Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 n 15АП-2525/2009 по делу n А32-11291/2008-28/194 По делу о признании недействительным договора аренды земельного участка.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2009 г. N 15АП-2525/2009
Дело N А32-11291/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
п председательствующего Авдониной О. Г.,
судей Барановой Ю. И., Галова В. В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым А. А.,
при участии:
от ответчиков:
от администрации Туапсинского района представителя Твердова И. В. по доверенности N 24 от 04.03.2009,
от ООО ДОЛ "Дубравушка" представителя Молчанова В. И. по доверенности от 02.02.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
общества с ограниченной ответственностью детского оздоровительного лагеря "Дубравушка" и администрации муниципального образования Туапсинский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05 марта 2009 года по делу N А32-11291/2008-28/194
по искам Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, Департамента имущественных отношений администрации Краснодарского края
к ответчикам администрации муниципального образования Туапсинский район, обществу с ограниченной ответственностью детскому оздоровительному лагерю "Дубравушка"
о признании недействительным договора аренды земельного участка,
принятое в составе судьи Данько М. М.,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - ТУ ФАУГИ по КК) обратилось с иском к администрации муниципального образования Туапсинский район и обществу с ограниченной ответственностью детскому оздоровительному лагерю "Дубравушка" (далее - ответчик, общество) с иском о признании недействительным (ничтожным) договора аренды N 3300002127 от 09.11.2006 земельного участка площадью 26766 кв. м с кадастровым номером 23:33:06 06 011:0253, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, п. Джубга, заключенного между администрацией и обществом.
Требования мотивированы тем, что спорный земельный участок относится к землям особо-охраняемых природных территорий, является федеральной собственностью. На момент заключения договора аренды полномочиями по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, было наделено ТУ ФАУФИ по КК, действующее на основании положения о территориальном управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37. Администрация не являлась надлежащим представителем собственника федерального имущества и не имела полномочий на предоставление земельного участка в аренду обществу.
Департамент имущественных отношений администрации Краснодарского края (далее - департамент) обратился с самостоятельными требованиями о признании договора аренды N 3300002127 от 09.11.2006 недействительным. Требования департамента мотивированы тем, что спорный земельный участок в соответствии с Законом Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" является собственностью края.
Решением суда первой инстанции договор аренды N 3300002127 от 09.11.2006 признан недействительным, при этом требования ТУ ФАУГИ по КК и департамента удовлетворены частично.
Суд пришел к выводу, что спорный земельный участок с кадастровым номером 23:33:06 06 011:0253 частично расположен на землях государственного лесного фонда в квартале 151А Лермонтовского участкового лесничества Джубгского лесничества, что подтверждается письмом N 77-3628/08-11/19 Департамента лесного хозяйства Краснодарского края и письмом руководителя Джубгского лесничества - филиала ГУ КК "Комитет по лесу" N 175 от 26.09.2008. В части аренды земельного участка, подпадающего под земли лесного фонда (без определения площади участка), суд признал недействительным договор по иску ТУ ФАУГИ по КК. В части передачи в аренду остального земельного участка, суд признал договор недействительным по иску департамента, указав, что в силу Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ земельный участок отнесен к краевой собственности.
ООО ДОЛ "Дубравушка" и администрация обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просили решение отменить.
Жалоба администрации и дополнение к ней мотивированы следующими доводами:
- договор аренды был заключен администрацией с учетом требований действующего законодательства. На момент заключения договора ни Законом КК N 41-КЗ от 07.08.1996, ни другими законами не предусматривалось наличие курортов краевого значения, как курорты Туапсинского района, земельный участок не мог относиться к землям особо охраняемых территорий. Процедура придания территориям Туапсинского района статуса курорта федерального значения не проводилась и какие-либо правовые акты федеральных органов государственной власти по указанному вопросу не принимались,
- в соответствии с пунктом 10 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Статьями 33 и 35 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" по состоянию на 09.11.2006 было установлено, что до разграничения государственной собственности на землю органы местного самоуправления муниципального района принимают решения о предоставлении в аренду земельных участков, необходимых для эксплуатации недвижимого имущества, находящегося в частной собственности, а органы государственной власти Краснодарского края распоряжаются лишь незастроенными земельными участками, находящимися в государственной собственности из земель рекреационного назначения и земель особо охраняемых территорий. Спорный земельный участок был занят объектами недвижимости общества и предназначался для их использования,
- сведения Департамента лесного хозяйства КК и Джубгского лесничества об отнесении части земельного участка к землям государственного лесного фонда ничем не подтверждены. Суд не учел, что согласно представленной Департаментом лесного хозяйства КК в адрес суда информации, работы по уточнению границ и постановке на кадастровый учет земель лесного фонда, на которых расположено ГУ КК "Джубгское лесничество", только начаты. Согласно кадастровому плану спорный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов и на нем отсутствуют лесные насаждения.
- на момент заключения договора аренды от 09.11.2006 Закон Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ действовал в редакции, согласно которой из закона был исключен пункт 5 статьи 4 Закона об отнесении Туапсинского района к курортам краевого значения. Земельный участок, предоставленный в аренду по договору аренды, не мог относиться к землям особо охраняемых природных территорий, курортов.
Общество в обоснование жалобы указало на неправильное применение судом норм материального права, также указало, что обоснования несоответствия решения суда нормам законодательства Российской Федерации и Краснодарского края будут приведены после получения решения суда.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края в отзыве на жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Дополнительно пояснил, что письмо N 77-3628/08-11/19 Департамента лесного хозяйства Краснодарского края и письмо руководителя Джубгского лесничества - филиала ГУ КК "Комитет по лесу" N 175 от 26.09.2008 касаются земельного участка, который находится в процессе формирования. Вопрос о предоставлении указанного земельного участка обществу в аренду не разрешен.
Представитель общества поддержал доводы, изложенные представителем администрации, просил решение суда отменить.
ТУ ФАУГИ по КК не представило отзывы на апелляционные жалобы и не обеспечило явку в судебное заседание своего представителя, будучи уведомлено о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие истца и третьего лица с самостоятельными требованиями.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит частичному изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, администрацией 09.11.2006 принято постановление N 1573 о предоставлении обществу в аренду земельного участка площадью 26766 кв. м с кадастровым номером 23:33:06 06 011:0253, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, п. Джубга, для эксплуатации детского оздоровительного лагеря "Дубравушка" (л. д. 16-17 т. 1).
09.11.2006 администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды N 3300002127 указанного земельного участка сроком до 09.11.2055 (л. д. 10-15 том 1, л.д. 39-48 том 2). Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 05.02.2007.
Указанный договор оспаривается ТУ ФАУГИ по КК и Департаментом имущественных отношений Краснодарского края.
Исковые требования ТУ ФАУГИ основаны со ссылкой на отнесении спорного земельного участка к федеральной собственностью. Департамент, в свою очередь, оспаривает договор со ссылкой на незаконное распоряжение администрацией земельным участком, отнесенным к собственности Краснодарского края.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статьям 1, 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Согласно статье 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" территория может быть признана курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" курорты Туапсинского района, города Ейска и города Горячего Ключа признаны курортами краевого значения (статья 4).
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории регионального и местного значения находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии у администрации Туапсинского района полномочий по распоряжению спорным земельными участками основан на законе и является правильным.
Довод администрации о том, что на момент заключения договора аренды от 09.11.2006 Закон Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ действовал в редакции, согласно которой из закона был исключен пункт 5 статьи 4 Закона об отнесении Туапсинского района к курортам краевого значения, суд апелляционной инстанции отклоняет по следующим основаниям.
Исключение Законом Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ с 01.01.2005 из текста Закона от 07.08.1996 N 41-КЗ пункта 5 статьи 4 (перечня курортов краевого значения) не влечет за собой утрату Туапсинским районом статуса курорта краевого значения. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона от 07.08.1996 N 41-КЗ (в редакции Закона Краснодарского края от 06.03.2007 N 1193-КЗ) на территории Краснодарского края курортами краевого значения признаны курорты Туапсинского района, городов Ейска и Горячего Ключа.
Ссылка заявителей жалобы на пункт 10 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 33 и 35 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" также необоснованна. Указанные нормы регулируют порядок распоряжения не разграниченными землями. Спорный земельный участок в силу статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" был отнесен к собственности края.
Исходя из изложенных обстоятельств, право распоряжения спорным земельным участком принадлежало уполномоченному органу Краснодарского края. Договор аренды земельного участка от 09.11.2006 N 3300002127, заключенный между ответчиками, является недействительным (ничтожным) в виду отсутствия у администрации права распоряжения спорным земельным участком.
Довод администрации о делегировании ему департаментом ранее полномочий по распоряжению отдельными земельными участками на территории Туапсинского района не влияет на разрешение спора по настоящему делу. Доказательства делегирования администрации полномочий на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 23:33:06 06 011:0253 в материалы дела не представлены.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о недоказанности наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда являются обоснованными.
ТУ ФАУГИ по КК основанием иска не указывало принадлежность земельного участка, либо его части к землям лесного фонда и не представило доказательства в подтверждение указанного факта.
Из кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 23:33:06 06 011:0253 следует, что земельный участок отнесен к категории земель поселений.
Согласно письму Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю N 5/3490 от 13.11.2008, направленному в адрес суда, границы лесхоза в натуре не устанавливались и не согласовывались, в связи с чем, обязательным элементом является учет естественных рубежей лесных насаждений, произрастающих вблизи населенных пунктов. В ходе проведения землеустройства и постановки на кадастровый учет границ населенного пункта - п. Джубга, в том числе земельного участка с кадастровым номером 23:33:06 06 011:0253, учитывалось наличие (отсутствие)
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 n 15АП-2513/2009 по делу n А53-22574/2009 По делу об оспаривании решения налогового органа о доначислении НДС, начислении пени, налоговых санкций.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также