Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 n 15АП-7606/2010 по делу n А32-10307/2010 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ за несоблюдение установленного срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2010 г. N 15АП-7606/2010
Дело N А32-10307/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей Л.А. Захаровой, С.И. Золотухиной
при ведении протокола судебного заседания судьей Смотровой Н.Н.
при участии:
от заявителя: представитель не явился (уведомление от 16.07.10 г. N 42681);
от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление от 12.07.10 г. N 42682);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рускон"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.05.2010 г. по делу N А32-10307/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рускон"
к заинтересованному лицу Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае
о признании незаконным постановления,
принятое в составе судьи Колгановой Т.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Рускон" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 02.03.10 г. N 04-05/10-71.
Решением суда от 24.05.10 г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что непредставление в установленный срок справки о подтверждающих документах лишает возможности уполномоченный банк исполнять возложенные на него функции агента валютного контроля. Только на основании справок о подтверждающих документах происходит учет исполнения обязательств по внешнеторговым контрактам и их идентификация по паспортам сделок, а как следствие и контроль за полнотой и своевременностью поступления валютной выручки, которая отражается в разделе II "Сведения о платежах" ведомости банковского контроля.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что общество было фактически лишено возможности указать в справке о подтверждающих документах иную дату оформления актов, нежели дата, проставленная самим резидентом до направления актов контрагенту. В связи с этим неверное оформление обществом справки не может быть расценено как виновное нарушение публичного порядка, что исключает вину общества в совершении правонарушения по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не направило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Общество и управление, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили.
Учитывая изложенное, на основании ч. ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества и управление.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществом заключен договор транспортной экспедиции от 09.01.08 N 1/Р-К/2008 с фирмой-нерезидентом Компания "Форкон ЛТД", Кипр (Клиент) на срок по 31.12.09.
По заключенному контракту уполномоченным банком филиалом N 8 ОАО Коммерческого банка "Центр-Инвест" оформлен паспорт сделки N 08010003/2225/0008/3/0 от 16.01.08.
Экспедитором оказаны услуги для Клиента в феврале 2009 г. в соответствии с актами на общую сумму 579 441,68 долларов США.
Согласно требованиям Положения N 258-П, справку о подтверждающих документах, содержащую сведения о документах, подтверждающих факт оказания услуг (акты за февраль 2009 г. на общую сумму 579 441,68 долларов США) общество должно было представить в уполномоченный банк в срок до 16.03.09, фактически представлена 01.06.09 (нарушение срока на 2 месяца и 15 дней).
По данному факту управлением в отношении общества было возбуждено дело об административном правонарушении N 04-05/10-71 по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
12.02.10 г. управлением в отсутствие законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 04-05/10-71 по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ (т. 1 л.д. 42).
02.03.10 г. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении N 04-05/10-71 управлением было вынесено постановление о назначении административного наказания и привлечении к административной ответственности общества по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ и наложении взыскания в виде штрафа в размере 40 000 (сорок) рублей (т. 1 л.д. 183).
Не согласившись с вынесенным постановлением общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По делу об административном правонарушении подлежат выяснению такие обстоятельства как наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, причины и условия совершения административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае установления факта совершения административного правонарушения уполномоченным на то органом должен быть составлен протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 Постановления от 27.01.03 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Согласно ст. 25.4 КоАП РФ следует, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Судом первой инстанции правильно установлено, что общество о составлении протокола об административном правонарушении было надлежащим образом извещено чем имеется уведомление о вручении, что не оспаривается обществом.
В связи с чем, нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности не выявлены судами первой и апелляционной инстанциями.
Согласно ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение на юридических лиц административного штрафа.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена п. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.03 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 5 Закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) также устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N 258-П и Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 15.06.04 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И).
Пунктом 1.3 Указания ЦБ РФ от 10.12.07 г. N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" определено, что формами учета по валютным операциям для резидентов являются документы, требования о предоставлении которых в уполномоченный банк установлены Инструкцией Банка России от 15.06.04 г. N 117-И и Положением Банка России от 01.06.04 г. N 258-П, в том числе справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с Приложением 1 к Положению N 258-П.
На основании п. 2.4 Положения о порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций (утв. ЦБ РФ 01.06.04 N 258-П в ред. Указания ЦБ РФ от 26.09.08 N 2080-У) резидент представляет в банк ПС подтверждающие документы в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Таким образом, несвоевременное представление справки о подтверждающих документах является нарушением установленного порядка представления отчетности по валютным операциям и влечет ответственность, предусмотренную ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Судом первой инстанции правильно установлено, что согласно требованиям Положения N 258-П, справку о подтверждающих документах, содержащую сведения о документах, подтверждающих факт оказания услуг (акты за февраль 2009 г. на общую сумму 579 441,68 долларов США) общество должно было представить в уполномоченный банк в срок до 16.03.09, фактически представлена 01.06.09 (нарушение срока на 2 месяца и 15 дней).
Таким образом, общество (353909, г. Новороссийск, п. Кирилловка, ул. 2-ая железнодорожная петля; ИНН 2315094729) совершено административное правонарушение - несоблюдение установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно установил, что возможность для соблюдения юридическим лицом обществом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ имелась, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, доказательств направления требования контрагенту о направлении актов выполненных работ в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, исходя из положения ст. 2.1 КоАП РФ, данное правонарушение совершено лицом виновно.
Вместе с тем, представленные письма от Компании "Форкон ЛТД" о позднем направлении актов не являются основаниями, исключающими привлечение к ответственности на основании ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что действия общества образуют состав административного правонарушения ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Правонарушения, предусмотренные ст. 15.25 КоАП РФ, нарушают установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, посягает на интересы государства в области финансов, налогов и сборов, на установленный нормативными правовыми актами порядок представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения, которое является формальным по своему составу.
Непредставление в установленный срок справки о подтверждающих документах лишает возможности уполномоченный банк исполнять возложенные на него функции агента валютного контроля. Только на основании справок о подтверждающих документах происходит учет исполнения обязательств по внешнеторговым контрактам и их идентификация по паспортам сделок, а как следствие и контроль за полнотой и своевременностью поступления валютной выручки, которая отражается в разделе II "Сведения о платежах" ведомости банковского контроля.
В соответствии с п. 1.2 Указания Банка России от 16.01.04 N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк РФ" уполномоченными банками формируется "Отчет
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 n 15АП-7576/2010 по делу n А53-5099/2010 По делу о признании незаконными действий таможенного органа по непринятию заявленной ООО таможенной стоимости товара.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также