Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по делу n А32-8247/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-8247/2009

16 декабря 2009 г.                                                                              15АП-10740/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2009 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Величко М.Г.

судей Барановой Ю.И., Ехлаковой С.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Картыш С.С.

при участии:

от общества:  представитель Бестужева И.В. по доверенности от 10.01.2009г.

от страховой компании:   представитель Голдаева С.В. по доверенности от 09.10.2009г.

от ведомственной охраны: представитель Карапетян Ш.А. по доверенности от 01.04.2009г.

от ЗАО "Евросиб-Логистика", ОАО "Российские железные дороги",  компании MGTIK “EVRAZIA-CENTER”: не явились, извещены

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Кубаньгрузсервис"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29 сентября 2009г.  по делу № А32-8247/2009

по иску закрытого акционерного общества "Кубаньгрузсервис"

к ответчику открытому страховому акционерному обществу  "Россия" в лице Краснодарского филиала

при участии третьих лиц закрытого акционерного общества "Евросиб-Логистика", открытого акционерного общества "Российские железные дороги", федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", компании MGTIK “EVRAZIA-CENTER”

о взыскании 972778 рублей,

принятое в составе судьи Шевченко А.Е.,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество "Кубаньгрузсервис" (далее – общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому страховому акционерному обществу  "Россия" в лице Краснодарского филиала (далее – страховая компания, ответчик) о взыскании страхового возмещения в размере  972778  рублей.

К участию в споре в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Евросиб-Логистика" (далее – ЗАО "Евросиб-Логистика"), открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее – железная дорога, ОАО "РЖД"), федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее – ведомственная охрана), компания MGTIK “EVRAZIA-CENTER”.

Решением от 29 сентября  2009  в удовлетворении иска отказано в связи с недоказанностью исковых требований (статьи 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь, что экспедитором ЗАО "Евросиб-Логистика" ненадлежащим образом организована перевозка груза, не представлены коммерческие акты, договоры на охрану груза, приемо-сдаточные акты. Также истец указывает, что повреждение застрахованного ответчиком груза  произошло в процессе перевозки груза, следовательно, страховая компания обязана выплатить обществу сумму страхового возмещения с последующим предъявлением требований в порядке суброгации (статья 965 Гражданского кодекса Российской Федерации) к ответственному за убытки лицу – экспедитору ЗАО "Евросиб-Логистика".

В отзыве на апелляционную жалобу страховая компания просит оставить решение суда без изменений, ссылаясь на несвоевременное уведомление обществом страховщика о произошедшем событии;  отсутствие коммерческого акта о повреждении (порче) груза и возможных причинах повреждения; непредставление полного пакета документов для предъявления требований в порядке суброгации к виновному лицу; завышенный размер понесенных расходов по проведению оценочной экспертизы. 

В отзывах на апелляционную жалобу ведомственная охрана и железная дорога указывают, что в установленные пунктом 2  Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45) сроки  коммерческий акт не составлялся.

В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "Евросиб-Логистика" просит оставить решение суда без изменений, указывая на отсутствие коммерческого акта, а также на  несостоятельность утверждения общества о том, что ЗАО "Евросиб-Логистика" является лицом, ответственным за убытки.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители общества, страховой компании и ведомственной охраны поддержали доводы апелляционной  жалобы и отзыва на нее.

От ЗАО "Евросиб-Логистика" и ОАО "РЖД" поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайства рассмотрены судом и удовлетворены. Компания MGTIK “EVRAZIA-CENTER”, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечила. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ЗАО "Евросиб-Логистика", ОАО "РЖД" и компании MGTIK “EVRAZIA-CENTER” в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между обществом (страхователь) и страховой компанией (страховщик) в соответствии с Правилами страхования грузов ОСАО "Россия" от 25.08.2005г. был заключен договор страхования (полис страхования от 30.06.2008г.  № 350/08/0007860/231) грузов – автомобилей грузовых SINOTRUK (самосвалы) в количестве 21 шт., на условиях «все риски», сроком действия – с 30.06.2008г. на время перевозки железнодорожным транспортом по маршруту: от Манчжурии (КНР) до г. Краснодар, станция Сортировочная (Россия) с перегрузкой в г. Забайкальск.

Страховой полис подписан истцом, в нем имеется оговорка о получении Правил страхования.

Ссылаясь, что по прибытию в пункт назначения и при осуществлении выгрузки автомобилей в период с 11.08.2008г. по 01.09.2008г. было установлено, что 21 автомобиль прибыл в пункт назначения с повреждениями несущих конструкций кузова, о чем обществом в присутствии сотрудников ведомственной охраны составлены акты, а также, что страховой компанией неправомерно отказано обществу в выплате страхового возмещения с учетом стоимости проведенной оценочной экспертизы, истец обратился  в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

В силу статьи 943 Кодекса условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.

В соответствии с пунктом 5.3. Правил страхования грузов (утв. генеральным директором ОСАО "Россия" 25.08.2005г.) по договору страхования, если сторонами не согласовано иное, груз застрахован на время всей перевозки, включая перегрузки и хранение в этих пунктах не более 30 дней, с момента его погрузки на транспортное средство до момента выдачи грузополучателю, но не более 30 дней после доставки в пункт назначения.

Пунктом 7.4.3. Правил страхования грузов установлена обязанность страхователя (выгодоприобретателя) в случае несохранной перевозки грузов железнодорожным транспортом:

а) затребовать от железнодорожной станции назначения составления и выдачи коммерческого акта;

б) вызвать аварийного комиссара, указанного в страхом полисе или  в соответствующих справочниках ОСАО "Россия", а если таковой не указан – агента страховой корпорации Ллойд, если его услуги могут быть предоставлены в месте назначения груза, или представителя соответствующей экспертной организации для оценки ущерба от повреждения груза в случае, если по предварительным оценкам страхователя или грузополучателя ущерб превышает 5-тикратный размер минимальной оплаты труда, а из содержания коммерческого акта невозможно сделать достоверный вывод о размере и причине убытка;

в) выполнить указания или рекомендации аварийного комиссара или эксперта по сохранению груза и уменьшению убытков;

г) оплатить услуги эксперта;

д) не позднее 6-тимесячного срока со дня получения груза направить железной дороге претензию с приложением надлежаще заверенных копий железнодорожной накладной, коммерческого акта, счетов за товар, спецификаций и упаковочных листов.

В соответствии с полисом страхования от 30.06.2008г.  № 350/08/0007860/231 срок действия договора страхования – с 30.06.2008г. на время перевозки.

В силу пункта 1.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45) обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами, предусмотренными в настоящих Правилах.

Пунктом 2.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом предусмотрено, что коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

- несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная);

- повреждения (порча) груза и возможные причины такого повреждения;

- обнаружения груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;

- возвращения перевозчику похищенного груза;

- непередачи перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

Коммерческий акт составляется:

- при выгрузке грузов в местах общего пользования - в день выгрузки груза, в необходимых случаях - в день выдачи груза грузополучателю;

- при выгрузке груза в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна проводиться в процессе их выгрузки или непосредственно после выгрузки груза;

- в пути следования груза - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящем подпункте сроки он должен быть составлен в течение следующих суток (пункт 2.2. Правил).

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде другими доказательствами.

Вместе с тем, надлежащих доказательств того, что повреждение груза произошло в период действия договора страхования, истцом в материалы дела не представлено (статья 65 АПК РФ).

Доказательств составления коммерческого акта (пункт 7.4.3. Правил страхования,  пункт 2  Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом)  истцом в материалы дела не представлено.

В статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статей 65, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание, что доказательств составления коммерческого акта о повреждении (порче) груза и возможных причинах такого повреждения истцом в материалы дела не представлено, как не приведено доказательств того, что повреждение груза произошло в период действия договора страхования,    суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования обществом в установленном законодательством порядке не доказаны (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем, в иске отказано правомерно.

Представленные в материалы дела акты ЗАО "Кубаньгрузсервис" (т.1, л.д.41-60) с учетом письменных пояснений подписавшего их со стороны ведомственной охраны Корниенко В.И. (т.3, л.д.1-2) относительно обстоятельств их подписания и правомочности подписывать указанные акты,  указанные документы не принимаются в качестве доказательств по делу, поскольку фактически являются односторонними. 

Доводы апелляционной жалобы относительно ненадлежащего исполнения экспедитором ЗАО "Евросиб-Логистика" обязательств по перевозке груза судом не принимаются, поскольку   не являются  предметом настоящего спора.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены или изменения у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29 сентября 2009г.   по делу № А32-8247/2009 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           М.Г. Величко

Судьи                                                                                             Ю.И. Баранова

С.В. Ехлакова

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по делу n А32-17877/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также