Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 n 15АП-8471/2010 по делу n А32-8798/2008 По делу о признании недействительным зарегистрированного права собственности на самовольные строения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2010 г. N 15АП-8471/2010
Дело N А32-8798/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ломидзе О.Г.
судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нарышкиной Н.В.
при участии: от истца: представителя не направил, извещен; от ответчика: представителя не направил, извещен; от третьих лиц: от ОАО "НОМОС-БАНК" представитель Тедуева И.Х., доверенность от 24.06.2009 г. N 822; остальные третьи лица представителей не направили, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02 июня 2010 г. по делу N А32-8798/2008 (судья Волков Я.Е.)
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "ТТДХ"
при участии третьих лиц открытого акционерного общества "Ейский морской порт", Федерального агентства морского и речного транспорта, Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (Управление Росреестра по Краснодарскому краю), открытого акционерного общества "НОМОС-БАНК", Администрации Ейского городского поселения
о признании недействительным зарегистрированного права
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "ТТДХ" (далее - общество) о признании недействительным зарегистрированного права собственности общества на самовольные строения: резервуар N 1 объемом 2600, резервуар N 2 объемом 2600, резервуар N 3 объемом 3160, резервуар N 4 объемом 3160, здания насосной с мансардой и пристройкой площадью 312,8 кв. м (литеры С, С1), 13,8 кв. м (литера Т), расположенные в г. Ейске, по ул. Портовая аллея, 5; обязании освободить земельный участок от самовольно построенных объектов путем их сноса (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ОАО "Ейский морской порт" (далее - Ейский порт), Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот), Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее - регистрирующий орган), ОАО "Номос-банк" (далее - банк), администрация Ейского городского поселения (далее - администрация).
Решением от 18.12.2008 в иске отказано по тем основаниям, что спорные объекты не являются самовольными постройками, возведены на земельном участке, отведенном для этих целей, на основании полученного в установленном законодательством порядке разрешения на строительство.
Постановлением кассационной инстанции от 06.03.2009 решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции констатировал преждевременность вывода суда о правомерности регистрации обществом права собственности на спорные объекты, предложено проверить наличие у общества прав на земельный участок и правомерность его предоставления для строительства спорных объектов.
Решением от 16.07.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Доводы Росимущества и Росморречфлота о самовольном строительстве и применении статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации отклонен с указанием, что спорный земельный участок не относится к одной из указанных в пунктах 4 и 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации категорий, в силу пункта 4 статьи 51 Кодекса разрешение на строительство правомерно выдано администрацией города Ейска.
Постановлением апелляционного суда от 30.11.2009 решение от 16.07.2009 отменено, в удовлетворении иска отказано. Росимущество признано ненадлежащим истцом, отмечено права Росморречфлота реализовать свою компетенцию при обращении с самостоятельным иском.
Постановлением кассационной инстанции от 17 марта 2010 г. судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Кассационный суд указал на необходимость рассмотреть ходатайство Росморречфлота о замене юридического лица, представляющего интересы Российской Федерации; обсудить вопрос о привлечении к участию в деле Росимущества и Росморречфлота в качестве соистцов; указать причины отклонения доводов сторон; обсудить вопрос о принадлежности спорного участка к землям транспорта и особенностях распоряжения указанными землями.
Решением арбитражного суда от 02 июня 2010 г. в иске отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии у спорных построек характеристик самовольных. Одновременно указал на ненадлежащую легитимацию Росимущества в качестве истца по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Росимущество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, уточненные требования Росимущества удовлетворить в полном объеме.
Заявитель жалобы указывает на необоснованность отказа суда в удовлетворении ходатайства Росимущества об изменении исковых требований, жалоба обоснована указанием на то, что земельный участок не был предоставлен под строительство, общество с заявлением о предоставлении ему земельного участка под строительство не обращалось, арендатор не вправе был сдавать земельный участок в субаренду для целей строительства. Заявитель жалобы полагает, что, поскольку у общества отсутствовало право на использование земельного участка, выданное ему разрешение на строительство является недействительным. Согласно доводам жалобы земельный участок относится к землям транспорта, не может быть предоставлен в частную собственность. Росимущество также указывает на то, что Росморречфлоту переданы полномочия по управлению только имуществом, закрепленным в хозяйственное ведение или оперативное управление подведомственных Росморречфлоту предприятий и учреждений. Полномочия по управлению земельными участками, расположенными на территории морских портов и составляющих имущество казны РФ, осуществляет Росимущество. Иск подан от имени Российской Федерации органом, наделенным полномочиями по управлению государственным имуществом.
В отзывах на апелляционную жалобу общество, Ейский порт и банк просят оставить судебный акт без изменения, указывая, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель банка поддержала доводы отзыва на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, участия представителей в судебном заседании не обеспечили, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 26.08.2010 г. для целей получения информации о надлежащем извещении судом первой инстанции Росморречфлота. Апелляционный суд установил надлежащее извещение судом первой инстанции всех лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя банка, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Исковые требования Росимущества обоснованы указанием на самовольный характер объектов, на которые общество имеет внешнюю легитимацию в виде регистрации в реестре.
Согласно ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Первый признак, по которому спорная постройка могла бы быть отнесена к самовольным, отсутствует, поскольку ответчик возвел спорные объекты на земельном участке, законным владельцем которого являлся.
Тот факт, что ответчик возвел спорные объекты на участке, предоставленном ему в субаренду, не порочит его положение как законного владельца участка.
Как видно из материалов дела, 13.06.2003 администрация г. Ейска (арендодатель) и ОАО "Ейский морской порт" (арендатор) заключили долгосрочный договор N 4200000137 аренды земельного участка площадью 22 812 кв. м (кадастровый номер 23:42:01 02 002:0019), сформированного путем раздела земельного участка площадью 88 601 кв. м, ранее находившегося в аренде у Ейского порта на основании договора от 30.06.1999 N 256, на пять участков, с подписанием об этом дополнительного соглашения.
По договору аренды от 13.06.2003 N 4200000137 администрация передала во временное владение и пользование Ейского порта земельный участок с кадастровым номером 23:42:01 02 002:0019, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Пляжная (левый мол), под производственные сооружения, площадью 22 812 кв. м, сроком на 49 лет (т. 1 л.д. 18 - 21). Государственная регистрация договора произведена 26.12.2003 за номером 23-01.20-3.2.2003-331 (свидетельство о государственной регистрации права 23-АБ N 330781 - т. 1 л.д. 58).
Соглашением от 19 августа 2003 г. права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка. N 4200000137 в связи с регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 228123 кв. м с кадастровым номером N 23:42:0102002:0019 переведены на Российскую Федерацию - том 1, л.д. 22 - 23.
От имени Российской Федерации соглашение о переводе прав и обязанностей подписано департаментом имущественных отношений Краснодарского края.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края в указанный период вправе был выступать от имени Российской Федерации. Данный вывод основывается на следующих нормах.
Согласно п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 125 Кодекса органы государственной власти осуществляют от имени Российской Федерации права собственника имущества в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. N 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" (признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2003 г. N 217) к компетенции Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом наряду с иными полномочиями, предоставленными ему законодательством Российской Федерацией, в частности, отнесена передача в установленном порядке государственного имущества, относящегося к федеральной собственности, в полное хозяйственное ведение, оперативное управление, а также в аренду, пользование юридическим лицам на основании заключаемых с ними договоров.
В соответствии с Указом Президента РФ от 14 октября 1992 г. N 1231, Положением о Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. N 1190, Госкомимуществу России предоставлено полномочие наделять комитеты по управлению имуществом субъектов Российской Федерации правами и полномочиями территориальных агентств Госкомимущества России.
Согласно Типовому положению и Положению о комитете по управлению государственным имуществом Краснодарского края, утв. решением малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 09.12.92 N 395, последний являлся органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Краснодарского края) и одновременно территориальным агентством Госкомимущества России (на основании Распоряжения Госкомимущества России от 05.02.92 N 45-р), действующим в пределах предоставленной ему компетенции.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 22 марта 2001 года N 204 (в ред. Постановления главы администрации края от 09.04.2001 г. N 260/1) "О реорганизации департамента имущественных отношений Краснодарского края" комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края был присоединен к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (департамент был реорганизован путем присоединения к нему комитета).
Согласно п. 1.9 Постановления главы администрации Краснодарского края от 6 июня 2001 г. N 473 "Вопросы реорганизации департамента имущественных отношений Краснодарского края" департамент может быть наделен полномочиями территориального органа Министерства имущественных отношений Российской Федерации на основании соглашения между Минимуществом России и администрацией Краснодарского края и соответствующего приказа (решения) Минимущества России.
10 апреля 2001 года подписано соглашение об обязательствах Минимущества России и Главы администрации Краснодарского края при наделении департамента имущественных отношений Краснодарского края полномочиями территориального органа Министерства имущественных отношений РФ.
Согласно Приказа Минимущества России от 09 апреля 2001 г. N 69 "О наделении департамента имущественных отношений Краснодарского края полномочиями территориального органа Министерства имущественных отношений Российской Федерации" департамент наделен указанными полномочиями.
Положение о Территориальном управлении Министерства имущественных отношений РФ по Краснодарскому краю утверждено Приказом Минимущества России от 05 ноября 2003 г. N 495; в соответствии с положением управление создано для осуществлении на территории Краснодарского края полномочий по управлению и распоряжению в пределах компетенции Минимущества России имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, в том числе земельными участками, за исключением земельных участков лесного фонда и земель, занятых водными объектами.
Таким образом, в период с 09 апреля 2001 года по 05 ноября 2003 года в силу положений п. 3 ст.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 n 15АП-8447/2010 по делу n А53-19640/2009 По требованию о завершении конкурсного производства в отношении индивидуального предпринимателя.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также