Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 n 15АП-2650/2009 по делу n А32-660/2009-12/44-7АЖ По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за продажу товаров без применения контрольно-кассовых машин.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2009 г. N 15АП-2650/2009
Дело N А32-660/2009-12/44-7АЖ
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.,
судей Колесова Ю.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хорошайло Е.А.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассматривает в судебном заседании в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 34/70/75 лит.А апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сатос"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26 февраля 2009 года по делу N А32-660/2009-12/44-7АЖ
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сатос"
к заинтересованному лицу - инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Новороссийску
об отмене постановления ИФНС России по г. Новороссийску от 22 сентября 2008 года N 472 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
принятое судьей Савченко Л.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сатос" (далее - общество, ООО "Сатос") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Новороссийску (далее - ИФНС, административный орган) об отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Новороссийску от 22 сентября 2008 года N 472 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что в действиях общества отсутствуют вина в совершении административного правонарушения, поскольку им были предприняты все меры для соблюдения законодательства о ККТ, правонарушение допущено продавцом Самойловой С.В., с которым заключен трудовой договор, общество не было извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, осмотр помещений произведен в отсутствие понятых.
Решением суда от 26 февраля 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что налоговым органом документально подтвержден факт надлежащего извещения законного представителя юридического лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении; работник предприятия осуществил продажу минеральной воды и пакет вина от имени ООО "Сатос", полномочия которого действовать в интересах общества явствовали из обстановки в силу статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации; протокол осмотра N 005238 от 15.08.2008 составлен в присутствии понятых Савосько В.Ф. и Винниковой Е.В.
Не согласившись с указанным выводом, ООО "Сатос" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, поскольку вина общества в совершении административного правонарушения по статье 14.5 Кодекса отсутствует, нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности ввиду отсутствия извещения общества о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, доверенность на представление от имени ООО "Сатос" не выдавал, в протоколе осмотра отсутствуют подписи понятых. Кроме того, судом первой инстанции не принят во внимание довод общества о том, что телеграмма о вызове для составления протокола на 11.09.2008 не была воспринята обществом как привлечение к административной ответственности, поскольку согласно объяснениям продавца Самойловой С.В. виновной в совершении административного правонарушения признана сама Самойлова С.В.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил, представителей в судебное заседание не направил.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, при надлежащем их извещении о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства суду апелляционной инстанции не представлены.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поручения заместителя руководителя УФНС России по Краснодарскому краю N 23-35/08/191 от 14-15.08.2008 сотрудниками ИФНС России N 3 и 5 по г. Краснодару сотрудниками административного органа проведена проверка выполнения обществом ФЗ РФ от 20.05.2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", в ходе которой установлено: 15.08.2008 в 11 часов 18 минут в магазине "Продукты", расположенном по адресу: г. Новороссийск, п. Цемдолина, ул. Школьная,1А, принадлежащем ООО "Сатос", осуществлена продажа пакета вина и бутылки минеральной воды на сумму 59 руб. за наличный расчет без применения ККТ, по результатам проверки в отношении ООО "Сатос" составлены акт N 011906 от 15.08.2008 (л.д. 17-18), протокол осмотра N 005238 от 15.08.2008 (л.д. 74), отобрано объяснение у Самойловой С.В., согласно которому при продаже минеральной воды и пакета вина ККТ не применила, в связи с тем, что была очередь, и она не успела пробить чек (л.д. 73).
ИФНС России N 3 и N 5 по г. Краснодару результаты административного материала проверки направлены в адрес ИФНС России по г. Новороссийску.
ИФНС России по г. Новороссийску составлен протокол об административном правонарушении N 006291 от 11.09.2008 (л.д. 16), принято постановление N 472 от 22.09.2008 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Сатос" привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 рублей (л.д. 13).
Принятое решение явилось основанием для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с требованием о признании постановления незаконным и подлежащим отмене.
Рассматривая дело, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности события правонарушения и вины общества в его совершении.
Данный вывод соответствует обстоятельствам дела и подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ст. 14.5 КоАП продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии со статьей 5 указанного Закона организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин", сферой регулирования данной статьи являются наличные денежные расчеты, независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги).
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники. Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Как следует из акта проверки N 011906 от 15.08.2008, протокола осмотра N 005238 от 15.08.2008, пояснений продавца Самойловой С.В., протокола об административном правонарушении N 006291 от 11.09.2008 покупка бутылки минеральной воды и пакета вина осуществлена в личное пользование.
Таким образом, сотрудниками инспекции проведены проверочные мероприятия, в ходе которых осуществлена реальная сделка купли-продажи товара, что не может квалифицироваться как контрольная закупка, которая в силу статьи 8 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается только как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом, поскольку оперативно-розыскное мероприятие в виде контрольной закупки не имеет целью осуществление реальной сделки; при его проведении товар после фиксации факта правонарушения возвращается продавцу, деньги - проверяющему лицу, выступающему в роли покупателя.
При таких обстоятельствах контрольное мероприятие, проведенное в данном случае, не является доказательством, полученным с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса).
Следовательно, событие правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: актом N 011906 от 15.08.2008, протоколом осмотра N 005238 от 15.08.2008, объяснением продавца Самойловой С.В., признающего факт неприменения ККТ, протоколом об административном правонарушении N 006291 от 11.09.2008.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, опровергаются материалами дела и подлежат отклонению.
Согласно положениям части 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Часть 1 статьи 14.5 КоАП РФ в части определения административного наказания предусматривает для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от тридцати до сорока тысяч рублей. Постановлением о назначении административного наказания N 472 от 22.09.2008 ООО "Сатос" избрана минимальная мера административной ответственности, предусмотренная санкцией указанной статьи, что не противоречит нормам действующего законодательства.
Как правомерно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, административным органом соблюден порядок привлечения общества к административной ответственности, постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным в силу положений статьи 23.64 КоАП РФ должностным лицом, в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к ответственности с соблюдением прав, предоставляемых лицу, привлекаемому к ответственности, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об административных правонарушениях государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о государственной пошлине не рассматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26 февраля 2009 года по делу N А32-660/2009-12/44-7АЖ оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сатос" - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.ИВАНОВА
Судьи
Ю.И.КОЛЕСОВ
Т.И.ТКАЧЕНКО

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 n 15АП-2647/2009 по делу n А32-22101/2008-12/189 По делу о признании недействительным решения налогового органа в части взыскания недоимки по НДС.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также