Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 по делу n А01-1395/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А01-1395/2009

11 марта 2010 г.                                                                              15АП-12351/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2010 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Авдониной О.Г.,

судей: Величко М. Г., Ильиной М.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым А.А.,

при участии:

от истца: прокурора отдела управления прокуратуры Ростовской области Мазницына В.В.,

от ответчиков:

от ЗАО «Авиакомпания «Московские авиалинии»: представителя Рябова М. Е. по доверенности № 02 от 15.01.2010,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Республики Адыгея,

на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 19 ноября 2009 года по делу № А01-1395/2009

по иску прокурора Республики Адыгея

к ответчикам: республиканскому специализированному государственному учреждению «Фонд имущества Республики Адыгея», закрытому акционерному обществу авиакомпании «Московские авиалинии»

при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям

о признании недействительными аукциона по продаже государственного имущества и договора купли-продажи,

принятое в составе судьи Шебзухова З.М.,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Республики Адыгея (далее – прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея к республиканскому специализированному государственному учреждению «Фонд имущества Республики Адыгея» (далее – Фонд имущества), закрытому акционерному обществу авиакомпании «Московские авиалинии» (далее – ответчик, авиакомпания) с иском:

- о признании недействительным  аукциона по продаже государственного имущества Республики Адыгея, расположенного по адресу: Тахтамукайский район, пос. Энем, аэропорт, состоявшегося 03.03.2008.

- о признании недействительным договора №8 от 03.03.2008 купли-продажи государственного имущества Республики Адыгея, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пос. Энем, аэропорт, заключенного между Фондом имущества и авиакомпанией, и применении последствий недействительности сделки.

Заявленные требования мотивированы тем, что при проведении прокуратурой Республики Адыгея проверки по факту продажи имущества аэропорта, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п. Энем, выявлен факт продажи республиканского имущества, не включенного в программу приватизации. Имущество аэропорта продано в отсутствие законных оснований приватизации государственного имущества Республики Адыгея. В информационном сообщении о проведении аукциона не была указана информация о предмете, не было указано наименование приватизируемых объектов, их характеристика и данные о начальной цене  объектов.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея и Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям.

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 19 ноября 2009 года прокурору в удовлетворении иска отказано. Суд указал, что полномочия по управлению государственной собственностью Кабинету Министров Республики Адыгея предоставлены подпунктом 7 пункта 3 статьи 5 Закона Республики Адыгея «Об управлении государственной собственностью Республики Адыгея», пунктом 4 раздела 1 Программы приватизации государственного имущества Республики Адыгея на 2007 год. Принимая распоряжение от 23.07.2007 №264-р «О реализации имущества», Кабинет Министров Республики Адыгея действовал в соответствии с компетенцией, установленной указанными нормативно-правовыми актами Республики Адыгея. Отсутствие имущества аэропорта в утвержденной Государственным Советом Республики Адыгея на 2007 год программе приватизации  не является основанием для признания недействительным аукциона и договора купли-продажи, поскольку программа не содержит запрета на реализацию имущества, не указанного в перечне. Суд также указал, что прокурором пропущен срок исковой давности для оспаривания аукциона.

Прокурор обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об  удовлетворении иска.

Апелляционная жалоба мотивирована теми же доводами, что и исковое заявление. Прокурор указал на необоснованное применение срока исковой давности, также указал, что аукцион и договор купли-продажи оспариваются по причине их несоответствия требованиям закона, в связи с чем, договор является ничтожной сделкой, срок для ее оспаривания составляет 3 года.

Дело рассмотрено с объявлением в судебном заседании перерыва с 27.02.2010 до 04.03.2010.

В судебном заседании прокурор поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель авиакомпании просил отклонить апелляционную жалобу прокурора и оставить решение суда в силе.

От Фонда имущества и третьих лиц поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, после завершения конкурсного производства в отношении ГУП РА «Кубаньспецавиа», Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям  принято решение №163 от 21.08.2006 о принятии в государственную собственность Республики Адыгея оставшегося не реализованного имущества унитарного предприятия.

Кабинетом Министров Республики Адыгея 23.07.2007 принято распоряжение №264–р «О реализации имущества», согласно которому Комитету РА по имущественным отношениям поручено принять меры по реализации имущества, находящегося в государственной казне республики, а Фонду имущества – реализовать указанное имущество с торгов.

На основании указанного распоряжения Кабинета Министров РА Комитетом РА по имущественным отношениям принято распоряжение № 438 от 26.12.2007 о продаже государственного имущества, находящегося в казне республики, с установлением первоначальной цены в размере 7 390 100 руб.

В газете «Адыгея официальная» от 29.01.2008 №250(19837) было опубликовано информационное сообщение о проведении 03.03.2008 Фондом имущества аукциона.

По итогам проведенного аукциона победителем  признано ЗАО Авиакомпания «Московские авиалинии». 03.03.2008 Фонд имущества (продавец) заключил с авиакомпанией (покупатель) договор купли-продажи имущества № 8, по акту приема-передачи от 03.03.2008 объекты недвижимости были переданы покупателю.

Прокурор оспаривает состоявшиеся торги и договор купли-продажи, заключенный по итогам торгов по основанию принятия решения о продаже имущества Республики Адыгея неуполномоченным на это лицом.

В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с иском о признании недействительными сделок, совершаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 30.01.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» порядок планирования приватизации  имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации и муниципального имущества  определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно пункту 1 статьи 14 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.

Пунктом 2 статьи 5 Закона Республики Адыгея от 03.12.2002 №102 «Об управлении государственной собственностью Республики Адыгея» полномочия  по установлению порядка управления и распоряжению государственной собственностью Республики Адыгея и утверждению программы приватизации  государственного имущества республики отнесены к компетенции Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея. Указанной нормой предусмотрено, что программа приватизации утверждается ежегодно.

Законом Республики Адыгея от 09.01.2007 №58 «О программе приватизации государственного имущества Республики Адыгея на 2007 год» (с изменениями от 06.11.2007) утверждена Программа приватизации на 2007 год. Приватизация принятого в государственную собственность имущества, ранее принадлежавшего  ГУП РА «Кубаньспецавиа», указанной Программой не предусмотрена.

Вывод суда о том, что  отсутствие в Программе приватизации на 2007 год  имущества аэропорта  не является основанием для признания недействительным аукциона, поскольку программа не содержит запрета на реализацию имущества, не указанного в перечне, суд апелляционной инстанции находит несостоятельным. Программа приватизации призвана конкретизировать подлежащее приватизации государственное имущество пообъектно и расширительному толкованию не подлежит.

Суд первой инстанции указал, что Кабинет Министров Республики Адыгея наделен полномочиями по управлению государственной собственностью  в силу  подпункта 7 пункта 3 статьи 5 Закона Республики Адыгея «Об управлении государственной собственностью Республики Адыгея», пункта 4 раздела 1 Программы приватизации государственного имущества Республики Адыгея на 2007 год, в связи с чем, мог принимать решение о продаже имущества аэропорта.

Между тем, согласно подпункту 7 пункта 3 статьи 5 Закона №102 от 03.12.2003 Кабинет Министров Республики Адыгея принимает решения по управлению и распоряжению государственной собственностью республики в пределах предоставленной ему компетенции. Вопросы определения состава подлежащего приватизации государственного имущества к компетенции Кабинета Министров Республики Адыгея указанным Законом не отнесены.

Закон Республики Адыгея «О Кабинете Министров Республики Адыгея» также не содержит положений, свидетельствующих о предоставлении Кабинету Министров РА полномочий по решению вопросов приватизации государственного имущества республики.

Предусмотренные Программой приватизации на 2007 год полномочия Кабинета Министров Республики Адыгея по принятию решения об условиях приватизации государственного имущества республики и определению порядка планирования приватизации касаются только имущества, перечень которого утвержден Государственным Советом – Хасэ Республики Адыгея.

Ссылка общества на постановление Конституционного Суда Республики Адыгея от 25.10.2004 №4-П несостоятельна, поскольку законность положений пункта 2 статьи 5 Закона Республики Адыгея от 03.12.2002 №102 «Об управлении государственной собственностью Республики Адыгея» на соответствие их Конституции Республики Адыгея  судом по указанному делу не рассматривалась.

Исходя из изложенных обстоятельств, Кабинетом Министров Республики Адыгея решение о реализации объектов недвижимого имущества аэропорта, находящихся в государственной казне республики, принято с превышением полномочий и в нарушение Закона Республики Адыгея №102 от 03.12.2002.

Аукцион по продаже имущества аэропорта 03.03.2008 проведен с нарушением требований Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Закона Республики Адыгея от 03.12.2002 №102 «Об управлении государственной собственностью Республики Адыгея».

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

Торги по продаже имущества аэропорта и заключенный по результатам торгов между фондом имущества и ЗАО Авиакомпания «Московские авиалинии», договор купли-продажи №8 от 03.03.2008, являются ничтожными сделками.

Вывод суда о пропуске прокурором срока исковой давности для оспаривания торгов суд апелляционной инстанции находит необоснованным.

Как следует из материалов дела, проведенные торги по продаже имущества аэропорта  прокурор оспаривает не только в связи с нарушением правил и порядка проведения торгов, а также по мотиву  нарушения норм действующего законодательства, устанавливающего ограничения по вопросу принятия решения о приватизации государственного имущества.

В связи с признанием торгов ничтожной сделкой в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, к требованиям о признании торгов недействительными применим трехгодичный срок исковой давности, предусмотренный пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение сделки.

Оспариваемые торги проведены и договор заключен 03.03.2008, иск прокурором заявлен в пределах срока исковой давности.

В соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость в деньгах.

Во исполнение договора купли-продажи по акту от 03.03.2008 в собственность общества передано следующее имущество: скважина разведочно-эксплуатационная (сооружение 30), пожарный бокс ВОХР (лит. Г8), бокс гаража (лит. Г9), СНУС ВОХР проходная (лит. Г7), взлетная

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 по делу n А32-20157/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также