Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009 по делу n А32-16272/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-16272/2009

17 ноября 2009 г.                                                                                15АП-9186/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2009 г..

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Золотухиной С.И.,

судей Ивановой Н.Н., Ткаченко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.

при участии:

от заявителя: Канаки Н.В. по  доверенности № 1722 от 20.12.07 г.

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Муниципального унитарного предприятия  "РЭО-9"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2009 г.  по делу № А32-16272/2009 по заявлению МУП "РЭО-9" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю об оспаривании постановления административного органа, принятое в составе судьи Буренкова Л.В.,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие г. Сочи "РЭО-9" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене постановления  № 08-063-013КН-2 от 02.06.09г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном  ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда от 03.07.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебный акт мотивирован наличием в деянии предприятия состава вменяемого ему правонарушения.

Не согласившись с принятым решением, МУП  "РЭО-9" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что действиях предприятия отсутствует состав правонарушения, поскольку оно не оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе  об охране окружающей среды.

В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы жалобы.

Управление Росприроднадзора, надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, отзыв на апелляционную жалобу не представило, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя Управления.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя предприятия, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, прокуратурой г. Сочи проведена проверка деятельности МУП г. Сочи «Ремонтно-эксплуатационная организация - 9» по вопросу соблюдения предприятием требований природоохранного законодательства.  В  ходе проверки установлено, что хозяйственная деятельность МУП г. Сочи «Ремонтно-эксплуатационная организация - 9» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем предприятие обязано разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, предоставлять расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в Ростехнадзор и вносить плату, однако этого не сделало.

По указанному факту 21.05.09г. заместителем прокурора г. Сочи вынесено постановление о возбуждении в отношении МУП г. Сочи «РЭО-9» дела об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ, материалы проверки переданы на рассмотрение в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю.

Постановлением  старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю от 02.06.09г. №08-063-013КН-2 МУП «РЭО-9»  привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением административного органа, МУП г. Сочи «РЭО-9» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения, ссылаясь на то, что на балансе предприятия находятся автомобили, которые выбрасывают вредные вещества в атмосферу, организация также использует в своей деятельности канцелярские товары, эти бытовые отходы (в т.ч. использованная бумага, канцелярские товары и т.д.) и автомобили оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, общество обязано в установленном порядке разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, вносить плату за негативное воздействие на окружающую природную среду. Данный вывод является ошибочным ввиду следующего.

В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.

Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении предприятия отсутствуют сведения, относящиеся к событию правонарушения, а также сведения, касающиеся объективной стороны административного правонарушения. Организации вменяется следующее: хозяйственная деятельность МУП г. Сочи «РЭО-9» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, предприятие обязано по итогам каждого календарного квартала предоставлять расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в Ростехнадзор (расчет платы предприятие не представляет); обязательность соблюдения экологических требований при эксплуатации предприятия, в том числе путем представления указанных расчетов, внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение императивно предусмотрена федеральным законодательством (л.д. 19-20).

Из объяснения директора предприятия Храбовченко М.М. следует, что организация использует в своей хозяйственной деятельности два автомобиля, производящие вредные выбросы в атмосферу, а также канцелярские товары, по результатам обработки которых образуются бытовые отходы (в т.ч. использованная бумага, канцелярские товары и т.д.), которые вывозятся специализированной организацией - МУП "САХ" по соглашению об их вывозе (л.д. 24-26).

Между тем, материалы дела не свидетельствуют о том, что МУП «РЭО-9» осуществляло деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую природную среду в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Ни в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, ни в постановлении Управления Росприроднадзора о привлечении предприятия к административной ответственности не указано, какой вид негативного воздействия из определенных Законом об окружающей среде №7-ФЗ, осуществляет заявитель, не отражено какие автотранспортные средства используются предприятием в хозяйственной деятельности, каков объем и периодичность выбросов в атмосферу.

Статьей ст. 8.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Как указано выше, в качестве объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, предприятию в постановлении Управления Росприроднадзора от № 08-063-013КН-2 от 02.06.09г. вменяется отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, невнесение платы за негативное воздействие на окружающую природную среду. Констатировав отсутствие доказательств исполнения обществом соответствующих требований закона, суд первой инстанции отказал в признании незаконным постановления административного органа.

Между тем, необходимость разработки МУП «РЭО-9» соответствующих документов (проекта образования отходов, лимитов на их размещение), а также внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду судом первой инстанции не исследована. 

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона «Об охране окружающей среды»  №7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992г. № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993г. (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993г. № 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. № 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006г. № 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно статье 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Пунктами 2 и 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 и пунктом 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009 по делу n А32-14551/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также