Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2010 по делу n А01-1526/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А01-1526/2009

22 января 2010 г.                                                                                15АП-11064/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 января 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Золотухиной С.И.,

судей Смотровой Н.Н., Ткаченко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.

при участии:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Прикубанском регионе

на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.09.2009г. по делу № А01-1526/2009

по заявлению акционерного общества открытого типа "Майкопгорагроснаб"

к заинтересованному лицу Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Прикубанском регионе

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

принятое в составе судьи Хачак Р.Р.,

УСТАНОВИЛ:

АООТ  "Майкопгорагроснаб" обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Региональному отделению федеральной службы по финансовым рынкам России в Прикубанском регионе о признании незаконным и отмене постановления №18-09-80/пн от 12 августа 2009г.   о   привлечении      к   административной   ответственности по ч.9 ст. 19.5 КоАП РФ.

Решением суда от 15.09.2009 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что выставленное обществу предписание является третьим, за неисполнение предыдущих предписаний общество привлечено к ответственности, все предписания являются идентичными по содержанию, в связи с чем имеет место повторность привлечения общества к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

Не согласившись с принятым решением, Региональное отделение федеральной службы по финансовым рынкам России в Прикубанском регионе обжаловало его в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в деянии общества имеется состав правонарушения, предусмотренного ч.9 ст. 19.5 КоАП РФ, при этом нарушение обществом требований законодательства РФ в виде неисполнения предписаний РО ФСФР носит систематический характер, оспариваемым постановлением общество привлечено к ответственности за неисполнение предписания от 19.05.2009 г., в то время как ранее оно привлекалось к ответственности за неисполнение иных предписаний (от 25.12.2008 г., от 06.04.2009 г.), в связи с чем вывод суда о повторности привлечения общества к ответственности ошибочен.

АООТ «Майкопгорагроснаб»  отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие. 

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, прокуратура г. Майкопа обратилась в Региональное отделение с письмом с предложением проверить обоснованность жалоб акционеров общества.

В ходе проверки в деятельности общества установлены нарушения Федерального закона от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», а также Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Постановлением ФКЦБ России №17/пс от 31.05.2002г.

По результатам проверки, зафиксированным актом от 22.12.2008г. №257,  в адрес общества направлено предписание №03-4010 от 25.12.2008г., в котором предлагалось в срок до 23 марта 2009г. устранить выявленные  нарушения, а именно: принять меры по недопущению в дальнейшей деятельности нарушений требований п.1 ст. 47 ФЗ от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» при проведении общих собраний акционеров, п.2 ст. 54 Закона №208-ФЗ при рассмотрении и принятии решений по обязательным к рассмотрению вопросам на общем собрании акционеров, п.1 и п.2 ст. 52 Закона №208-ФЗ при оформлении сообщения и оповещении акционеров о проведении общего собрания акционеров общества, принять мены по недопущению в дальнейшей деятельности нарушений требований п.4.9 и п. 5.1 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Постановлением ФКЦБ России №17/пс от 31.05.2002г., при регистрации лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и при оформлении протоколов общих собраний акционеров общества. Обществу также предписано в срок до 23.03.2009 г. внести изменения в Устав и представить в РО ФСФР Устав в новой редакции, в срок до 23.03.2009 г. разработать и представить в РО ФСФР план мероприятий, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства об акционерных обществах и рынке ценных бумаг, а также представить в срок до 23.03.2009 г. в РО ФСФР отчет об исполнении предписания (л.д. 35-39).

Предписание от 25.12.2008г. не было исполнено обществом, Региональное отделение ФСФР направило материалы проверки с заявлением в суд о привлечении общества к административной ответственности. Постановлением мирового судьи судебного участка №28 Западного административного округа г. Краснодара от 18 мая 2009г. общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

6 апреля 2009г. РО ФСРФ в Прикубанском регионе направило в адрес АООТ «Майкопгорагроснаб» предписание №18-09-ИСЧ -03/1055 с требованием в срок до 4.05.2009г. устранить нарушения законодательства (л.д. 39-42).

Данное предписание  также не исполнено обществом, в связи с чем постановлением Регионального отделения от 6 июля 2009г. общество «Майкопгорагроснаб» привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 550 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 2 сентября 2009г. по делу №А01-1447/2009 оспариваемое постановление судом признано незаконным и отменено. Данное решение в настоящее время обжаловано в апелляционный суд.

19 мая 2009г. Региональное отделение направило №18-09-МЛ-03/1616,  в котором установило срок для исполнения требований предписания и устранения нарушения законодательства РФ до 22.06.2009г.  (л.д. 43-46).

В связи с неисполнением требований предписания от 19.05.2009 г. в отношении АООТ «Майкопгорагроснаб» составлен протокол от 22.07.2009 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст. 19.5 КоАП РФ.

Постановлением от 12.08.2009 г. №18-09-080/пн РО ФСФР привлекло АООТ «Майкопгорагроснаб» к административной ответственности по ч.9 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Указанное постановление обжаловано обществом в судебном порядке.

Исследовав обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает, что наличие в деянии общества «Майкопгорагроснаб» состава правонарушения, предусмотренного ч.9 ст. 19.5 КоАП РФ, является доказанным.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. № 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является федеральная служба по финансовым рынкам.

Согласно п. 5.3.7 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.

В соответствии с п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.

Частью 9 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Законность предписания от 19.05.2009 г. обществом «Майкопгорагроснаб» в судебном порядке не оспаривалась.

Факт неисполнения обществом в установленный срок (до 22.06.2009г.) требований законного предписания РО ФСФР России в Прикубанском регионе от 19.05.2009 г., полученного обществом 21.05.2009 г. (л.д. 34), подтверждается материалами дела и обществом документально не опровергнут. В этой связи вывод РО ФСФР о наличии в деянии АООТ «Майкопгорагроснаб» объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч.9 ст. 19.5 КоАП РФ, является обоснованным.

Вина общества в совершении данного правонарушения также является доказанной, поскольку в материалах дела не имеется сведений о принятии АООТ «Майкопгорагроснаб» всех зависящих от него мер к исполнению предписания уполномоченного органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности РО ФСРФ не допущено (протокол и постановление вынесены в отсутствие общества, извещенного надлежащим образом о месте и времени совершения административным органом соответствующих процессуальных действий), и общество на их наличие не ссылается.

При таких обстоятельствах оснований к отмене постановления РО ФСФР №18-09-80/пн от 12 августа 2009г.   апелляционный суд не усматривает.

Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество «Майкопгорагроснаб» повторно привлечено к ответственности за совершение одного и того же правонарушения: Постановлением мирового судьи судебного участка №28 Западного административного округа г. Краснодара от 18 мая 2009г. общество привлечено к административной ответственности за неисполнение предписания от 25.12.2009 г., постановлением РО ФСФР в Прикубанском регионе от  6 июля 2009г. общество привлечено к ответственности за неисполнение предписания от 06.04.2009 г., содержание которых идентично предписанию от 19.05.2009 г. (в них содержатся одинаковые требования) и различается лишь по сроку, в который должно быть исполнено предписание.  

Между тем, данное обстоятельство (схожесть содержания названных выше предписаний) само по себе не свидетельствует о повторности привлечения общества к административной ответственности.

Предписания РО ФСФР в Прикубанском регионе от 25.12.2008 г., от 06.04.2009 г. и от 19.05.2009 г. являются самостоятельными ненормативно-правовыми актами, неисполнение каждого из которых в силу их обязательной силы влечет ответственность, предусмотренную нормами административного законодательства. Вынесение РО ФСФР нескольких предписаний аналогичного содержания (обязывающих общество устранить одни и те же нарушения) свидетельствует о том, что противоправное поведение АООТ «Майкопгорагроснаб» носит систематический характер. Однако само по себе данное обстоятельство не исключает возможности привлечения общества к ответственности по ч.9 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение каждого из приведенных выше предписаний. Решение же суда первой инстанции, признавшего постановление административного органа незаконным, фактически легализует противоправное поведение общества, допуская, что однократное привлечение общества к ответственности за неисполнение предписания, не дает Службе по финансовым рынкам возможности для дальнейшего воздействия на общество (продолжающего нарушать требования законодательства РФ об акционерных обществах и после привлечения его к ответственности)  путем вынесения новых предписаний и привлечения к ответственности за их неисполнение. Таким образом,  создалась ситуация, при которой назначение административного наказания в виде штрафа освободило общество от обязанности исполнять закон.

Доказательств того, что неисполнение АООТ «Майкопгорагроснаб» требований предписания РО ФСРФ от 19.05.2009 г. послужило основанием для вынесения в отношении общества какого-либо иного акта государственного органа о привлечении к административной ответственности, кроме постановления  РО ФСФР в Прикубанском регионе №18-09-80/пн от 12 августа 2009г., в деле не имеется. В этой связи выводы суда первой инстанции о повторности привлечения общества к ответственности за совершение того же правонарушения не соответствуют обстоятельствам дела.    

Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с отказом в удовлетворении заявленных обществом требований.

В силу ч.4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании  решений административных органов о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается, следовательно, госпошлина по апелляционной жалобе, поданной по результатам рассмотрения соответствующего заявления, также не подлежит уплате.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Республики Адыгея от 15 сентября 2009 года отменить.

В удовлетворении заявления АООТ «Майкопгорагроснаб» отказать.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           С.И. Золотухина

Судьи                                                                                             Н.Н. Смотрова

Т.И. Ткаченко

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2010 по делу n А32-11239/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также