Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2010 n 15АП-12775/2010 по делу n А53-12761/2010 По делу о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии решения по заявлению о выкупе земельного участка в установленный законом срок и ненаправлении указанного решения заявителю, а также об обязании устранить допущенные нарушения в полном объеме.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2010 г. N 15АП-12775/2010
Дело N А53-12761/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Авдониной О.Г., Глазуновой И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чернышевой А.И.,
при участии:
от заявителя: Хоменко С.Б. по доверенности от 27.07.2010,
от заинтересованного лица: Нестерова Ю.И. по доверенности от 05.04.2010, Иванова В.И. по доверенности от 29.03.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Агропром-Импорт-экспорт"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.09.2010 года А53-12761/2010,
принятое в составе судьи Штыренко М.Е.,
по иску закрытого акционерного общества "Агропром-Импорт-экспорт"
к Администрации Багаевского муниципального образования Ростовской области
о признании незаконным отказа в предоставлении и выкупе земельного участка,
установил:
закрытое акционерное общество "Агропром-Импорт-экспорт" (далее ЗАО "Агропром-Импорт-экспорт", ЗАО "Агропром-Импэкс") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Администрация Багаевского муниципального образования Ростовской области (далее администрация) о признании незаконными бездействий администрации, выразившихся в непринятии в установленный законом срок в установленной законом форме решения по заявлению о выкупе земельного участка, кадастровый номер 61:03:0101230:33, расположенного по адресу: Ростовская область Багаевский район, ст. Багаевская, ул. Московская, 1-е, и не направлении указанного решения заявителю, а также об обязании администрацию устранить допущенные нарушения в полном объеме (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 1 л.д. 131)).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.09.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение суда мотивировано тем, что статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность органа местного управления оформлять отказ в приватизации земельного участка в виде самостоятельного ненормативного правового акта. Воля органа местного самоуправления может быть доведена до сведения заявителя посредством письма. ЗАО "Агропром-Импорт-экспорт" не представило доказательств того, что не принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка в виде муниципального акта нарушает права и законные интересы общества.
Закрытое акционерное общество "Агропром-Импорт-экспорт" в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.09.2010 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы указал, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Поскольку вопросы предоставления в собственность земельных участков отнесены к компетенции органов местного самоуправления, решение указанного вопроса (как положительное, так и отрицательное) должно оформляться ввиду муниципального правового акта. В уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка в собственность и отзыве на заявление администрация указала различные основания отказа. Отсутствие решения, принятого в форме отдельного акта органа местного самоуправления, нарушает права на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, предусмотренные ст. 24 Конституции РФ. Отсутствие решения об отказе в приватизации земельного участка, оформленного в виде муниципального правового акта, ограничивает доступ общества к правосудию, так как создает препятствия для реализации права на обжалование в суд решения органа местного самоуправления (ст. 18, 45, 46 Конституции РФ, ст. 198 АПК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил решение Арбитражного суда Ростовской области отменить, удовлетворить заявленные требования. Пояснил, что не оспаривает факт нахождения части земельного участка в пределах береговой полосы.
Представители заинтересованного лица апелляционную жалобу не признали, просили решение Арбитражного суда Ростовской области оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Указал, что часть земельного участка, испрашиваемого заявителем, расположена в пределах береговой полосы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Агропром-Импорт-экспорт" на основании договора купли-продажи от 19.04.2002 (т. 1 л.д. 12) приобрело право собственности на следующие объекты Багаевского ХПП: нижняя галерея литер я, зерносклад N 6 литер Сс1с2, здание зерносклада литер Я, зерносклад N 3 и N 4 литер У, проходная литер Ш, башня весовой литер А3, башня ПОБ литер А2, зерносушилка ЗСП-32, литер Щ, отгрузочная галерея литер Б1Б2, сарай с навесом литер Т2Т3, крытый навес литер Г2, зерносклад N 5 литер И, кузня литер З, распределительные пункты литер у3у4, причал литер Г16, лаборатория-визировка литер Г4, норийная башня литер у1, склады N 1 N 2 литер Ф, автомобильная весовая литер ВБГЖД, пилорама с навесом литер Н, здание ПСО литер ЛЛ1, административное здание с котельной и ступеньками литер Ааа1, механическая мастерская литер Ее, пристройка к зданию конторы литер а, распределительные пункты N 1, 2 литер ф4ф3, норийная башня склада N 2 литер ф1, завальная яма складов N 1, 2 литеры ф2, ф5, трансформаторная подстанция литер О, завальная яма склада N 4 литер у, навес на реактивную сушилку литер Т, Т1, контора старая с пристройками литер Ккк1, расположенные по адресу: Ростовская область, Багаевский район, ст-ца Багаевская, ул. Московская, 1-е, что подтверждается представленными в дело свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 92 - 124).
На основании договоров аренды от 21.10.2002 N 1097 и от 03.09.2002 N 1062 (т. 1 л.д. 26 - 35) ЗАО "Агропром-Импэкс" были предоставлены в аренду сроком на 49 лет земельные участки площадью соответственно 13415 кв. м и 68523 кв. м, расположенные по адресу: Ростовская область, ст-ца Багаевская, ул. Московская (промзона), для эксплуатации хлебоприемного предприятия (в составе вышеуказанных объектов недвижимости).
Постановлением главы Багаевского района от 02.02.2010 на основании заявления директора ЗАО "Агропром-Импорт-экспорт" земельный участок с кадастровым номером 61:03.:0101230:9, предоставленный заявителю по договору аренды от 03.09.2002 N 1062, и земельный участок с кадастровым номером 61:03.:0101230:10, предоставленный обществу по договору аренды от 21.10.2002 N 1097 были объединены в один земельный участок с видом использования - для хлебоприемного предприятия, адрес: Ростовская область, Багаевский район, ст. Багаевская, ул. Московская, 1-е (т. 1 л.д. 49).
На основании постановления администрации Багаевского района от 04.05.2010 N 470, между Администрацией Багаевского района (арендодатель) и ЗАО "Агропром-Импорт-экспорт" (арендатор) был подписан договор аренды от 04.05.2010 N 95, по условиям которого вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 61:03:0101230:33 общей площадью 79433 кв. м, расположенный по адресу: Ростовская область, Багаевский район, ул. Московская, 1-е, был предоставлен в аренду заявителю для хлебоприемного предприятия (т. 1 л.д. 40 - 44).
20 мая 2010 года ЗАО "Агропром-Импорт-экспорт" в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось к главе Багаевского района с заявлением о приватизации земельного участка, согласно которому просило предоставить в собственность земельный участок площадью 79433 кв. м с кадастровым номером 61:03:01 01 230:33, на котором расположены объекты недвижимости заявителя (т. 1 л.д. 88 - 89).
Уведомлением от 10.06.2010 администрация известила ЗАО "Агропром-Импорт-экспорт" о том, что право выкупа спорного земельного участка возникнет у общества после истечения срока действия договора аренды данного земельного участка, то есть после 04.04.2011 (т. 1 л.д. 20).
ЗАО "Агропром-Импорт-экспорт" полагая, что отказ в предоставлении земельного участка должен быть выражен в решении (муниципальном нормативном акте) обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (п. 5 ст. 36 ЗК РФ). Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
ЗАО "Агропром-Импорт-экспорт" указало, что решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка должно быть оформлено муниципальным правовым актом в силу статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Однако, из содержания статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что муниципальные правовые акты принимаются органами местного самоуправления по вопросам местного значения. В статье 14 указанного Федерального закона перечислены вопросы местного значения, представляющие определенные области общественных отношений, правовое регулирование которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Таким образом, муниципальные правовые акты по вопросам местного значения призваны устанавливать определенные правила поведения участников общественных отношений, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц в пределах территории муниципального образования, следовательно, относятся к категории нормативных актов.
Между тем, предоставление земельных участков в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, относится к вопросам правоприменения органами местного самоуправления норм земельного законодательства к отношениям, которые не входят в перечень вопросов местного значения, поскольку урегулированы нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно указал, что статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлен месячный срок на рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка в собственность, по истечении которого до заявителя должно быть доведено принятое по его заявлению решение. В данном случае, указание в п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации на решение о предоставлении земельного участка следует расценивать как обязанность органа в месячный срок установить наличие или отсутствие оснований для предоставления земельного участка и довести соответствующий результат до сведения заявителя. При этом, в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации не содержится указания на определенную форму, в которой должно быть принято решение о предоставлении земельного участка или об отказе в его предоставлении. Следовательно, воля исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка может быть выражена, в том числе, в письме, направленном заявителю по результатам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что граница земельного участка, предоставленного ЗАО "Агропром-Импэкс" в аренду по договору от 21.10.2002 N 1097 на протяжении 398 м проходит по реке Дон (то есть включает береговую полосу), что подтверждается представленным в дело планом земельного участка и его характеристикой (т. 1 л.д. 29 - 30). Постановлением главы Багаевского района от 02.02.2010 N 86 указанный земельный участок береговой полосы
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2010 n 15АП-12770/2010 по делу n А53-11318/2010 По делу о взыскании задолженности, составляющей разницу между экономически обоснованными тарифами и тарифами, утвержденными для населения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также