Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 по делу n А32-22539/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

А32-22539/2009

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Донудело № А32-22539/2009

28 января 2010 г.15АП-12159/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 января 2010 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Галова В.В.,

судей Ломидзе О.Г., Малыхиной М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козьменко О.Г.,

при участии:

от заявителя: представитель Донцов Денис Степанович –доверенность от 14.01.2010 № 204/01,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 12 октября 2009 года по делу № А32-22539/2009,

принятое судьей Ильенко Е.И.,

по заявлению Администрации муниципального образования город Краснодар

к заинтересованному лицу Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования город Краснодар (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее –Росрегистрация, регистратор) о

признании незаконным отказа от 22.06.2009 № 11-14/22160 в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:01 25 029:25, расположенный по адресу: г. Краснодар, пос. Индустриальный, ул. Магаданская / улица Питерская, 44/63,

обязании внести в ЕГРП запись о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок.

Заявленные требования мотивированы тем, что Администрация обратилась с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на ряд земельных участков, государственная собственность на которые не была разграничена. По мнению заявителя, для регистрации права муниципальной собственности достаточно предоставить заявление с указанием на нормативный акт, на основании которого возникло право муниципальной собственности. В качестве такого акта Администрация указала п. 10 ст. 3, п. 3 ст. 3.1 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а также на п. 1 ст. 209 ГК РФ, ст. 11, 19 ЗК РФ. Поскольку в отношении заявленных земельных участков Администрация осуществляет полномочия собственника, то муниципальное образование является собственником земельного участка.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12 октября 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку Администрация не представила регистратору документ, являющийся основанием для возникновения права муниципальной собственности.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе повторены доводы заявления.

Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

В судебном заседании представитель Администрации изложил доводы апелляционной жалобы; Росрегистрация явку представителя не обеспечила; дело рассмотрено в соответствии с положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 22 апреля 2009 года Администрация обратилась в Росрегистрацию с заявлением от 25.03.2009 № 3102/08 о государственной регистрации права муниципальной собственности на ряд земельных участков, в том числе с кадастровым номером 23:43:01 25 029:25, расположенный по адресу: г. Краснодар, пос. Индустриальный, ул. Магаданская / улица Питерская, 44/63 (т. 1 л.д. 8-11)

18 мая 2009 года Росрегистрация направила уведомление № 11-64/16596 о приостановлении государственной регистрации (т. 1 л.д. 16-18).

Поскольку Администрация не устранила обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, 22.06.2009 года регистратором было направлено сообщение об отказе в государственной регистрации № 11.14/22160 (т. 1 л.д. 19-20).

Основанием для отказа в государственной регистрации права послужило непредставление документа на основании, которого возникло право муниципальной собственности на земельный участок.

Не согласившись с указанным решением, Администрация обжаловала его в рамках настоящего дела.

Как признано сторонами, земельный участок с кадастровым номером 23:43:01 25 029:25, расположенный по адресу: г. Краснодар, пос. Индустриальный, ул. Магаданская / улица Питерская, 44/63, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с п. 1 ст. 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

В заявлении Администрации указаны следующие нормативные акты, на основании которых, по мнению Администрации, возникло право муниципальной собственности: п. 3 ст. 3.1, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 1 ст. 209 ГК РФ, ст. 11, 19 ЗК РФ.

Однако положения, содержащиеся в указанных пунктах статей нормативных актов, не предусматривают основания возникновения права муниципальной собственности на заявленный земельный участок.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

При этом п. 1 ст. 16 ЗК РФ установлена презумпция государственной собственности на землю: государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

На земельные участки, указанные в п. 1 ст. 16 ЗК РФ, распространяется режим неразграниченных земель, согласно которому федеральный законодатель делегировал отдельные полномочия по управлению указанными земельными участками, в том числе, органам местного самоуправления.

Так абз. 2 и 3 п. 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено: распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Режим неразграниченных земельных участков ограничивает полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, а также имеет и публично-правовые последствия в части распределения фискальных и арендных платежей. Таким образом, полномочия органом местного самоуправления в отношении неразграниченных земельных участков существенно же земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

То обстоятельство, что п. 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» наделяет органы местного самоуправления правомочиями распоряжения, управления земельными участками не означает, что соответствующие земельные участки в силу одного факта волеизъявления муниципальных органов переходят в муниципальную собственность. В отношении указанных земельных участков, несмотря на распорядительные полномочия органов местного самоуправления, действует положение п. 1 ст. 16 ЗК РФ о праве государственной собственности на землю.

В соответствии с п. 2 ст. 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Основания для возникновения права муниципальной собственности на неразграниченные земельные участки указаны, в частности, в п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

В заявлении, поданном регистратору, Администрация не указывала на наличие объектов недвижимости или предоставление земельных участков муниципальным органам или соответствующим муниципальным организациям. Поэтому соответствующие основания судом не проверяются и не могут служить причиной признания незаконным отказа Росрегистрации.

Иных федеральных законом или принятых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, на основании которых возникло право муниципальной собственности, Администрация в заявлении не указала.

Таким образом, отказ Росрегистрации в государственной регистрации права муниципальной собственности на заявленный земельный участок является правомерным, а заявление Администрации не подлежит удовлетворению.

Судом первой инстанции в целом правильно применены нормы материального и процессуального права, нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено; оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 –Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 октября 2009 года по делу № А32-22539/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу –без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.

Председательствующий  В.В. Галов

СудьиО.Г. Ломидзе

М.Н. Малыхина

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 по делу n А53-17041/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также