Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2008 по делу n А53-20249/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-20249/2007-С3-13

27 июня 2008 г.                                                                                   15АП-3349/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2008 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Величко М.Г.

судей Ехлаковой С.В., Корневой Н.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Потаповой С.С.

при участии:

от истца: представитель Гущеня И.Г. по доверенности от 27.12.2007г. № АЛ-1/53

от ответчика: представитель Исмаилова К.А. по доверенности от 19.12.2007г. № НЮ-10/1142

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги

на решение Арбитражного суда Ростовской области от  22 апреля 2008г.  по делу № А53-20249/2007-С3-13

по иску открытого акционерного общества "Волгограднефтемаш"

к ответчику открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги

о взыскании 2887179,50 рублей,

принятое в составе судьи Рогожиной Т.А.,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Волгограднефтемаш» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»  в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги (далее – дорога) о взыскании излишне списанной за перевозку груза суммы в размере 2887179,50 рублей.

Решением от 22 апреля 2008г. исковые требования удовлетворены. С дороги в пользу общества взыскана задолженность в размере 2887179,50 рублей.

Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с заявкой на перевозку груза общество произвело отправку груза с индексом негабаритности Н 0888; без предварительного согласования с обществом дорога произвела перевозку данного груза отдельным локомотивом, а также произвела расчет и списала со счета общества сумму за перевозку сверхнегабаритного груза отдельным локомотивом, что превысило ранее согласованную стоимость провозной платы. Доказательств уведомления дорогой общества о перевозке груза отдельным локомотивом, а также указания о перевозке отдельным локомотивом в извещениях о согласовании заявок на перевозку груза в материалы дела не представлено.

Не согласившись с принятым судебным актом, дорога обратилась с апелляционной жалобой в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе дорога просит отменить решение от 22.04.2008г., мотивируя свои требования тем, что данный сверхнегабаритный груз мог следовать только специальным поездом с локомотивом; в заявке на перевозку груза сведения о его негабаритности отсутствуют; ни в заявке на перевозку груза, ни в иных документах обществом не указаны данные о том, что груз должен следовать в составе поезда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель открытого акционерного общества "Волгограднефтемаш" не согласился с доводами апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве, считает решение суда законным и обоснованным. Представитель истца пояснил, что согласно сложившимся между обществом и дорогой отношениям по перевозке грузов предварительное согласование возможности перевозки груза производится дорогой в форме направления обществу телеграмм, в случае возможности следования груза только с отдельным локомотивом в направляемых телеграммах дорога в обязательном порядке извещает об указанных обстоятельствах общество. Представитель общества также пояснил, что квитанция о приеме груза была получена обществом только после отправки груза и не может свидетельствовать о согласии общества со стоимостью и способом перевозки поезда с отдельным локомотивом.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что решение подлежит оставить без изменения ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, телеграммой от 21.11.2006г. (л.д. 8) дорога согласовала возможность перевозки груза с индексом негабаритности Н 0888 по маршруту ст. Ельшанка – Морозовская – ст. Горная согласно представленному эскизу 4.109.521.01СБ на транспортере сцепного типа г/п 120 т базой 34,64 м с одной платформой прикрытия, одновременно сообщив, что пропуск груза по участку Лихая – Сулин Скав возможен только при условии снятия напряжения в контактной сети, для чего грузоотправителю необходимо заключить договор с Ростовским отделением Северо-Кавказской железной дороги.

На основании заявки на подачу железнодорожных транспортеров в феврале 2007г. (л.д.6-7), зарегистрированной дорогой 29.01.2007г., со станции отправления Ельшанка Приволжской железной дороги до станции назначения Горная Северо-Кавказской железной дороги в адрес грузополучателя - Новошахтинского завода нефтепродуктов общество произвело отправку груза с индексом негабаритности  Н 0888.

Индекс негабаритности Н 0888 отправляемого груза согласно представленному эскизу 4.109.521.01СБ был согласован дорогой, что подтверждается телеграммой от 29.12.2006г. (л.д.9).

В соответствии с расчетом провозной платы (л.д.12) провозная плата составила 906006,36 рублей; вид отправки – 12, группа вагонов; сведения о вагоне (контейнере): номер вагона 61346607, код вагона – 60, полувагоны, количество осей – 4, грузоподъемность вагона - 69 тонн.

На основании квитанции о приеме груза № ЭА039634 (л.д.17) на перевозку грузов групповой отправкой негабаритный груз Н 0888 массой 99404 кг. был принят дорогой к отправке с отдельным локомотивом. За перевозку указанного груза дорогой со счета ТехПД общества было списано 3135815 рублей, за погрузку на вагон груза – 11670 рублей (квитанция о приеме груза № ЭА039291, л.д.18).

Факт списания со счета общества денежных средств в размере 3135815 рублей по платежной ведомости № ЭА039634 подтвержден перечнем железнодорожных документов № 104 от 26.02.2007г. (л.д.20).

Факт списания со счета общества денежных средств в размере 11670 рублей по платежной ведомости № ЭА039291 подтвержден перечнем железнодорожных документов № 95 от 21.02.2007г. (л.д.19).

27.03.2007г. общество направило дороге письмо № АЛ-64/197 (л.д.28-29), в котором сообщало о том, что груз подлежал перевозке в составе поезда, а также о том, что изменение вида железнодорожного подвижного состава является дополнительным условием, которое не было согласовано сторонами. В указанном письме общество также просило дорогу произвести перерасчет провозной платы и вернуть разницу между фактически перечисленной суммой за перевозку груза отдельным локомотивом  и суммой провозной платы негабаритного груза в составе поезда.

Письмом от 19.07.2007г. № 602 (л.д.30) дорога сообщила обществу о том, что поскольку груз имел сверхнегабаритность по трем степеням негабаритности (Н 0888), в соответствии с Инструкцией по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики такой груз должен следовать с отдельным локомотивом и контрольной рамой. При прибытии груза на станцию назначения Горная в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» дорогой был произведен перерасчет провозной платы по дорожным ведомостям № ЭА039291 и № ЭА039634 в соответствии с фактически пройденным расстоянием и с учетом следования с отдельным локомотивом. Дорога также сообщила обществу, что провозная плата взыскана верно, вследствие чего, претензия удовлетворению не подлежит.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

В пункте 2.3.6. Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (утв. 19.10.2001 Советом  по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ) указано, что при наличии возможности перевозки негабаритного и (или) тяжеловесного груза Департамент управления перевозками МПС России или железнодорожная администрация государства отправления груза извещает заявителя о предварительном согласовании перевозки, указывает тип подвижного состава, на котором можно осуществлять перевозку, согласованную степень негабаритности (индекс), а при необходимости и дополнительные условия, при выполнении которых грузоотправителем перевозка может состояться.

Для сверхнегабаритных грузов указываются согласованные с причастными железнодорожными администрациями маршруты перевозок.

Пунктом 2.5.1. Инструкции установлено, что окончательное согласование чертежей и расчетов размещения и крепления сверхнегабаритных грузов производится Департаментом управления перевозками МПС России. Подтверждение такого согласования письмом, телеграммой или по факсу направляется в адрес железнодорожной администрации (железной дороги) отправления груза, станции погрузки и грузоотправителя (экспедитора).

При наличии окончательно согласованной технической документации на перевозку грузов грузоотправитель (экспедитор) за 20 дней до начала месяца погрузки представляет заявку на подачу транспортеров по установленной форме (пункт 2.6.1. Инструкции).

В соответствии с пунктом 4.5. Инструкции при перевозке сверхнегабаритного груза в специальном поезде с отдельным локомотивом вагон с таким грузом должен находиться не ближе пяти вагонов от вагона с контрольной рамой.

В пунктах 4.7., 4.8. Инструкции указано, что при перевозке в поездах сверхнегабаритных грузов с контрольной рамой в числе вагонов прикрытия груза от контрольной рамы допускается использовать вагоны, загруженные негабаритными грузами негабаритности нижней 1-2-й, боковой 1-3-й, верхней 1-2-й степеней. В составы поездов разрешается включать груженые транспортеры грузоподъемностью до 240 тонн (включительно).

Из материалов дела, а также из пояснений представителя общества следует, что согласно сложившимся между обществом и дорогой отношениям по перевозке грузов согласование возможности перевозки груза производится дорогой в форме направления обществу телеграмм, в случае возможности следования груза только с отдельным локомотивом в направляемых телеграммах дорога в обязательном порядке извещает об указанных обстоятельствах общество.

В обоснование возражений на апелляционную жалобу общество ссылается в качестве примера на телеграмму дороги от 24.01.2006г. 

В данной телеграмме дорога сообщает обществу о согласовании возможности перевозки груза согласно схеме 4.109.503.01СБ на транспортере площадочного типа г/п 225 т индексом негабаритности Н 0888 по маршруту: ст. Ельшанка – Верхний  Баскунчак – Красный Кут – ст. Александров Гай. Одновременно дорога сообщает, что пропуск груза по указанному маршруту возможен только с отдельным локомотивом.

Наряду с изложенным, телеграммой от 21.11.2006г. (л.д. 8) дорога согласовала возможность перевозки груза с индексом негабаритности Н 0888 по маршруту ст. Ельшанка – Морозовская – ст. Горная согласно представленному эскизу 4.109.521.01СБ на транспортере сцепного типа г/п 120 т базой 34,64 м с одной платформой прикрытия, одновременно сообщив, что пропуск груза по участку Лихая – Сулин Скав возможен только при условии снятия напряжения в контактной сети, для чего грузоотправителю необходимо заключить договор с Ростовским отделением Северо-Кавказской железной дороги.

Иных дополнительных условий в соответствии с пунктом 2.3.6. Инструкции дорога в телеграмме от 21.11.2006г. не указала. Из данной телеграммы не следует, что следование груза согласно представленному эскизу 4.109.521.01СБ с индексом негабаритности Н 0888  было возможно только с отдельным локомотивом.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов (далее - заявка). Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений.

Перевозчик имеет право заменять предусмотренный заявкой железнодорожный подвижной состав одного вида подвижным составом другого вида, если перевозки грузов подвижным составом другого вида предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и при этом не увеличивается стоимость перевозок грузов.

О замене предусмотренного заявкой железнодорожного подвижного состава одного вида подвижным составом другого вида перевозчик должен предупредить грузоотправителя не позднее чем за двенадцать часов до момента подачи вагонов под погрузку.

В пункте 2.15.3.  Постановления ФЭК РФ от 17.06.2003 N 47-т/5 «Об утверждении прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами» указано, что при перевозке грузов на транспортерах, следующих с отдельным локомотивом РЖД, в верхнем свободном поле перевозочного документа железнодорожной станцией отправления проставляется отметка "С отдельным локомотивом РЖД".

По смыслу указанной нормы, по общему правилу – то есть при следовании груза в составе поезда – обязанность по проставлению отметки о следовании груза в составе поезда не предусмотрена. Напротив, при следовании груза с отдельным локомотивом соответствующая отметка должна быть проставлена.

Судом апелляционной инстанции отмечается, что в железнодорожной накладной станцией отправления отметка "С отдельным локомотивом РЖД" не проставлена. На транспортной железнодорожной накладной № ЭА 039634 (л.д.14) проставлена отметка

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2008 по делу n А53-7529/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также