Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2010 n 15АП-8835/2010 по делу n А53-5882/2010 По делу о признании незаконным отказа аукционной комиссии в допуске на участие в аукционе и признании недействительным протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2010 г. N 15АП-8835/2010
Дело N А53-5882/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Ехлаковой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Войновым А.В.
при участии:
от истца - представитель Шмакова В.В. по доверенности от 20.04.2010;
от ответчика - представитель Атоян В.А. по доверенности от 26.03.2010;
от третьего лица - представитель Шалайкин С.А. по доверенности от 20.08.2010;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Дорис" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.06.2010 по делу N А53-5882/2010
по иску - ООО "Дорис"
к ответчику - МУ "Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения" при участии третьего лица - ООО НПП "ДорТрансНИИ-Инжениринг" о признании отказа аукционной комиссии в допуске на участие в аукционе незаконным и протокола рассмотрения заявок недействительным
принятое в составе судьи Колесник И.В.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дорис" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к муниципальному учреждению "Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения" о признании отказа аукционной комиссии в допуске на участие в аукционе, изложенного в протоколе незаконным и признании недействительным протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе N 248М/ПРАук от 17.03.2010.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью НПП "ДорТрансНИИ-Инжениринг".
Решением от 24.06.2010 в иске отказано. В части требования о признании протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе N 248М/ПРАУк от 17.03.2010 производство по делу прекращено.
Решение мотивировано тем, что истцом не представлены необходимые документы для участия в конкурсе. Заявленные в аукционе работы при отсутствии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к соответствующему виду или видам работ истец не может выполнять. Производство по делу в части требования о признании недействительным протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом истца от требований в данной части.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на необоснованность решения в части отказа в удовлетворении требований и просил его изменить.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что решение аукционной комиссии нарушает требования части 2 статьи 12 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". По мнению заявителя, лицо, осуществляющее лабораторный контроль не является субъектом строительного контроля, в связи с чем требование о наличии допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, неправомерно.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал.
Представитель ответчика доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица поддержал позицию ответчика, просил решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 16.02.2010 на сайте www.torgi.donland.ru МУ "Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения" г. Ростова-на-Дону разместило извещение о проведении открытого аукциона N 13-284М/ИАук на закупку работ по лабораторному контролю качества дорожных работ. Начальная (максимальная) цена контракта - 4000000 рублей. Одновременно с извещением на официальном сайте размещена конкурсная документация.
В результате рассмотрения заказчиком заявок 17.03.2010 ООО "Дорис" в допуске к участию в аукционе отказано. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе N 248М/ПРАук от 17.03.2010 в допуске к участию в аукционе отказано в связи с тем, что пакет документов, представленный участником размещения ООО "Дорис" не соответствует требованию конкурсной документации и требованиям законодательства в части пункта 1 раздела 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (отсутствие свидетельства о допуске к работам, которое оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства)".
В соответствии с протоколом, аукцион признан несостоявшимся, поскольку подана только одна заявка, соответствующая требования законодательства - ООО НПП "ДорТрансНИИ-Инжениринг".
Полагая, что действия аукционный комиссии по отказу в допуске к участию в аукционе являются незаконными, ООО "Дорис" обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при размещении заказа путем проведения аукциона создается аукционная комиссия. Аукционной комиссией осуществляется рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.
В силу пункта 4 части 1 статьи 12 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 закона.
В статье 11 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлены следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов; непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства; неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе; отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.
В данном случае предметом государственного контракта является выполнение работ по лабораторному контролю качества дорожных работ. В допуске к аукциону ООО "Дорис" отказано в связи с тем, что обществом не представлены документы подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом контракта, а именно не предоставлен допуск к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. По мнению заявителя жалобы, названный документ требуется только лицу, осуществляющему строительный контроль, но не лицу, осуществляющему лабораторный контроль.
В соответствии с статьей 749 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.
В статье 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В соответствии с пунктом 37 раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.12.2008 N 274 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" установлено требование наличия допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при выполнении работ по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с Отраслевым дорожным методическим документом ОДМ 218.7.001-2009, устанавливающим положения по составу работ и порядку проведения строительного контроля, принятого распоряжением Росавтодора от 23.11.2009 N 485-р, основными задачами при осуществлении строительного контроля за выполнением работ в дорожном хозяйстве являются, в том числе, оценка соответствия качества строительства, реконструкции или капитального ремонта проектным требованиям, в том числе проведение контрольных измерений и испытании сотовых конструкций, а также применяемых материалов и изделий. В состав работ по строительному контроля входит: входной контроль соответствия применяемых материалов, конструкций и изделий требованиям рабочей документации; контроль качества выполняемых дорожно-строительных работ в объемах, определенных техническим заданием заказчика, в том числе входной и операционный контроль соответствия применяемых в соответствии с утвержденной рабочей документацией дорожно-строительных материалов, изделий и готовых конструкций.
Таким образом, строительный контроль представляет собой комплекс мероприятий, лабораторный контроль качества дорожных работ является одним из мероприятий строительного контроля, его этапом, конечной целью которого является определение соответствия дорожно-строительных материалов, изделий и готовых конструкций установленным требованиям, что оказывает влияние на безопасность законченного строительством объекта. Результаты лабораторного контроля также определяют безопасность конечного результата работ - объекта строительства.
При этом возможность принимать какие-либо решения для определения лица как субъекта строительного контроля, не является определяющим критерием, исходя из общей конечной цели строительного контроля и его отдельного этапа - лабораторного контроля. В статье 749 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержится прямого запрета на привлечение лицом, осуществляющим строительный контроль, иную организацию для выполнения каких-либо отдельных мероприятий по строительному контролю.
Требование о соответствии с участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом аукциона установлено в пункте 2.2 раздела 2 информационной карты аукциона.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик, уполномоченный орган обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Истец за разъяснениями положений конкурсной документации не обращался. Вместе с тем, участник
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2010 n 15АП-8817/2010 по делу n А32-35819/2009 По делу о взыскании стоимости недопоставленного оборудования и процентов за пользование чужими денежными средствами.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также