Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2009 по делу n А32-7413/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-7413/2009

05 ноября 2009 г.                                                                                15АП-9391/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2009 г..

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесова Ю.И.

судей А.В. Гиданкиной, С.И. Золотухиной

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.

при участии:

от ЗАО «Мономах», Новороссийской таможни: не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22 апреля 2009г. по делу № А32-7413/2009

по заявлению закрытого акционерного общества «Мономах»

к Новороссийской таможне о признании незаконным решения, обязании устранить допущенные нарушения, принятое судьей Руденко Ф.Г.,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Мономах» (далее – ЗАО «Мономах») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне о признании незаконным решения Новороссийской таможни, оформленного письмом от 16.12.2008 г. № 13-11/35952 на заявление о возврате излишне уплаченных таможенных сборов от 28.11.2008 г. № 282, как несоответствующего Таможенному кодексу Российской Федерации, а также об обязании Новороссийскую таможню устранить нарушение прав и законных интересов ЗАО «МОНОМАХ» в виде принятия решения о возврате излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 200000 рублей в форме перечисления на его расчетный счет в банке в 10-тидневный срок со дня принятия решения по данному делу.

Заявитель заявил отказ от п. 2 заявленных требований и дополнил заявление новым требованием и просит признать незаконным требование Новороссийской таможни об уплате таможенных платежей и пени от 24.03.2009 г. № 320 как несоответствующее Таможенному кодексу Российской Федерации.

Отказ от требований в части п. 2 – об обязании Новороссийскую таможню устранить нарушение прав и законных интересов ЗАО «МОНОМАХ» в виде принятия решения о возврате излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 200000 рублей в форме перечисления на его расчетный счет в банке в 10-тидневный срок со дня принятия решения по данному делу принят судом.

В принятии нового требования о признании незаконным требования № 320 от 24.03.2009 г. вынесенного ответчиком в отношении взаимоотношений по ГТД № 10317100/061008/0001780 и № 10317100/170708/0001500 отказано, поскольку данное требование не связано с первоначально заявленным и является «новым» и может быть принято судом к рассмотрению при обращении заявителя в суд с отдельным заявлением, в порядке ст. ст. 125, 126, 197, 199 АПК РФ.

Решением суда от 22 апреля 2009г. суд отказ от п. 2 заявленных требований принял. В этой части производство по делу прекратил в соответствии со ст. 150 АПК РФ. В принятии нового требования отказано. Признано незаконным решение Новороссийской таможни, оформленное письмом от 16.12.2008 г. № 13-11/35952 на заявление о возврате излишне уплаченных таможенных сборов от 28.11.2008 г. № 282, как несоответствующее Таможенному кодексу Российской Федерации.

Решение мотивировано тем, что согласно статье 60 Таможенного кодекса при вывозе товара таможенное оформле­ние начинается в момент представления таможенной декларации и завершается соверше­нием таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей. Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в со­вокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможен­ное оформление товара как единую таможенную процедуру. В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного де­кларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются как при подаче временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации.

В судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, в июне-июле 2008 года ЗАО «Мономах», осуществляло вывоз товара за пределы таможенной территории Российской Федерации по экспортным контрактам от 22.05.2008 г. № 109/2008/ех и от 25.06.2008 г. № 119/2008/ех.

Таможенное оформление товара при вывозе проводилось в Новороссийской таможне, путем подачи, в соответствии со ст. 138 ТК РФ временных таможенных деклараций по вышеназванным экспортным контрактам с последующей подачей полных деклараций.

Для оформления временной и полной таможенных деклараций №10317060/070608/0011943 и № 10317110/080708/0000468 по контракту от 22.05.2008 г. № 109/2008/ех, по требованию таможенного органа оплачен тариф по 100000 рублей за 2 декларации, всего 200000 рублей платежным поручением №1908 от 05.06.2008 года. (л.д. 11).

Также, для оформления временной и полной таможенных деклараций №10317100/080708/0000167 и №10317110/080708/0000130 по контракту от 25.06.2008 г. № 119/2008/ех. по требованию таможенного органа оплачен тариф по 100000 рублей за 2 декларации, всего 200000 рублей платежным поручением №2522 от 03.07.2008 года. (л.д. 12). 28.11.2008 г. Закрытое акционерного общества «Мономах» обратилось в Новороссийску таможню с заявлением о возврате излишне уплаченную сумму таможенных платежей.

16 декабря 2008 года Новороссийская таможня отказала заявителю в возврате таможенных платежей, пояснив, что в соответствии с письмом ФТС от 08.10.2008 г. № 01-11/41807 возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, может осуществляться только на основании вступивших в законную силу решений судов, принятых по конкретным обращениям участников внешнеэкономической деятельности.

Считая начисление таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций необоснованным, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с требованием о признании незаконным решения Новороссийской таможни, оформленного письмом от 16.12.2008 г. № 13-11/35952 на заявление о возврате излишне уплаченных таможенных сборов от 28.11.2008 г. № 282, как несоответствующее Таможенному кодексу Российской Федерации.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 355 Таможенного кодекса РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (п. 2 ст. 355 ТК РФ). При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов (п. 3 ст. 355 ТК РФ).

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата (п. 4 ст. 355 ТК РФ).

Статьей 357.10 Таможенного кодекса РФ предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с названной статьей Таможенного кодекса Постановлением  Правительства РФ от 28.12.2004 №863 определены ставки таможенных сборов.

Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004г. №863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» таможенные сборы уплачиваются при подаче каждой таможенной декларации, как временной, так и полной, поскольку и в том, и другом случае декларанту оказываются публично-правовые услуги, связанные с таможенным оформлением товаров.

По делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004г. №863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 №ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 №КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.

В соответствии с письмом от 25.08.08 г. №01-11/34707 «О таможенных сборах за таможенное оформление» при применении периодического временного декларирования российских товаров, установленного ст. 138 ТК РФ, таможенные сборы за таможенное оформление должны уплачиваться только при подаче временной таможенной декларации. Данным письмом регламентировано не применять абз. 12 письма ФТС России от 29.12.04 г. №01-06/12890 «О таможенных сборах», в части уплаты сборов при применении периодического временного декларирования.

С учетом изложенного установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 №863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Судом также сделан правильный вывод, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру, а в силу ТК РФ к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

Согласно статье 60 Таможенного кодекса при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

С учетом изложенного у Новороссийской таможни отсутствовали правовые основания для взыскания повторно таможенных сборов с Общества при подаче полных таможенных деклараций, а потому таможенные сборы в размере 200000 руб. являются излишне уплаченными, а потому у таможни отсутствовали основания для отказа в их возврате Обществу «Мономах» в силу ст. 355 ТК РФ.

Согласно письму ФТС России от 08.10.08 г. №01-11/41807 возврат суммы таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченные при подаче полных таможенных деклараций может осуществляться только на основании вступивших в законную силу решений судом, принятых по конкретным обращениям участников ВЭД.

Постановлением Правительства РФ от 10.03.09г. №220 Постановление Правительства РФ от 28.12.2004г. №863 дополнено пунктом 7.1, согласно которому при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы  за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным п. 1 Постановления при подаче как временной, так и полной таможенной

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2009 по делу n А32-2503/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также