Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 n 15АП-836/2009 по делу n А53-18544/2008-С4-4 В удовлетворении заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа, которым заявитель признан нарушившим антимонопольное законодательство РФ, отказано, так как заявитель, являясь органом, компетентным на проведение конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств при обязательном государственном техническом осмотре, при наличии обращений конкурс не провел.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2009 г. N 15АП-836/2009
Дело N А53-18544/2008-С4-4
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.
судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей.
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области: главного специалиста - эксперта Частникова В.Л., удостоверение, доверенность от 21.01.2009 г. N 7; специалиста 1 разряда Ратниковой О.С., удостоверение, доверенность от 12.01.2009 г. N 8;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области: главного специалиста Ананьяна А.А. удостоверение, доверенность от 11.01.2009 г. N 2;
от общества с ограниченной ответственностью "Дон-Кварц" представитель не направлен, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом;
от Администрации Ростовской области представитель не направлен, извещена надлежащим образом, уведомление о вручении N 344002 11 62296 6.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 29 декабря 2008 года по делу N А53-18544/2008-С4-4
по заявлению Министерства автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области
к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Дон-Кварц"; Администрации Ростовской области,
о признании незаконным решения от 28.08.2008 г.,
принятое судьей Сурмаляном Г.А.
установил:
Министерство автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Управление) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 28 августа 2008 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что действующими нормативными актами не урегулирован вопрос о том, в предмет ведения какого органа отнесено проведение конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при обязательном государственном техническом осмотре (далее - конкурс). Более того, действующий подзаконный нормативный акт, а именно: Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 г. N 880, а также нормативный акт субъекта Российской Федерации, а именно: постановление главы Администрации Ростовской области от 03.04.2000 г. N 112, не возлагают на Министерство обязанности по проведению указанных конкурсов. Таким образом, решение, принятое УФАС по РО, незаконно возлагает дополнительные обязанности, не предусмотренные компетенцией Министерства, чем нарушаются требования статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также противоречит Положению о Министерстве, утвержденному постановлением главы Администрации Ростовской области от 26.11.2002 г. N 542 "Об утверждении Положения, структуры и штатного расписания министерства автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области".
Определениями Арбитражного суда Ростовской области от 31 октября 2008 года и от 25 ноября 2008 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Дон-Кварц" (далее - общество) и Администрация Ростовской области (далее - Администрация).
Решением суда от 29 декабря 2008 года решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 28.08.2008 г. признано незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". С Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области в пользу Министерства автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решение мотивировано тем, что в соответствии с действующим законодательством принятие решения о проведении конкурса не входит в компетенцию Министерства, кроме того Управление не доказало, каким образом действия Министерства привели к нарушению или ограничению конкуренции.
Не согласившись с указанными выводами, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило отменить решение Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-18544/2008-С4-4 и отказать Министерству автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что необходимо разграничивать организацию проведения конкурса - обязанность осуществления которой возложена на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (далее - Госавтоинспекция), и принятие решения о проведении конкурса - обязанность, выполнение которой возложено на Министерство. Кроме того, основанием для проведения конкурса является не наличие заявки на его проведение, а наличие потребности в оказании услуг в области проведения обязательного государственного технического осмотра технических средств на той или иной территории, в данном случае указанная потребность существует.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство указало, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 г. N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" проведение конкурса не входит в компетенцию Министерства. Постановлением главы Администрации от 03.04.2000 г. N 112 "О проведении на территории области государственного технического осмотра, технических средств, зарегистрированных Государственной инспекции безопасности дорожного движения" обязанность по проведению конкурса возложена на Управление ГИБДД по РО.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области огласил доводы апелляционной жалобы.
Представитель Министерства автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области огласил доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Отвечая на вопросы суда, представитель Министерства пояснил, что на сегодняшний день законодательством не определен орган исполнительной власти, уполномоченный проводить конкурс, необходимо внесение соответствующих изменений в действующее законодательство Ростовской области.
По мнению представителя антимонопольной службы, полномочия по принятию решения о проведении конкурса Министерством автомобильных дорог вытекают из действующего законодательства, в том числе Положения о Министерстве.
Общество с ограниченной ответственностью "Дон-Кварц" и Администрация Ростовской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Дон-Кварц" и Администрация Ростовской области.
В соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства не представлены.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.09.2007 г. и 02.06.2008 г. ООО "Дон-Кварц" направило в адрес УГИБДД по Ростовской области заявления, в которых выразило желание принять участие в конкурсе по отбору организаций, имеющих право участвовать в проверке технического состояния транспортных средств, зарегистрированных в Белокалитвинском районе Ростовской области.
Согласно письмам УГИБДД по Ростовской области от 23.10.2007 г. и от 11.06.2008 г. указанные обращения общества были переадресованы заместителю Министерства.
Заявление ООО "Дон-Кварц" от 27.09.2007 г. о проведении конкурса было рассмотрено и дан ответ председателя областной конкурсной комиссии Министерства, в котором сообщено, что конкурс среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на получение права участия в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре в Белокалитвинском районе планируется провести после окончания срока действия договора на проверку технического состояния транспортных средств в Белокалитвинском районе между ОВД Белокалитвинского района и действующими станциями технического осмотра (срок окончания договора - 15.06.2008 г.).
В связи с подачей заявления ООО "Дон-Кварц" от 02.06.2008 г. экспертной комиссией проведена проверка производственно-технической базы и всей документации общества. По результатам проверки составлен акт проверки ПТО юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое диагностирование транспортных средств при государственном техническом осмотре от 02.06.2008 г.
Заявление от 02.06.2008 г. общества было рассмотрено, и 24.06.2008 г. председателем областной конкурсной комиссией принято решение об отказе в предоставлении права на проверку технического состояния транспортных средств, зарегистрированных в Белокалитвинском районе.
Обществом было подано заявление в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области о необоснованном препятствовании в допуске на рынок услуг по проверке технического состояния транспортных средств, зарегистрированных на территории Белокалитвинского района Ростовской области.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 28.08.2008 г. Министерство автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области признано нарушившим часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с этим Управлением выдано предписание N 202 от 28.08.2008 г.
Не согласившись с решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 28.08.2008 г. министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство не является уполномоченным органом на проведение конкурса. Суд апелляционной инстанции считает данный вывод не обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру. Порядок проведения обязательного государственного технического осмотра устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1997 г. N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждено "Положение о проведении государственного технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", кроме того, указанным выше Постановлением Правительства утверждено "Положение о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре" (далее - Положение о проведение конкурса).
Пунктом 4 Положения о проведении конкурса установлено, что решение о проведении конкурса принимает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 указанного Положения орган управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства (главного управления, управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации: готовит предложения по составу конкурсной и экспертной комиссий; помещает объявление о конкурсе в средствах массовой информации с указанием целей, предмета и условий конкурса, порядка и критериев оценки представленных на конкурс заявок, места, срока, порядка и формы их представления, порядка и сроков объявления результатов конкурса; осуществляет сбор заявок на участие в конкурсе; принимает и регистрирует представляемые документы. Объявление о проведении конкурса публикуется через две недели после принятия решения о его проведении. Заявки на участие в конкурсе подаются в течение трех недель со дня опубликования объявления, после чего в недельный срок определяется перечень претендентов, допущенных к участию в конкурсе.
Из приведенного следует, что компетенция двух органов разделена: органом, ответственным за организацию проведения конкурса, является Государственная инспекция безопасности дорожного движения Российской Федерации, в то время как принятие решения о проведении конкурса возложено на компетентный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, проведение конкурса возможно
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 n 15АП-831/2009 по делу n А53-23221/2008 По делу о признании незаконными действий таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара, выразившихся в самостоятельном определении таможенной стоимости товара.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также