Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 n 15АП-2113/2009 по делу n А32-1239/2009 По делу о признании недействительным постановления надзорного органа о привлечении к административной ответственности за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), и нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2009 г. N 15АП-2113/2009
Дело N А32-1239/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Колесова Ю.И., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: главный специалист-эксперт Карасев Антон Владимирович по доверенности от 17.02.2009 г. N 01-12/905,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Краснодарский кирпичный завод"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2009 г. по делу N А32-1239/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Краснодарский кирпичный завод"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
принятое в составе судьи Марчук Т.И.,
установил:
открытое акционерное общество "Краснодарский кирпичный завод" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления от 15.12.2008 г. N 43-029/5ПГ-2 о назначении административного наказания.
Решением суда от 18.02.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, открытое акционерное общество "Краснодарский кирпичный завод" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что представитель общества не был ознакомлен со всеми материалами административного дела и не получил возможность дачи объяснений в защиту общества, поскольку одновременно административным органом составлялись 12 протоколов об административных правонарушениях и два акта по двум проверкам. Указание в уведомлениях на временной интервал между составлением протоколов в 30 мин., по мнению заявителя жалобы, свидетельствует о том, что протоколы составлялись заранее (ранее актов проверки либо одновременно с ними), обществу было направлено определение о назначении рассмотрения административного дела от 28 августа 2008 г., определения от 28.11.2008 г. общество не получало. Общество также указывает на нарушение Управлением Росприроднадзора требований Закона N 134-ФЗ от 08.08.2001 г., а именно его положений о частоте плановых проверок.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на наличие в деянии общества состава вменяемых ему правонарушений, необоснованность доводов апелляционной жалобы, наличие у Управления Росприроднадзора полномочий на осуществление контроля за выполнением условий лицензии на пользование участками недр, указание в определении о назначении времени и места рассмотрения административного дела даты 28 августа 2008 г. является технической ошибкой.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу. Представитель общества "Краснодарский консервный завод", надлежаще извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие общества.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжений Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю N 1.05/561 от 23.09.08 г. и N 1.05/670 от 29.10.08 г. должностными лицами управления в период с 01.10.08 г. по 28.11.08 г. проведена плановая проверка соблюдения обществом "Краснодарский кирпичный завод" обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области охраны окружающей среды. При проведении проверки установлено, что общество на основании лицензии КРД 02527 ВЭ, выданной Территориальным агентством по недропользованию по Краснодарскому краю 07.02.05 г., осуществляет добычу пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения в южной и юго-восточной частях города Краснодара (скважины N 6276, 6318, 7389, 3566) с нарушением условий, предусмотренных соглашением к вышеназванной лицензии, а также с нарушением требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, установленных пунктом 10 статьи 22 Федерального закона "О недрах" от 21.02.92 г. N 2395-1 и Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.02 г. N 10 "О введении в действие санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02".
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки соблюдения пользователями недр обязательных требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр N 43-029-5ПГ от 28.11.08 г.
По факту выявленных нарушений 28.11.08 г. Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю в отношении общества "Краснодарский кирпичный завод" составлен протокол об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.3, 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю от 15.12.2008 г. N 43-029-5ПГ-2 ОАО "Краснодарский кирпичный завод" привлечено к административной ответственности по статьям 7.3, 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) и нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов с назначением ему наказания в виде административного штрафа в сумме 40 000 рублей (с учетом требований статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Указанное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Согласно ст. 7.3 КоАП РФ объективную сторону предусмотренного данной статьей правонарушения составляет пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
Статьей 8.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.
Наличие в деянии ОАО "Краснодарский кирпичный завод" составов указанных выше нарушений подтверждается материалами дела.
Из материалов дела об административном правонарушении видно, что при осмотре скважин Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю были установлены следующие нарушения:
1) скважина N 7389: первая зона санитарной охраны скважины сокращена до 18 м. Территория первой зоны санитарной охраны ограждена ограждением, не препятствующим проникновению посторонних лиц на территорию. Территория не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы. На территории растут высокоствольные деревья. Не представлено документов о том, что территория первого пояса санитарной охраны обеспечена охраной. В пределах территории на расстоянии 21 м от скважины расположено производственное помещение, где складируется ГСМ, на земле находятся бочки с ГСМ. Почва загрязнена нефтепродуктами. Скважина находится в подземном сооружении. Устье скважины закрыто неплотно, фланцевое соединение не закреплено на обсадной колонне. Во фланцевом соединении имеется открытое технологическое отверстие, размером 100 х 50 мм.
2) скважина N 6318: забой скважины на глубине 70 м. Интервал эксплуатации 61,9-70,0 м добыча вод ведется из четвертичных отложений. Скважина находится в подземном сооружении. Первая зона санитарной охраны не огорожена. В пределах первого пояса санитарной охраны, на расстоянии 1 м от скважины находится дорога, предназначенная для движения автотранспорта. На расстоянии 10 м, от скважины находится производственное помещение. В пределах первого пояса санитарной охраны, на земле находятся металлические детали. На расстоянии 6 м от скважины установлен бак для мусора. Первая зона санитарной охраны не обеспечена охраной. Устье скважины закрыто неплотно. Фланцевое соединение не закреплено на обсадной колонне. Во фланцевом соединении имеется открытое технологическое отверстие, размером 100 х 50 мм. Отсутствует знак соответствующего образца, информирующий о том, что данная территория является первой зоной санитарной охраны скважины.
3) скважина N 6276: забой скважины на глубине 48 м добыча вод ведется из четвертичных отложений. Первая зона санитарной охраны скважины не огорожена. На расстоянии 6 м от скважины расположены производственные помещения. Территория сильно загрязнена бытовым мусором. Территория не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы. Не представлено документов о том, что скважина обеспечена охраной, дорожка к скважине, имеющая твердое покрытие, отсутствует. Первая зона санитарной охраны не обеспечена охраной. Устье скважины закрыто неплотно, фланцевое соединение не закреплено на обсадной колонне. Во фланцевом соединении имеется открытое технологическое отверстие, размером 100 х 50 мм.
4) скважина N 3566, глубиной 210 м с дебитом 12м3/час, находящаяся по адресу: Краснодар, ул. Кубанская 345, передана предприятием по договору купли-продажи ООО СИК "Девелопмент-Юг": при осмотре территории скважина не обнаружена. На момент проведения проверки не представлено документов по ликвидационному тампонажу скважины N 3566.
Указанные деяния нарушают следующие требования законодательства РФ, а также выданной ОАО "Краснодарский кирпичный завод" лицензии на добычу пресных подземных вод.
В соответствии со статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации N 74-ФЗ от 03.06.06 г. для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с СанПиН 2.1.4.111 0-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.02 г. N 10), зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов. Пункт 2.2.1 указанных Санитарных норм и правил устанавливает границы первого пояса: водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 метров от водозабора - при использовании защищенных подземных вод, на расстоянии не менее 50 метров - при использовании недостаточно защищенных подземных вод, на расстоянии не менее 30 и 50 метров от крайних скважин - для подземных водозаборов.
Пунктом 3.2.1 СанПиН 2.1.4.111 0-02 предусмотрены мероприятия по первому поясу: территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной, дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Материалы дела подтверждают, что в нарушение указанных выше норм в непосредственной близости от скважин, эксплуатируемых обществом "Краснодарский кирпичный завод", находятся производственное помещение, где складируется ГСМ, дорога, предназначенная для движения автотранспорта, бак для мусора, стоянка автотранспорта; в пределах первого пояса санитарной охраны на земле находятся бочки с ГСМ, почва загрязнена нефтепродуктами, на земле находятся металлические детали. Первые зоны санитарной охраны не соответствуют установленным нормам (сокращены) и не обеспечены охраной, ограждения не препятствуют проникновению на территорию посторонних лиц. Скважины находится в подземных сооружениях. Устья скважин закрыты неплотно, фланцевые соединения не закреплены на обсадной колонне. Во фланцевых соединениях имеются открытые технологические отверстия размером 100 х 50 мм.
При эксплуатации водозаборных скважин недропользователем не применяются современные технологии работ, обеспечивающие рациональное использование и охрану подземных вод от загрязнения, истощения, необходимая водоподготовка, не принимаются меры к сокращению расхода воды на производственные нужды и потери, не соблюдаются требования безопасного ведения работ.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют также о нарушении обществом "Краснодарский кирпичный завод" требований пункта 3 лицензионного соглашения к лицензии N КРД 02527 ВЭ, которым предусмотрено, что владелец лицензии при эксплуатации водозаборной скважины обязан применять современную технологию работ, обеспечивающую рациональное использование и охрану эксплуатационных запасов подземных вод от загрязнения, истощения, необходимую водоподготовку, принимать меры к сокращению расхода воды на производственные нужды и потери, соблюдать требования безопасного ведения работ.
Заявителем по делу нарушен также пункт 5 лицензионного соглашения, устанавливающий, что в случае невозможности использования скважины в качестве мониторинговой, владелец лицензии обязан произвести ее ликвидационный тампонаж. Материалы дела свидетельствуют о том,
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 n 15АП-2093/2009 по делу n А53-9636/2008-С4-4 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с населением.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также