Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2008 по делу n А32-18680/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-18680/2007-11/363

28 мая 2008 г.                                                                                      15АП-2417/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2008 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ткаченко Т.И.

судей Золотухиной С.И., Смотровой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ткаченко Т.И.,

при участии:

от заявителя: представитель в судебное заедание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление № 77975);

от заинтересованного лица: представителя по доверенности от 05.05.2008 г. № 4/643 Петрова М.С., паспорт 6004 № 272608, выдан ОВД Октябрьского района г. Ростова-на-Дону 18.07.2003 г.;

от третьего лица: представитель войсковой части 61661 г. Славянск-на-Кубани в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление № 77978);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Славянску-на-Кубани Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2008 г. по делу № А32-18680/2007-11/363 по заявлению Военного прокурора Северо-Кавказского военного округа в интересах Российской Федерации, Министерства Обороны РФ к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Славянску-на-Кубани Краснодарского края при участии Войсковой части 61661, г. Славянск-на-Кубани Краснодарского края, о признании недействительным решения ИФНС РФ по г. Славянску-на-Кубани от 30.12.02 о государственной регистрации юридического лица - Войсковой части 61661 и обязании внести изменения в ЕГРЮЛ, аннулировав запись о включении в него Войсковой части 61661 за основным государственным регистрационным номером 1022304655317, принятое судьей Лесных А.В.,

УСТАНОВИЛ:

Военная прокуратура Северо-Кавказского военного округа в интересах Министерства обороны Российской Федерации обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением (с учетом уточнений, произведенных судом в рамках заявленных требований) о признании незаконным решения ИФНС России по г. Славянску-на-Кубани от 30.12.2002 г. о государственной регистрации юридического лица – Войсковой части 61661, зарегистрированного до 01.07.2002 г., в связи с внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, и об обязании ИФНС России по г. Славянску-на-Кубани внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, аннулировав запись о включении в него Войсковой части 61661 за основным государственным регистрационным номером 1022304655317.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2008 г. решение ИФНС России по г. Славянску-на-Кубани от 30.12.2002 г. о государственной регистрации юридического лица – Войсковой части 61661, зарегистрированного до 01.07.2002 г., в связи с внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, признано незаконным как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Суд обязал ИФНС России по г. Славянску-на-Кубани аннулировать запись о включении в ЕГРЮЛ Войсковой части 61661 (Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, улица Красная, 126) за основным государственным регистрационным номером 1022304655317. С налогового органа взыскана государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Судебный акт мотивирован тем, что Министерством обороны РФ, уполномоченным формировать, переформировывать и расформировывать войсковые части, решение о придании Войсковой части 61661 статуса юридического лица не принималось. Все необходимые для регистрации юридического лица сведения в налоговый орган командованием Войсковой части не представлялись, регистрационное дело из Регистрационной палаты г. Славянска-на-Кубани и Славянского района в налоговый орган не передавалось. С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения ИФНС России по г. Славянску-на-Кубани.

Не согласившись с принятым судебным актом Инспекция обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2008 г. отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Министерства обороны РФ. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, налоговый орган сослался на то, что включение войсковой части в ЕГРЮЛ произведено на основании представленных в налоговый орган документов, предусмотренных действующим законодательством, а не «автоматически», как указано в заявлении Министерства обороны РФ и решении суда первой инстанции. При этом заинтересованное лицо ссылается на то, что регистрация войсковой части была осуществлена администрацией г. Славянска-на-Кубани, а не налоговым органом.

В своем отзыве заявитель возразил против доводов налогового органа, сославшись на следующее. Войсковая часть 61661 не отвечает признакам юридического лица, предусмотренным статьей 48 Гражданского кодекса РФ. Решение о придании войсковой части статуса учреждения не принималось собственником в лице уполномоченных органов. Таким образом, как полагает заявитель, решение ИФНС России по г. Славянску-на-Кубани противоречит требованиям действующего законодательства.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке апелляционного производства повторно рассматривает дело.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, пояснив, что налоговым органом при перерегистрации войсковой части не были проверены полномочия лица, действовавшего от имени войсковой части. Войсковая часть не являлась юридическим лицом ни до 2002 года, ни после 2002 года им являться не может, что подтверждается приказом МО РФ от 12.09.2003 г. № 324, а также общим положением о федеральном государственном учреждении.

Представители заинтересованного и третьего лиц в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Имеется ходатайство налоговой инспекции о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.

Суд в порядке части 3 статьи 156 рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей заинтересованного и третьего лиц.

Как следует из материалов дела решением заместителя руководителя ИМНС России по г. Славянску-на-Кубани и Славянскому району Краснодарского края от 30.12.2002 года (том 1, л.д.14) была произведена регистрация Войсковой части 61661, о чем согласно свидетельству (том 1, л.д.13) внесена запись в ЕГРЮЛ о регистрации Войсковой части за основным государственным регистрационным номером 1022304655317. Согласно Выписке из ЕГРЮЛ от 02.08.2007 г. № 2831 Войсковая часть 61661 имеет организационно-правовую форму в виде учреждения.

Военной прокуратурой в соответствии с указанием военного прокурора Северо-Кавказского военного округа были проведены проверки исполнения поднадзорными органами законодательства в сфере экономики, в результате которых установлен факт незаконной постановки на налоговый учет Войсковой части 61661, в связи с чем было подано заявление в арбитражный суд о признании незаконным решения налогового органа о создании юридического лица – Войсковой части 61661.

Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции.

При принятии решения по данному делу суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Согласно пункту 3 статьи 26 указанного закона уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления закона в силу вправе обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением, представив все необходимые для регистрации сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

В силу статьи 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Согласно абзацу 3 части 2 статьи 48 Гражданского кодекса РФ учредители учреждения имеют право собственности или иное вещное право на имущество юридического лица.

Вооруженные силы владеют имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а собственником является Российская Федерация.

Из материалов дела (том 1, л.д.90), в том числе свидетельства о регистрации (том 1, л.д.13), следует, что Войсковая часть 61661 была сформирована на основании директивы командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 30.09.1989 г. № М/15/001246, изданной во исполнение директивы Министерства обороны СССР от 25.01.1989 г. № 314/1/00/6, находится в подчинении и входит в состав частей Министерства обороны РФ.

Пунктом 1 статьи 52 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082, Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 11.11.1998 г. № 1357, вопросы формирования, переформирования и расформирования войсковых частей относятся к компетенции Минобороны РФ.

Сведений о том, что Минобороны принимало решение о создании юридического лица в форме учреждения – Войсковая часть 61661, в материалах дела отсутствуют. Учредительных документов, на основании которых согласно пункту 1 статьи 52 Гражданского кодекса РФ действуют юридические лица, также у Войсковой части не имеется. Общего положения об организациях подобных войсковой части, на основании которого возможна деятельность организаций в качестве юридического лица, также в действующем законодательстве не предусмотрено.

Необходимые для регистрации юридического лица документы, предусмотренные законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ, при регистрации войсковой части не представлялись. Регистрационное дело войсковой части также не запрашивалось, что было установлено в судебном заседании суда первой инстанции и заверено подписями представителей сторон в протоколе судебного заседания. Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что решение налоговой инспекции о регистрации Войсковой части 61661 в форме учреждения не основано на законе и нарушает права и законные интересы Министерства обороны Российской Федерации.

Данные обстоятельства по смыслу части 2 статьи 201 АПК РФ являются основаниями для признания решения ИФНС России по г. Славянску-на-Кубани незаконным.

На основании изложенного, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что включение Войсковой части в ЕГРЮЛ было произведено налоговым органом в соответствии с действующим законодательством, является несостоятельным, поскольку не были соблюдены условия регистрации, предусмотренные пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2008 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС по г. Славянску-на-Кубани Краснодарского края – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           Т.И. Ткаченко

Судьи                                                                                             С.И. Золотухина

Н.Н. Смотрова

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2008 по делу n А32-19124/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также