобретаемые товары (работы, услуги) должны предназначаться для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения; наличие счета-фактуры, выставленного в соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Счета-фактуры должны соответствовать требованиям, предъявляемым к их составлению и оформлению. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 названной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Положения статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации находятся во взаимосвязи со статьями 171 и 172 Кодекса и предполагают возможность возмещения налогов из бюджета при осуществлении сделок с реальными товарами.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20.02.01 N 3-П по делу о проверке конституционности положений абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О налоге на добавленную стоимость", при разрешении спора о праве на налоговый вычет суд не должен ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах и в случае сомнений в правомерности применения налогового вычета обязан установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (оплата покупателем товаров (работ, услуг), фактические отношения продавца и покупателя, наличие иных, помимо счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату налога в составе цены товара (работы, услуги и т.п.). Поскольку возмещение налогоплательщику НДС, уплаченного им поставщику, производится в размере положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, налоговый орган вправе отказать в возмещении налога на сумму вычетов, не подтвержденных надлежащими документами.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. N 129-ФЗ все хозяйственные операции, производимые организацией, должны в первую очередь оформляться первичными учетными документами.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ и услуг), а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 n 15АП-5080/2009 по делу n А32-2273/2009 По делу об устранении препятствий в пользовании недвижимым имуществом, обязании заключить договор аренды.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также