Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2009 по делу n А32-12992/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А32-12992/2009

13 ноября 2009 г.                                                                                   15АП-7380/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2009 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Малыхиной М.Н.,

судей О.Г. Ломидзе, О.Х. Тимченко,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юсуповой Л.А.

при участии:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом (уведомление № 34400217759867)

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом (расписка о перерыве от 20.10.2009г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2009 по делу № А32-12992/2009-15/153

по заявлению Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю,

об обжаловании отказа в государственной регистрации права собственности,

принятое в составе судьи Коняхиной Е.И.,

УСТАНОВИЛ:

Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее – заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее – заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным решений об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - здание литер А, под/А, а2, а3, а4, а5, а8, а9, а10, а11, расположенного по адресу: г.Краснодар, ул.Рашпилевская, 61, и обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на  объект недвижимого имущества. Заявление мотивировано тем, что у регистрационной службы не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеназванный объект недвижимого имущества, ввиду того, что на государственную регистрацию не представлены необходимые для регистрации документы.

Решением от 16.07.2009 по делу № А32-12992/2009-15/153 Арбитражный суд Краснодарского края признал незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - здание литер А, под/А, а2, а3, а4, а5, а8, а9, а10, а11, расположенное по адресу: г.Краснодар, ул.Рашпилевская, 61. Суд обязал Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю зарегистрировать право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества -здание литер А, под/А, а2, а3, а4, а5, а8, а9, а10, а11, расположенное по адресу: г.Краснодар, ул.Рашпилевская, 61. Судебный акт мотивирован тем, что требования ст. 36 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Красно­дарского края» о необходимости оформления охранного обязательства относятся к осуществлению прав собственника, но не является условием регистрации права собственности. Суд установил, что представленные на государственную регистрацию документы по форме и содержанию соответствуют требованиям действующего законодательства.

Не согласившись с указанным решением, заинтересованное лицо обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, просило обжалуемое решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель жалобы указывает на отсутствие оснований для признания незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права муниципальной собственности. Ссылаясь   на п.1, п.5 статьи 36 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Красно­дарского края», заявитель указывает на необходимость при обращении с заявлением о государственной регистрации предоставления охранного обязательства на указанный в заявлении объект недвижимости.

Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Апелляционная жалоба слушалась с перерывом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации с 20.10.2009г. по 27.10.2009г. В судебное заседание не явился Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства. После перерыва в судебное заседание также не явилось Управление. Суд рассматривал апелляционную жалобу в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации  в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании 20.10.2009г. Управление просило решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар обратился в Управление федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю с заявлением от 02.12.2008 г. о государственной регистрации  права   собственности муниципального образования город Краснодар на здание лит. А, под/А а2, аЗ, а4, а5, а8, а9, а10, а 11, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 61, на основании постановления главы администрации города Краснодара от 13.07.1995 №713.

К заявлению о регистрации были приложены:

- нотариальная доверенность от 20.02.2007г. №922656;

- технический паспорт от 28.12.2006г.;

- постановление  главы администрации города Краснодара от 13.07.1995 №713;

-выписка из реестра муниципальной собственности от 15.10.2008г.;

-письмо Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар №26920.49 от 20.11.2008г.;

- справка БТИ №2 от 28.11.2008г. (т. 1 л.д. 40-73).

Уведомлением от 29.12.2008 №01/422/2008-709 регистрирующий орган сообщил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 19 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регистрация приостановлена, предложив представить охранное обязательство на указанный выше объект недвижимости.

Сообщением от 04.02.2009 № 15-184/2944 Управлением федеральной регистрационной службы по            Краснодарскому       краю отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования г. Краснодар в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для проведения государственной ре­гистрации, и нарушены требования ст. 16, 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При этом, управление сослалось  на нарушение  требований ст.48 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 75-ФЗ, п.п.1, 5 ст. 36 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края». Законом Краснодарского края № 313-КЗ 17.08.2000 «О пообъектном составе недвижимых памятников истории и культуры регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края», объект недвижимости был внесен в перечень зданий-памятников. Объекты культурного наследия используются с обязательным оформлением их собственниками и (или) пользователями охранных документов (охранного обязательства). Отсутствие охранного обязательства послужило основанием к отказу регистрации права муниципальной собственности ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры» народов Российской Федерации», п.п. 1, 5 ст. 36 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края».

Полагая, что отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности незаконен, департамент обратился с заявлением в арбитражный суд.

Материалами дела подтверждено отнесение спорного здания к объектам культурного наследия.

В соответствии с положениями статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Заявитель полагает подлежащими расширительному толкованию положения пункта 4 названной статьи, согласно которым при государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

По мнению заявителя регистрация прав собственности на объект культурного наследия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним вне зависимости от оснований такой регистрации должна сопровождаться предоставлением охранного обязательства, в том числе и тогда, когда собственником является публично-правовое образование.

Согласно положениям пунктов 1,2,5 статьи 36 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 N 558-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" порядок и условия использования объектов культурного наследия устанавливаются краевым органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности физических и юридических лиц, государственной или муниципальной собственности, соответствующим охранным документом: охранным обязательством, охранным договором, договором аренды объекта культурного наследия (охранно-арендным договором), договором безвозмездного пользования объектом культурного наследия.

Охранное обязательство регистрируется в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним одновременно с регистрацией договора купли-продажи.

Объекты культурного наследия используются с обязательным оформлением их собственниками и (или) пользователями в краевом органе охраны объектов культурного наследия соответствующих охранных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также с обязательным выполнением требований, предусмотренных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Пункт 1 статьи 63 Федерального закона № 73-ФЗ устанавливает, что впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 (СП СССР, 1982, N 26, ст. 133) и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат Федеральному закону № 73-ФЗ.

Согласно пункту 3 приведенной статьи впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865.

Впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 года подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества.

При этом необходимо отметить, что названный федеральный закон предусматривает необходимость отражения в том числе в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним статуса объекта недвижимости как памятника истории и культуры путем предоставления при регистрации прав на такой объект оформленного в установленном порядке уполномоченным исполнительным органом власти паспорта объекта культурного наследия (ст. 21). Вместе с тем на момент регистрации прав муниципального образования на спорное здание, указанный паспорт еще не применяется (до 01.01.2010г. согласно Приказу Росохранкультуры от 27.02.2009 N 38 "Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия"

Следовательно, при применении указанной нормы надлежит руководствоваться

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2009 по делу n А53-5041/2009. Отменить решение полностью и прекратить производство по делу  »
Читайте также