Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2010 по делу n А32-15235/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-15235/2009

25 января 2010 г.                                                                                15АП-10143/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 января 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Захаровой Л А.

судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С. И.

при участии:

от общества и администрации – представители не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

от третьего лица – МУП «гор. ИВЦ» - представитель – Болгова Валентина Викторовна, доверенность от 12.01.2010 г. № 1,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление  общества с ограниченной ответственностью "УК "Сочиграндстрой"

к Администрации г. Сочи

о признании ненормативного акта недействительным

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "УК "Сочиграндстрой" (далее – ООО "УК "Сочиграндстрой") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации города-курорта Сочи о признании недействительным постановления главы г. Сочи № 140 от 19.04.2009 г. «О передаче функций паспортно-учетной работы муниципальному унитарному предприятию города Сочи «Городской информационно-вычислительный центр».

Решением суда от 04.09.2009 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что  в силу статей 3, 9 Федерального закона РФ от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» ООО «Сочиграндстрой» является управляющей компанией по отношению к тем домам, в которых не выбран способ управления или выбранный способ управления не был реализован, а также является управляющей организацией по отношению к многоквартирным жилым домам, где выбран способ управления управляющей компанией ООО «Сочиграндстрой». Обжалуемым ненормативным актом в нарушение норм гражданского законодательства, администрация в одностороннем порядке отказалась от исполнения договора на управление жилищным фондом города Сочи. Издание оспариваемого постановления, по мнению суда первой инстанции, привело к нарушению законных интересов общества в сфере осуществления деятельности по регистрации граждан.

Не согласившись с данным судебным актом, администрация города-курорта Сочи обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила решение суда от 04.09.2009 г. отменить. В обоснование апелляционной жалобы администрация г. Сочи указывает, что в её действиях отсутствуют признаки нарушения Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета», так как МУП г. Сочи «Городской ИВЦ» осуществляет паспортно-учетную работу на основании договоров с управляющими организациями, осуществляющими обслуживание многоквартирных домов, а также ТСЖ. При этом МУП г. Сочи «Городской ИВЦ», интересы которого затронуты решением суда первой инстанции, к участию в деле не привлекался.

Определением от 10.12.2009 г. апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.

В отзыве на апелляционную жалобу общество «Сочигрнадстрой»  указывает, что оспариваемый ненормативно-правовой акт не соответствует действующему законодательству и нарушает законные интересы общества. В Законе № 161-ФФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не предусмотрено создание МУП для осуществления паспортно-учетной работы. Постановлением Правительства от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия с учета граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства» не предусмотрена возможность ведения паспортно-учетной работы должностными лицами муниципальных предприятий, не имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. ООО «Сочиграндстрой» является управляющей компанией по отношению к тем домам, в отношении которых не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован.

В судебном заседании представитель третьего лица - МУП г. Сочи «Городской ИВЦ» против удовлетворения апелляционной жалобы возражала. Пояснила, что обжалуемое постановление не содержит указаний о создании муниципального предприятия  «гор. ИВЦ». Для осуществления паспортно-учетной работы не требуется владеть жилищным фондом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Муниципалитет, как уполномоченное лицо, в ведении которого находится муниципальный жилищный фонд, вправе передавать отдельные функции по управлению жилищным фондом другим предприятиям. У общества «Сочиграндстрой» право доверительного управления муниципальным имуществом не возникло. Обществом не представлены какие-либо доказательства фактического управления многоквартирными домами, как и перечень домов, находящихся в управлении общества. Доказательств того, что обществом заключались договоры со специализированными организациями в материалы дела не представлено.

Представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о необходимости перехода к рассмотрению дела по правилам первой инстанции ввиду нарушения судом при вынесении решения требований п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.09.2009 г. о признании недействительным постановления главы г. Сочи  № 140 от 15.04.2009 «О передаче функций паспортно-учетной работы муниципальному унитарному предприятию города Сочи «Городской информационно-вычислительный центр» непосредственно затрагивает права и интересы МУП г. Сочи «ГИЦ» как лица, которому переданы функции паспортно-учетной работы оспариваемым постановлением. При этом МУП г. Сочи «ГИЦ» к участию в деле привлечено не было.

В соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Согласно пункту 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене решения по основаниям, предусмотренным в части 4 настоящей статьи, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным настоящим Кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 г. № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 5 статьи 270 Кодекса суд апелляционной инстанции выносит определение.

Рассмотрев заявленное ООО "УК "Сочиграндстрой" требование о признании недействительным постановления главы г. Сочи № 140 от 19.04.2009 г. «О передаче функций паспортно-учетной работы муниципальному унитарному предприятию города Сочи «Городской информационно-вычислительный центр», апелляционный суд установил следующее.

Из материалов делаусматривается, что и.о. главы города Сочи было издано постановление № 140 от 15.04.2009 «О передаче функций паспортно-учетной работы муниципальному унитарному предприятию города Сочи «Городской информационно-вычислительный центр». Данным постановлением отменено постановление Главы города Сочи от 31.03.2006г. № 583 «О передаче функций паспортно-учетной работы управляющей компании – ООО «Сочигранстрой». Функции паспортно-учетной работы возложены на МУП города Сочи «Городской информационно-вычислительный центр». Управляющей компании ООО «Сочиграндстрой» предписано передать, а МУП города Сочи «Городской информационно-вычислительный центр» принять действующую картотеку; документы, послужившие основанием для вселения граждан в жилые помещения; архивные документы.

Полагая, что постановление главы г. Сочи № 140 от 19.04.2009 г. является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Реализуя права, предусмотренные вышеназванной нормой, орган местного самоуправления вправе в целях осуществления деятельности по управлению, организации содержания и ремонта объектов муниципального жилищного фонда заключать договоры доверительного управления указанным фондом.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.04 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 г. открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 г. не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.

В силу части 2 статьи 18 указанного Закона ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 03.11.2004 г. администрацией г. Сочи по итогам открытого конкурса заключен договор на управление жилищным фондом города с ООО УК «Сочиграндстрой» сроком на пять лет.

24.03.2005 г. между Комитетом по управлению имуществом администрации г. Сочи и ООО «Сочиграндстрой» заключен договор доверительного управления  муниципальным жилищным фондом сроком на пять лет.

Постановлением главы г. Сочи от 31.03.2006 г. № 583 функции паспортно-учетной работы возложены на ООО УК «Сочиграндстрой». 

Письмом от 22.09.2004 г. № ЮТ-4712/03 "Об организации паспортно-учетной работы", утвержденным Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, предусмотрено, что передача функций паспортно-учетной работы по выполнению задач совершенствования системы оплаты и сбора платежей населения за жилье и коммунальные услуги информационно-расчетным центрам и расчетно-кассовым центрам производится на договорной основе с хозяйственными обществами или государственными и муниципальными организациями, предприятиями, учреждениями, управляющими жилищным фондом, а при их отсутствии - с местной администрацией.

В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Согласно Перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденному тем же постановлением Правительства РФ, к числу должностных лиц, ответственных за регистрацию, отнесены: должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2010 по делу n А32-18342/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также