Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 n 15АП-1774/2009 по делу n А32-544/2009-59/4-1АЖ По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 8 ст. 14.34 КоАП РФ за организацию и осуществление деятельности по продаже товаров на розничном рынке без оформления и выдачи карточки продавца.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2009 г. N 15АП-1774/2009
Дело N А32-544/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Колесова Ю.И., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.
при участии:
от заявителя: представитель Шень Игорь Борисович по доверенности от 30.12.2008 г. N 128-ю, представитель Дроздова Ольга Александровна по доверенности от 30.12.2008 г. N 126-юр,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью ПКФ "САМСОН"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2009 г. по делу N А32-544/2009-59/4-1АЖ
по заявлению общества с ограниченной ответственностью ПКФ "САМСОН"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
принятое в составе судьи Гонзус И.П.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью ПКФ "САМСОН" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене постановления N 3783 от 10.12.2008 г. по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 23.01.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, ООО ПКФ "САМСОН" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Управление Роспотребнадзора не имело законных оснований для проведения внеплановой проверки. Проверка проведена в присутствии Иванова А.С., который не был уполномочен руководством общества на осуществление соответствующих действий и в силу непродолжительной работы в должности администратора не обладает необходимыми знаниями и опытом для участия в проверке, ему не разъяснялись права и обязанности представителя, участвующего в проверке, протокол осмотра составлен в отсутствие законного представителя общества, его надлежащего уполномоченного представителя и в отсутствие понятых, которые не присутствовали при проверке и подписали уже составленный протокол. Общество также оспаривает наличие в его деянии состава правонарушения, указывая, что реализатор Оглы А.С. самовольно после ежедневной проверки рядов контролером рынка переместилась с товаром к пустующему в тот день торговому месту, сведения о продавце Звин Ю.Н. были удалены из базы данных ввиду технического несовершенства компьютерной программы, несовпадение в датах выдачи карточек продавцов и датах заключения договоров о предоставлении торговых мест у продавцов Ковальковой И.Н. и Балдиной И.М. общество объясняет тем, что в связи с изменением размеров арендной платы с указанными лицами были оформлены новые договоры, но поскольку изменений в номера предоставляемых торговых мест не вносилось, оснований для замены карточек продавцов не было.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю просит решение суда оставить без изменения, указывая на то, что наличие в деянии состава вменяемого обществу правонарушения является доказанным, гл. 27 АПК РФ предусматривает возможность проведения осмотра принадлежащих лицу помещений и вещей без обязательного присутствия законного представителя юридического лица. Юрисконсульт общества замечаний в акте проверки по поводу проверки и содержания акта не заявил.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Управление Роспотребнадзора, надлежаще извещенное о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом удовлетворено, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя административного органа.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО ПКФ "САМСОН" осуществляет деятельность управляющей рынком компании. На основании распоряжения N 4566р-01-2008 от 12.11.2008 года Управлением Роспотребнадзора проведена проверка деятельности соблюдения обществом требований Федерального закона от 30.12.2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" при организации розничного рынка, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Новороссийская, 2А.
В ходе проверки установлены следующие нарушения:
- в 17 ряду с места N 124 фактически осуществляет торговлю непродовольственными товарами продавец Оглы А.С., в карточке продавца которой указаны другой торговый ряд и место, в частности 6 ряд место N 010 "а" и 19 ряд место N 010 "а", по данным реестра продавцов место, находящееся в 17 ряду N 124 закреплено за продавцом Газаровой Э.А.;
- в карточке продавца Звин Ю.Н. указан 17 ряд место 166 "б", однако в реестре продавцов реализатор Звин Ю.Н. не числится, а на вышеуказанном месте числятся реализаторы Грищенко Е.Б. и Зорин П.С.;
- в карточке продавца индивидуального предпринимателя Ковальковой И.Н. указано место Ар 109 м, дата оформления карточки продавца указана - 24.09.2007 г., тогда как договор аренды торгового места с указанным продавцом заключен обществом с 01.10.2008 года по 31.12.2008 года;
- в карточке продавца индивидуального предпринимателя Балдиной И.М. указана дата оформления карточки продавца - 22.09.2007 г., тогда как договор аренды торгового места с указанным продавцом заключен обществом с 01.10.2008 года по 31.12.2008 года.
По результатам проверки, зафиксированным актом от 12.11.2008 г. и протоколом осмотра от 12.11.2008 г., в отношении ООО ПКФ "САМСОН" 12.11.2008 г. составлен протокол N 002724 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 14.34 КоАП РФ.
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю от 10.12.2008 г. N 3783 общество ПКФ "САМСОН" привлечено к административной ответственности по части 8 статьи 14.34 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 100000 рублей.
Указанное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
В соответствии с частью 8 статьи 14.34 КоАП РФ организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке без оформления и (или) выдачи карточки продавца либо без соблюдения требований, предъявляемых к ее оформлению, представляет собой административное правонарушение и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 12 ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ оборудование рынка осуществляется управляющей рынком компанией, на рынке должны быть оборудованы торговые места в соответствии со схемой их размещения, административно-хозяйственные помещения и места общего пользования.
Статьей 14 Закон N 271-ФЗ установлены следующие обязанности управляющей рынком компании:
- обеспечение соблюдения лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований;
- обеспечение соблюдения лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о применении ими контрольно-кассовых машин при расчетах с покупателями;
- обеспечение соблюдения лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников);
- формирование и ведение реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест в соответствии с требованиями, установленными статьями 18 и 19 настоящего Федерального закона;
- оформление и выдача карточек продавцов в соответствии с требованиями, установленными статьей 20 настоящего Федерального закона;
- проверка соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Указанная проверка в обязательном порядке проводится ежедневно до начала работы рынка. В случае выявления нарушений при проведении указанной проверки управляющая рынком компания должна принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений или в этот же день уведомить соответствующие контрольные и надзорные органы.
Согласно ст. 20 Закон N 271-ФЗ деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке осуществляется продавцом только при наличии карточки продавца, которая выдается при заключении договора о предоставлении торгового места. В карточке продавца должны быть указаны: наименование и тип рынка; сведения о продавце, включающие в себя фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке; место расположения торгового места в соответствии со схемой размещения торговых мест; сведения о лице, которому торговое место предоставлено по договору о предоставлении торгового места. В карточку продавца также должна быть вклеена фотография физического лица, непосредственно осуществляющего деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, за исключением случая осуществления такой деятельности на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке. Карточка продавца оформляется при заключении договора о предоставлении торгового места, выдается каждому продавцу и действительна относительно всех указанных в ней торговых мест в пределах одного рынка. Карточка продавца должна быть заверена управляющей рынком компанией.
Несоблюдение ООО ПКФ "САМСОН" как управляющей рынком компании, приведенных выше положений законодательства подтверждается материалами дела. Так, при проверке установлено, что продавец Оглы А.С., осуществляла торговлю в 17 ряду с места N 124 (в карточке продавца указаны 6 ряд место N 010 "а" и 19 ряд место N 010 "а"), по данным реестра продавцов место 124 в 17 ряду закреплено за продавцом Газаровой Э.А.; продавец Звин Ю.Н., имеющий карточку продавца на 17 ряд место 166 "б", в реестре продавцов не числится; в карточке продавца индивидуального предпринимателя Ковальковой И.Н. и индивидуального предпринимателя Балдиной И.М. дата оформления карточки продавца не совпадает с датой оформления договора (карточка продавца оформлена соответственно 24.09.2007 г. и 22.09.2007 г., договор аренды торгового места заключен 01.10.2008 г.). Данные нарушения подтверждаются материалами административного дела (актом от 12.11.2008 г., протоколом осмотра от 12.11.2008 г., объяснениями продавцов рынка, копиями карточек продавцов - л.д. 11-15, 22-27, 33-37) и свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 14.34 КоАП РФ.
Ссылка общества на то, что при оформлении с Ковальковой И.Н. и Балдиной И.М. новых договоров аренды в связи с повышением ставок арендной платы оформления новых карточек продавцов не требовалось, является необоснованной и противоречит ч. 1 ст. 20 Закона N 271-ФЗ, предусматривающей оформление карточки продавца при заключении договора о предоставлении торгового места и не ставящей данную обязанность в зависимость от того, заключается ли данный договор с продавцом впервые либо повторно (на новый срок, в связи с изменением ставок арендной платы или по иным причинам).
Довод общества о том, что на торговое место 124 в ряду 17 продавец Оглы А.С. переместилась самовольно после проведения проверки контролерами рынка, не опровергает наличие в деянии общества ни объективной, ни субъективной стороны. В силу положений Закона N 271-ФЗ продавец должен осуществлять торговлю с торгового места, которое за ним зарегистрировано. Контроль за соблюдением продавцами требований законодательства РФ осуществляет управляющая рынком компания, поэтому вина общества в совершении правонарушения обусловлена ненадлежащим исполнением контролерами рынка своих обязанностей по проверке соблюдения продавцами требований Закона N 271-ФЗ.
Указание общества на технические причины (сбой в программе) отсутствия в реестре продавцов сведений о реализаторе Звин Ю.Н., имеющей карточку с указанием торгового места 166 "б" ряд 17, также не опровергает осуществление обществом ПКФ "САМСОН" своей деятельности с нарушением требований Закона N 271-ФЗ, а потому не принимается в качестве основания для признания незаконным оспариваемого обществом постановления.
Доводы общества о незаконности распоряжения на проведение проверки не могут быть оценены судом в рамках дела об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, поскольку выходят за предмет заявленных обществом требований и существо спора.
Аргументы общества о проведении проверки в отсутствие законного представителя общества не могут быть приняты в качестве основания для признания акта проверки и протокола осмотра в качестве ненадлежащего доказательства по административному делу. Проверка проводилась в присутствии администратора рынка Иванова А.С. - работника ООО "ПКФ "САМСОН", что не отрицается обществом и подтверждается объяснениями Иванова (л.д. 32). Протокол осмотра подписан Ивановым без возражений. Какого-либо специального разъяснения прав и обязанностей представителя проверяемого юридического
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 n 15АП-1757/2009 по делу n А53-39/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ за сброс при автоматических включениях насосной станции неочищенных сточных вод в почву.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также