Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010 n 15АП-9652/2010 по делу n А32-15335/2010 По делу о признании незаконными действий уполномоченного органа по возвращению документов, поступивших на исполнение; признании незаконным бездействия уполномоченного органа, выразившегося в непредоставлении ответов на письменные обращения; обязании уполномоченного органа принять к исполнению исполнительные документы и предоставить ответ на письменные обращения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2010 г. N 15АП-9652/2010
Дело N А32-15335/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Гуденица Т.Г., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Логис-Юг
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.06.2010 г. по делу N А32-15335/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Логис-Юг"
к заинтересованному лицу Финансовому управлению Администрации Муниципального образования г. Новороссийск
об обжаловании действий органов, исполняющих акты по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ,
принятое в составе судьи Лесных А.В.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Логис-Юг" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Финансовому управлению Администрации Муниципального образования г. Новороссийск о признании незаконными действий Финансового управления администрации г. Новороссийска по возвращению документов, поступивших на исполнение в соответствии с определением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2009 г. по делу N А32-12209/2009-29-65-АЖ; признании незаконным бездействия Финансового управления администрации г. Новороссийск, выразившегося в непредоставлении ответов на письменные обращения ООО "Логис-Юг" от 03.03.2010 г. и от 14.05.2010 г. (вх. N 2130), направленные обществом в порядке, установленном для рассмотрения обращения сторон исполнительного производства; обязании Финансового управления администрации Муниципального образования г. Новороссийск принять к исполнению исполнительные документы: определение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2009 г. по делу N А32-12209/2009-29-65-АЖ, исполнительный лист серии АС N 000948505 от 23.12.2009 г.; обязании Финансового управления администрации Муниципального образования г. Новороссийск предоставить ответ на письменные обращения ООО "Логис-Юг" от 03.03.2010 г., 14.05.2010 г. (с учетом уточненных требований).
Решением суда от 30.06.2010 г. в удовлетворении заявленных требований (с учетом их измененной редакции) отказано, в части отказа заявителя от части требований производство по делу прекращено.
Судебный акт мотивирован тем, что представленный заявителем исполнительный документ не соответствует подпункту "в" п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", поскольку административная комиссия не является органом, уполномоченным действовать от имени муниципального образования в исполнительном производстве, равно как и распоряжаться средствами казны; ответ на обращения от 03.03.2010 г. и от 14.05.2010 г. обществом получен, заявитель пропустил срок на обращение в суд с настоящими требованиями.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Логис-Юг" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд сделал неправильный вывод о том, что должником по исполнительному листу является Управление, оснований для обращения в суд за разъяснением судебного акта у общества не имелось, в установленные законом сроки Управление не предоставило мотивированного ответа на письма общества - письма Управления были направлены по неверному адресу, предусмотренный статьей 198 АПК РФ срок обращения в суд обществом соблюден.
В отзыве на апелляционную жалобу Финансовое управление администрации муниципального образования г. Новороссийск просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность и указывая, что распорядителем средств местного бюджета является администрация муниципального образования г. Новороссийск, в связи с чем предъявленный к исполнению исполнительный лист не соответствовал требованиям законодательства.
В судебное заседание представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие участвующих в нем лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, определением арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2009 г. по делу N А32-12209/2009-29/129-65-АЖ с административной комиссии при администрации г. Новороссийска за счет казны муниципального образования г. Новороссийск в пользу общества с ограниченной ответственностью "Логис-Юг" взыскано 24000 рублей судебных издержек. На основании данного судебного акта судом выдан обществу исполнительный лист от 23.12.2009 г., который общество дважды направляло для исполнения в Финансовое управление при администрации муниципального образования г. Новороссийск.
Уведомлениями N 4/2010 от 15.01.2010 г. и N 17/2010 от 19.02.2010 г. указанный исполнительный лист возвращался без исполнения, при этом Финансовое управление указало, что в исполнительном документе неверно указан должник, так как административная комиссия не имеет лицевого счета в органе казначейства.
Общество письмами от 03.03.2010 г. и от 14.05.2010 г. обращалось в Финансовое управление за разъяснениями, какой именно должник должен быть указан в исполнительном листе с учетом необходимости взыскания денежных средств с казны муниципального образования.
Не получив ответа на указанные обращения, общество "Логис-Юг" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. Данный вывод является ошибочным ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса.
В силу пункта 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заинтересованным лицом, что лицевой счет администрации муниципального образования г. Новороссийск (при которой создана административная комиссия - должник по выданному обществу "Логис-Юг" исполнительному листу) как получателя бюджетных средств открыт в Финансовом управлении муниципального образования г. Новороссийск, поэтому именно оно является органом, осуществляющим исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета г. Новороссийск. Следовательно, общество правомерно направило исполнительный лист в указанный орган для исполнения судебного акта.
В силу пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
На основании изложенного, финансовое управление обязано было исполнить полученный от общества "Логис-Юг" исполнительный лист в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Между тем, материалами дела подтверждается, что финансовое управление требования поступившего к нему исполнительного листа не исполнило.
Согласно ч. 2 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Часть 3 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ содержит перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению; представление взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа.
При наличии указанных оснований, орган возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
В силу частей 6, 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ при неисполнении должником требований, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Письмами N 4/2010 от 15.01.2010 г. и N 17/2010 от 19.02.2010 г. управление возвратило общества исполнительный документ, мотивировав отказ от исполнения определения суда тем, что в исполнительном листе в качестве должника указана административная комиссия при администрации муниципального образования г. Новороссийск, лицевой счет которой в управлении отсутствует.
Между тем, подобного основания для возврата исполнительного документа без исполнения в части 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ (содержащей исчерпывающий перечень оснований для возврата исполнительного документа, не подлежащий расширительному толкованию) не предусмотрено.
Вывод суда первой инстанции о том, что административная комиссия не является органом, уполномоченным действовать от имени муниципального образования в исполнительном производстве, равно как и распоряжаться средствами казны, также не подтверждает правомерности позиции Финансового управления и отсутствия оснований для удовлетворения требований общества. Административная комиссия, вынесшая оспариваемое обществом "Логис-Юг" в рамках арбитражного дела N А32-12209/2009-29/129-65-АЖ постановление по делу об административном правонарушении, являлась заинтересованным лицом по арбитражному делу, что соответствует требованиям гл. 25 АПК РФ, поэтому именно с нее как с проигравшей по делу стороны судом взысканы в пользу общества судебные расходы в размере 24000 рублей. В этой связи ни оснований, ни возможности указания иного органа в качестве должника по исполнительному листу АС N 000948505 от 23.12.2009 г. у суда, выдавшего соответствующий исполнительный документ, не имелось.
Определение от 30.11.2009 г. по делу N А32-12209/2009-29/129-65-АЖ вступило в законную силу. Резолютивная часть судебного акта воспроизведена в исполнительном листе дословно в соответствии с названным определением суда. Предъявленный финансовому управлению, в котором открыт лицевой счет администрации г. Новороссийска, исполнительный лист АС N 000948505 соответствует требованиям, установленным для исполнительных документов ст. 320 АПК РФ.
Более того, как видно из материалов дела, в исполнительном листе АС N 000948505 от 23.12.2009 г. суд указал, что должником является административная комиссия при администрации муниципального образования г. Новороссийск, и что взыскание должно быть осуществлено за счет казны муниципального образования. Данные сведения являлись достаточными для определения Финансовым управлением механизма исполнения судебного акта.
Признавая действия Управления по возврату исполнительного листа без исполнения, суд первой инстанции не принял во внимание положения ч. 1 ст. 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Незаконный возврат Финансовым управлением исполнительного листа от 23.12.2009 г. по делу N А32-12209/2009-29/129-65-АЖ привело к неисполнению определения суда от 30.11.2009 г., на основании которого выдан данный исполнительный документ, в полном объеме.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют, что оспариваемые заявителем действия органа, осуществляющего
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010 n 15АП-9649/2010 по делу n А32-39476/2009 По требованию об отмене определения о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителей.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также