Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2010 по делу n А53-25184/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А53-25184/2009

15 февраля 2010 г.                                                                                 15АП-12485/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2010 г..

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смотровой Н.Н.

судей Л.А. Захаровой, С.И. Золотухиной

при ведении протокола судебного заседания председательствующим,

при участии:

от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом, уведомление № 21457589, вручено  05.01.2010 г.

от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом, уведомление № 21457596, вручено  12.01.2010 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Ростовской области

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.11.2009 г.  по делу № А53-25184/2009 по заявлению индивидуального предпринимателя Каража Владимира Борисовича к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, принятое в составе судьи Сурмаляна Г.А.,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Каража Владимир Борисович (далее –предприниматель) обратился  в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Ростовской области (далее –инспекция) о  признании незаконным и отмене постановления от 13.10.2009г. № 183 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьи 15.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 4000 рублей.

Решением суда от 30.11.2009 г. заявленные предпринимателем требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к числу которых относятся: приходный и расходный кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств. Согласно пункту 2 названного Постановления указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц. Обязанность по ведению первичной учетной документации по учету кассовых операций, в том числе оформление приходных и расходных кассовых ордеров, ведение кассовой книги, возложена на предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности. К числу названных субъектов предпринимательской деятельности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, не относятся. Таким образом, действия предпринимателя не образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.1 КоАП РФ.

Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что в федеральном законодательстве отсутствуют нормы, освобождающие индивидуальных предпринимателей от соблюдения Порядка ведения кассовых операций. Предприниматель в силу пунктов 3, 22, 23 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации,  утвёржденного решением Совета директоров ЦБ РФ  от22.09.1993 г.№40 (далее-Порядок), обязан иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме, все поступления и выдачу наличных денег учитывать в кассовой книге, вести первичную учетную документацию по учету доходов и расходов - приходные и расходные кассовые ордера. Состав вмененного предпринимателю административного правонарушения подтверждается материалами дела.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.

Предприниматель и инспекция представителей в судебное заседание не направили, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Учитывая изложенное, на основании ст. 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 08.10.2009 г. сотрудником инспекции  на основании поручения № 871 от 06.10.2009 г. (л.д.40) проведена проверка деятельности предпринимателя, осуществляемой в магазине, расположенном по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул. Думенко, 5/1, по вопросу полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и ведением кассовых операций.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения: не оприходуются путём внесения записей в кассовую книгу наличные денежные средства в общей сумме 90 рублей, полученные с применением контрольно-кассовой техники за 03.08.2009 г. (60 рублей) и 19.09.2009 г. (30 рублей).

01.10.09 г.  результаты проверки зафиксированы в акте снятия показаний фискальной памяти (л.д.38).

08.10.09 г. результаты проверки зафиксированы в акте проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением № 11/298 (л.д.11-12).

08.10.09г. в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении № 183 по статье 15.1 КоАП РФ. (л.д.9-10).

13.10.09 г. инспекцией вынесено постановление о привлечении предпринимателя за выявленное в ходе проверки нарушение  к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4000 рублей (л.д.8).

Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратился в Арбитражный суд с заявлением.

Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба инспекции  подлежит удовлетворению в виду нижеследующего.

В соответствии с Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» № 54-ФЗ от 22.05.2003г. контрольно-кассовая техника, включенная в осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.

Предпринимателю вменяется осуществление операций с денежной наличностью с нарушением пункта 22- 24 Порядка. Нарушение порядка работы с денежной наличностью выразились в неоприходование денежных средств в кассу путём внесения об этом записей в кассовую книгу.

В соответствии с пунктом 22 Порядка все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге.

В силу пункта 23 Порядка каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

Пунктом 24 Порядка установлено, что записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998г. № 132, в конце рабочего дня кассир составляет кассовый отчет и вместе с ним сдает выручку, полученную по контрольно-кассовой машине, по приходному ордеру старшему кассиру.

Пунктом 1 Порядка к числу предприятий отнесены предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовой форм и сферы деятельности, то есть юридические лица.

В соответствии с пунктом 12 Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к числу которых относятся: приходный и расходный кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

Согласно пункту 2 названного Постановления указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, не относятся к числу лиц, обязанных соблюдать приведённые выше требования по оприходованию денежной наличности путём внесения записей в кассовую книгу, так как на предпринимателей установленная Порядком обязанность по ведению этой кассовой книги не распространяется. Эта обязанность имеется у предприятий, к которым предприниматели не относятся.

Однако, этот вывод суда первой инстанции не соответствует позиции Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенной в принятом им 07.12.2009 г. постановлении по делу А53-11447/2009 г. В этом постановлении суд кассационной инстанции признал неправильными вывод суда первой и апелляционной инстанций по тому  же вопросу, указав, что требования Порядка о ведении кассовой книги так же распространяются и на предпринимателей.

Исходя из требований о единообразии судебной арбитражной практики, этот вывод суда кассационной инстанции обязателен для судов первой и апелляционной инстанций.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела пришёл к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 15.1 КоАП РФ.

В частности по ст. 15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Предпринимателю вменяется в вину неоприходование в кассу денежной наличности, а именно: части выручки в размере 60 рублей, полученной за 03.08.09г. и части выручки в размере 30 рублей, полученной за 19.09.09г.

Факт получения этой выручки предпринимателем и её неоприходования подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами:  журналом кассира-операциониста  (л.д. 41-44), приходными кассовыми ордерами от 03.08.2009 №6 (л.д.46), и от 19.09.2009 г. №38 (л.д.45), протоколом об административном правонарушении(л.д. 34-35).

Нарушение так же подтверждается и предпринимателем, который в протоколе об административном правонарушении № 183 указал, что данное неоприходование произошло вследствие некорректного внесения показаний сменного гашения в журнал кассира-операциониста (л.д. 34-35).

Каких-либо обстоятельств, которые бы сделали объективно невозможным соблюдение установленных Правилами требований по оприходованию денежной наличности, предприниматель не назвал.  Допущенная работником предпринимателя ошибка при внесении записей в журнал, о которой он указал в объяснениях к протоколу об административном правонарушении, могла быть не допущена при должном контроле со стороны предпринимателя за кассовой дисциплиной его наёмными работниками.

Таким образом, в действиях предпринимателя имеется состав вменённого ему в вину административного правонарушения.

Судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о соблюдении инспекцией  установленной КоАП РФ процедуры при привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в пределах компетенции, определенной ст. 23.8 КоАП РФ.

При составлении протокола соблюдены положения ст. 28.2 КоАП РФ, направленные на защиту прав лица, в отношении которого составлен протокол.

Протокол об административном правонарушении составлен

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2010 по делу n А53-12785/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также