Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010 n 15АП-7821/2010 по делу n А53-7093/2010 По делу о признании недействительным предписания уполномоченного органа об обязании организовать порядок ведения учета объема сброса сточных вод и их качества.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2010 г. N 15АП-7821/2010
Дело N А53-7093/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей Л.А. Захаровой, Н.Н. Ивановой
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
при участии:
от заявителя: представителей по доверенности N 130 от 05.05.2010 г. Беленьковой Д.В. и по доверенности N 131 от 05.05.10 г. Еремеевой Д.В.;
от заинтересованного лица: представителя по доверенности от 11.01.10 г. Кочетовой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Комбинат крупнопанельного домостроения"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 03 июня 2010 г. по делу N А53-7093/2010
по заявлению закрытого акционерного общества "Комбинат крупнопанельного домостроения"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области
о признании недействительным предписания от 08.04.10 г. N 01-05-670/10,
принятое в составе судьи Сурмаляна Г.А.
установил:
закрытое акционерное общество "Комбинат крупнопанельного домостроения" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области (далее - управление) от 08.04.2010 г. N 01-05-670/10 об обязании организовать порядок ведения учета объема сброса сточных вод и их качества в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.07.2009 г. N 205 (далее - предписание).
Решением суда от 03.06.10 г. обществу в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое предписание соответствует природоохранному законодательству и не нарушает его прав в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд пришел к выводу о том, что, фактически, требование общества направлено на то, чтобы общество продолжало бесконтрольно осуществлять сброс сточных водных в неограниченных количествах минуя очистные сооружения.
Не согласившись с решением суда, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить заявленное им требование.
Жалоба мотивирована тем, что общество не является водопользователем, так как сбрасывает сточные воды непосредственно в канализационную сеть ОАО "Комат" и в бесхозный ливневой коллектор Северо-Западной промзоны. В связи с этим обязанность по организации учета объема сброса сточных вод и их качества должна возлагаться на собственников указанных канализационных сетей. Принятие обществом мер по организации объема сброса сточных вод и их качества на ливневом коллектор Северо-Западной промзоны нарушит интересы общества и причинит ему имущественный ущерб, так как общество не обязано их предпринимать. Проблема организации очистки стоков, сбрасываемых в бесхозный ливневой коллектор Северо-Западной промзоны, выходит за предмет предписания и рассматриваемого дела.
Управление в отзыве на жалобу возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на то, что общество является водопользователем, поскольку сбрасываемы им бесхозный ливневой коллектор Северо-Западной промзоны попадают в балку Чалтырьская (бассейн реки Мертвый Донец), а из нее - в реку Мертвый Донец. Выпуск общества в этот коллектор не оснащен очистными сооружениями. Не имеется таких сооружений и на выходе из коллектора. Данный коллектор является бесхозным и не оснащен очистными сооружениями. Общество не имеет законных оснований продолжать сбор неочищенных стоков через этот бесхозный коллектор в водный объект.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества настаивал на отмене решения суда, сославшись на приведенные в апелляционной жалобе доводы.
Представитель управления возражал против отмены решения суда, сославшись на приведенные в отзыве на апелляционную жалобу доводы.
Дополнительно пояснил, что предписание касается учета объема и качества стоков, сбрасываемых обществом через бесхозный коллектор Северо-Западной промзоны. До 2009 года общество имело лицензию на водопользование в отношении стоков, сбрасываемых через этот коллектор в реку Мертвый Донец через балку Чалтырьская, представил на обозрение суда эту лицензию с приложениями (т. 2, л.д. 36 - 62).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции признал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 04.05.2009 г. по 25.05.2009 г. Управлением проведена проверка соблюдения требования природоохранного и природоресурсного законодательства общества, юридический адрес: г. Ростов-на-Дону, пер. 1-й Машиностроительный, 5.
В ходе проведения проверки выявлено, что общество осуществляет пользование водным объектом - балка Чалтырьская, бассейн реки Мертвый Донец без изъятия (осуществляется сброс сточных (поверхностных) вод с территории общества). Пользование водным объектом до 22 января 2009 года осуществлялось на основании лицензии на водопользование 00318 ТРВВХ от 22 января 2004 г. Срок действия лицензии истек 22 января 2009 года.
Поверхностные воды (атмосферные осадки) с территории общества поступают во внутриплощадочную систему ливневой канализации, состоящую из дождеприемников и труб диаметром 500 мм.
Общество имеет разработанные и утвержденные нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ, поступающих в ливневый коллектор Северо-Западной промышленной зоны и далее в балку Чалтырьская (бассейн реки Мертвый Донец). Сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод до 31.03.2009 года осуществлялся на основании разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты N 32.
Дождевые и талые сточные воды предприятия поступают в систему ливневой канализации и отводятся двумя выпусками.
По одному выпуску с большей части территории (60% от общего объема) сточные воды отводятся в сети ливневой канализации, а далее на очистные сооружения открытого акционерного общества "Комат", согласно договору от 08.02.2008 г.
По второму выпуску отвод 40% ливневых сточных вод с территории предприятия производится в балку Чалтырьская (бассейн реки Мертвый Донец) через ливневый коллектор Северо-Западной промышленной зоны.
Выпуск ливневой канализации предприятия в ливневый коллектор (сброс сточных вод в балку Чалтырьская (бассейн реки Мертвый Донец) не оснащен очистными сооружениями ливневой канализации, что является нарушением пункта 1 части 6 статьи 60 Водного Кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пунктов 4.1.2, 4.2 СанПиН 2.1.5.980-00, Временной инструкции по проектированию сооружений для очистки поверхностных сточных вод СН 496-77.
Контрольный колодец ливневой канализации расположен на территории общества.
Договора на передачу сточных вод в ливневый коллектор Северо-Западной промышленной зоны не имеется.
Обществом не соблюдается порядок ведения учета объема сброса сточных вод и их качества в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации "Об утверждении порядка учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества собственниками водных объектов и водопользователями" от 29.11.2007 г. N 311 (действовавшем в период проведения проверки), что является нарушением пункта 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте N 45/05-014-08-670/09 проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 21.05.2009 г.
Управлением выдано предписание N 45/05-14-08-670/09 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 25 мая 2009 г. пунктом 6 которого установлено обществу в срок до 01.09.2009 г. организовать порядок ведения учета объема сброса сточных вод и их качества в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а пунктом 8 обществу необходимо было в срок до 01.11.2009 г. организовать очистку поверхностно-ливневых сточных вод сбрасываемых в балку Чалтырьская (бассейн реки Мертвый Донец) через ливневый коллектор.
В период с 11.11.2009 г. по 03.12.2009 г. Управлением проведена выездная внеплановая проверка по контролю за выполнением обществом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 25.05.2009 г. N 45/05-014-08-670/09.
В ходе проведения проверки Управлением выявлены факты невыполнения пунктов 6 и 8 предписания от 25.05.2009 г. N 45/05-014-08-670/09, в связи с чем, Управлением повторно выданы обществу предписания:
1) предписание N 02-15-670/09 от 03.12.2009 г. об организации порядка ведения учета объема сброса сточных вод и их качества в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации "Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" от 08.07.2009 г. N 205 в срок до 01.03.2010 г.;
2) предписание N 98/014 от 03.12.2009 г. об организации очистки поверхностно-ливневых сточных вод с территории промышленной площадки общества сбрасываемых в балку Чалтырьская (бассейн реки Мертвый Донец) через ливневый коллектор в срок до 01.05.2010 г.
08.04.2010 г. Управлением проведена выездная внеплановая проверка общества по вопросу выполнения указанных выше предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В результате проведения проверки выявлено невыполнение предписания N 02-15-670/09 от 03.12.2009 г. об организации порядка ведения учета объема сброса сточных вод и их качества в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации "Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" от 08.07.2009 г. N 205 в срок до 01.03.2010 г.
В связи с этим, 08.04.2010 г. Управлением обществу выдано повторное предписание об устранении нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды N 01-05-670/10 в соответствии с которым обществу предписывалось в срок до 01.09.2010 г. организовать порядок ведения учета сброса сточных вод и их качества в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации "Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" от 08.07.2009 г. N 205.
Не согласившись с указанным предписанием от 08.04.2010 г., общество обжаловало его в Арбитражный суд Ростовской области.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции признал основанным на законе и обстоятельствах дела вывод суда первой инстанции о соответствии оспоренного предписания природоохранному законодательству.
В обоснование этого вывода суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - закон N 7-ФЗ) требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В силу п. 1 ст. 39 закона N 7-ФЗ юридические и физические лица осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.
В соответствии с п. 14 п. 1 ст. 1 ВК РФ под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Согласно ч. 1 ст. 9 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 названного Кодекса. В силу ч. 1 и ч. 1 ст. 11 ВК РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов на основании договоров водопользования, а для сброса сточных вод и (или) дренажных вод - на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Порядок подготовки и принятия решений о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование определен Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. N 844 (далее - Правила).
В силу пункта 8 Правил на основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления по месту расположения водного объекта.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010 n 15АП-7813/2010 по делу n А53-21027/2008 По требованию об отмене определения о признании недействительной сделкой исполнения обязательства по кредитному договору путем безакцептного списания денежных средств со счета в банке и применении последствий недействительности сделки путем взыскания спорных денежных средств.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также