Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2009 n 15АП-1159/2009 по делу n А32-12469/2008 По делу о взыскании штрафа за задержку вагонов под грузовыми операциями на путях необщего пользования.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2009 г. N 15АП-1159/2009
Дело N А32-12469/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ванина В.В.
судей Барановой Ю.И., Ехлаковой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абраменко Р.А.
при участии:
от ОАО "Туапсинский морской торговый порт": Тагирова Галина Михайловна, паспорт, по доверенности N 27/ОПР-676 от 22.12.2008 г.; Деревенец Иван Викторович, паспорт, по доверенности N 27/ОПР-675
от ОАО "Российские железные дороги": Киселева Наталья Павловна, паспорт, по доверенности N НЮ-10/447 от 10.11.2008 г.; Макарова Юлия Анатольевна, удостоверение N IV 057145, выдано 13.10.2006 г., по доверенности N НЮ-10/445 от 10.11.2008 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08 декабря 2008 года по делу N А32-12469/2008
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к ответчику открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт"
о взыскании 1 026 400 руб. штрафа за задержку вагонов под грузовыми операциями на путях необщего пользования
принятое судьей Козубовой М.Г.
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", дорога, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (далее - ОАО "Туапсинский морской торговый порт", ОАО "ТМТП", порт, ответчик) о взыскании 1 026 400 руб. штрафа за задержку вагонов под грузовыми операциями на путях необщего пользования.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08 декабря 2008 года исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворены в полном объеме. С ОАО "Туапсинский морской торговый порт" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 1 026 400 рублей штрафа. Распределены расходы по уплате госпошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что истцом представлены доказательства наличия основания для взыскания платы за пользование вагонами, ответчиком не представлены доказательства, обосновывающие форс-мажорные обстоятельства.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "Туапсинский морской торговый порт" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ОАО "ТМТП" указывает на то, что суд пришел к неправильному выводу указав, что забастовка не является форс - мажорным обстоятельством. Заявителем жалобы были приняты все возможные меры для предотвращения возможных убытков истца.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители ОАО "Туапсинский морской торговый порт" явились, поддержали доводы, изложенные в жалобе. Настаивали на отмене решения по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители ОАО "РЖД" в судебном заседании доводы жалобы не признали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01 июня 2001 года между ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога" (правопредшественник истца) и ОАО "Туапсинский морской торговый порт" было заключено узловое соглашение, которое является договором между участниками единого транспортного процесса, определяющего условия планирования перевозок грузов, подачи и уборки вагонов, эксплуатации пути необщего пользования, организации грузовой и коммерческой работы (л.д. 10 - 14).
02 ноября 2007 года в 12 часов 00 минут и 13 часов 00 минут на пути ОАО "Туапсинский морской торговый порт" были поданы вагоны с грузом "пшеница", что подтверждается памятками формы ГУ-45 ВЦ приемосдатчика на подачу вагонов N 7234, 7236, подписанными ответчиком без оговорок.
04 ноября 2007 года в 01 час 30 минут, 02 часа 30 минут, 03 часа 50 минут, 06 часов 03 минуты, 09 часов 38 минут, 10 часов 50 минут, 11 часов 50 минут, 12 часов 50 минут и 21 час 59 минут на пути ОАО "Туапсинский морской торговый порт" были поданы вагоны с грузом "пшеница", что подтверждается памятками формы ГУ-45 ВЦ приемосдатчика на подачу вагонов N N 7257, 7259, 7261, 7264, 7266, 7267, 7269, подписанными ответчиком без оговорок.
Актом общей формы N 993 от 05 ноября 2007 года ответчик с 10 часов 00 минут до 13 часов 00 минут и с 14 часов 00 минут до 19 часов 00 минут снял вагоны со своей ответственности в одностороннем порядке в нарушение п. 5 Тарифного руководства N 2, которое предусматривает оплачиваемое время для пользования вагонами на путях необщего пользования при работе локомотивом, не принадлежащим перевозчику, с момента передачи вагонов железной дорогой на выставочные пути порта до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
В акте общей формы N 993 от 05 ноября 2007 года отсутствует отметка о передаче вагонов на выставочные пути порта и просьбе об их уборке на пути станции.
Актом общей формы N 995 от 06 ноября 2007 года ответчик с 10 часов 00 минут до 13 часов 00 минут и с 14 часов 00 минут до 19 часов 00 минут снял вагоны со своей ответственности в одностороннем порядке в нарушение п. 5 Тарифного руководства N 2, которое предусматривает оплачиваемое время для пользования вагонами на путях необщего пользования при работе локомотивом, не принадлежащим перевозчику, с момента передачи вагонов железной дорогой на выставочные пути порта до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
В акте общей формы N 995 от 06 ноября 2007 года отсутствует отметка о передаче вагонов на выставочные пути порта и просьбе об их уборке на пути станции.
Актом общей формы N 997 от 07 ноября 2007 года ответчик с 06 ноября 2007 года с 22 часов 00 минут до 07 ноября 2007 года с 02 часов 00 минут до 07 часов 00 минут снял вагоны со своей ответственности в одностороннем порядке в нарушение п. 5 Тарифного руководства N 2, которое предусматривает оплачиваемое время для пользования вагонами на путях необщего пользования при работе локомотивом, не принадлежащим перевозчику, с момента передачи вагонов железной дорогой на выставочные пути порта до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
В акте общей формы N 997 от 07 ноября 2007 года отсутствует отметка о передаче вагонов на выставочные пути порта и просьбе об их уборке на пути станции.
В данном случае задержка в возврате вагонов зафиксирована в ведомостях подачи и уборки вагонов. ОАО "Туапсинский морской торговый порт" сделаны оговорки в ведомостях подачи-уборки вагонов N 111317, N 111319, N 111320 о частичном отказе в уплате штрафа за задержку вагонов на путях ОАО "Туапсинский морской торговый порт", поскольку погрузочно-разгрузочные работы в порту не производились согласно статье 39 УЖТ РФ и писем N 06/9-447, N 06/9-449 от 26.10.07 г.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей железнодорожным транспортом на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца пути между перевозчиком и владельцем пути заключается договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. В таком случае вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором железнодорожные выставочные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. Местом погрузки, выгрузки является часть железнодорожных путей необщего пользования, примыкающая к крытым и открытым складам и предназначенная для погрузки и выгрузки грузов. Время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой в данном случае исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на эти пути и сдачи перевозчику (пункты 2.1, 3.1, 3.3, 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 26).
В соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Оплачиваемое время за пользование вагонами, контейнерами для погрузки грузов, выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования определяется в соответствии с положениями главы IV Устава.
Согласно статье 62 Устава, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов. Порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а также место такой передачи устанавливается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
Параграфом 23 Узлового соглашения предусмотрено, что за время нахождения вагонов в порту, либо за ожидание их подачи или приема на путях станции Туапсе - сорт СК ЖД по причинам, зависящим от порта порт вносит дороге почасовую плату согласно "Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" Тарифного руководства.
Основанием для взимания платы за пользование вагонами являются ведомости подачи/уборки вагонов установленной формы, подписанные полномочными представителями дороги и порта. Ведомости подачи/уборки вагонов заполняются на основании памяток приемосдатчика, уведомлений о готовности вагонов к уборке из порта, актов общей формы ГУ-23.
На основании ведомостей подачи-уборки вагонов была начислена плата за пользование вагонами, которую ответчик оплатил частично.
В ответе N 06/6-42 от 21.01.08 г. от оплаты 1 026 400 руб. ответчик отказался на основании того, что в указанные в актах общей формы N 993 от 05.11.07 г., N 995 от 06.11.07 г., N 997 от 07.11.07 г. временные промежутки вагоны простаивали на путях порта по причине форс-мажорных обстоятельств (забастовки), в результате чего ответчик освобождается от уплаты штрафа за задержку вагонов под грузовыми операциями.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" ОАО "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО "Российские железные дороги", устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В соответствии с параграфом 30 узлового соглашения порт освобождается от платы за пользование вагонами только в случаях, предусмотренных абзацами 10, 11 статьи 39 УЖТ РФ.
Согласно абзацам 10, 11 статьи 39 УЖТ РФ грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие: обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов.
ОАО "Туапсинский морской торговый порт" в обоснование жалобы ссылается на то, что им сообщалось о том, что 24 октября 2007 года конференцией работников ОАО "Туапсинский морской торговый порт" принято решение о проведении бессрочной забастовки, начало которой объявлено 04.11.07 г. с 08 час 00 мин. Информация об объявлении работниками ОАО "Туапсинский морской торговый порт" бессрочной забастовки была направлена
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009 n 15АП-8848/2008 по делу n А32-20886/2008-4/324 По делу о признании незаконным решения налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа, уменьшения предъявленной к возмещению суммы НДС, доначисления НДС и пени за несвоевременную уплату НДС.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также