Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по делу n А53-2108/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-2108/2008-С2-42

29 июля 2008 г.                                                                                   15АП-3314/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2008 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ехлаковой С.В.

судей Корневой Н.И., Пономаревой И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ерёминой О.А.

при участии:

от истца – представитель Садчикова Е.В. по доверенности № 10 от 25.01.2008, паспорт 60 04 № 291350 выдан 19.08.2003 код подразделения 612-007;

от ответчика – представитель Бодахов В.Х. по доверенности № 08-14/0038 от 09.01.2008, паспорт 60 03 № 321076 выдан 13.02.2003 код подразделения 612-071;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ростоврегионгаз" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.04.2008 по делу № А53-2108/2008-С2-42

по иску ООО  "Биф-Агро"

к ответчику – ООО «Ростоврегионгаз»

по преддоговорному спору

принятое в составе судьи Пипник Т.Д.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Биф-Агро» обратилось в арбитражный суд Ростовской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Ростоврегионгаз» об урегулировании разногласий по долгосрочному договору поставки газа, возникших при заключении договора, определении условий пунктов 2.1, 5.5.1.1 долгосрочного договора поставки газа № 43-3-12014/08 от 12.09.07 в редакции истца и исключении из текста договора слов «суточное потребление газа».

Решением арбитражного суда от 18.04.08 пункт 2.1 договора поставки газа принят в редакции истца, предусматривающей ежегодный объем поставки газа 663,0 тыс.куб.м., в удовлетворении требований об исключении из текста договора слов «суточное потребление газа» отказано, в части требований по пункту  5.5.1.1 производство по делу прекращено.

Решение мотивировано тем, что возможность применения регулируемых цен к объемам газа, определенных сверх договорных объемов предыдущего года, обусловлена нормами действующих правовых актов, устанавливающих правовые гарантии производителям товаров, снизившим объемы производства в предшествующий период, в получении по регулируемым ценам объема газа, необходимого для нормального функционирования производства. Включение в договор условий о суточном потреблении газа соответствует принципам правового регулирования в области поставок газа. По пункту 5.5.1.1 договора спор добровольно урегулирован сторонами. 

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Ростоврегионгаз» обжаловало его по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В апелляционной жалобе заявитель просил отменить решение суда в части принятия пункта 2.1 договора в редакции истца, считая, что судом необоснованно определен объем поставки газа, указанный в разрешении на использование газа, без учета положений нормативных актов, регулирующих условия поставки газа и устанавливающих особенности определения объемов газа, поставляемого по регулируемым ценам, а именно Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 №1021 (в редакции Постановления от 28.05.07 №333) «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации», которым утверждены «Основные положения  формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» (далее - Основные положения) и Приказа Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 05.07.07 №155 «Об утверждении Положения об особенностях определения объемов газа и состава конечных потребителей, в отношении которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1-15.3 Основных положений…, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее - Положение).

По мнению ответчика, вывод суда о том, что пункт 5 Положения устанавливает возможность применения регулируемых цен к объемам газа, установленных сверх договорных объемов 2006-2007гг., является ошибочным, а требования истца со ссылками на снижение объемов производства несостоятельными, поскольку данный пункт предусматривает возможность определять количество газа на 2008г от максимально установленного в договорах 2006-2007г.г. Кроме того, заявитель полагает, что судом необоснованно отклонены его доводы о том, что после остановки производства истец должен будет заключать договор как потребитель, впервые заключающий договор.

 ООО «Ростоврегионгаз» также ссылается на несостоятельность позиции истца о возможности его отнесения к коммунально-бытовым потребителям.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО  «Биф-Агро»отклонило возражения ответчика по основаниям, приведенным в нем, и просило оставить решение суда без изменения.

Правильность принятого судебного акта проверена апелляционной инстанцией с учетом норм пункта 5 статьи 268 АПК РФ в обжалуемой части.

Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда в обжалуемой части подлежит отмене по следующим мотивам.

Как видно из материалов дела, при заключении долгосрочного договора поставки газа № 43-3-12014/08 от 12.09.07 между сторонами возник спор по редакции пункта 2.1 , касающегося объемов поставляемого ООО «Ростоврегионгаз»  (поставщик) газа по оптовой цене ОАО «Биф-Агро» (покупатель).

В редакции, предложенной ответчиком, предусматривалось, что поставщик обязуется поставлять с 01.01.2008 по 31.12.2012, а покупатель получать (выбирать) и оплачивать газ, добытый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами. Ежегодный объем поставки составляет-157,000 тыс. куб. м. Годовой объем газа не может превышать объема, установленного в разрешениях на использование газа, выданных на газоиспользующее оборудование.

При определении количества подлежащего поставке газа, ООО «Ростоврегионгаз» исходило из объемов газа, установленных в заключенном сторонами договоре от 12.12.2006 №43-3-12014/07 на 2007г.

В протоколе разногласий ОАО «Биф-Агро» предложило изменить условие данного пункта, увеличив ежегодный объем поставки газа до 663,000 тыс.куб.м. В обоснование своих требований покупатель сослался на то, что данный объем газа соответствует проектному объему потребления газового оборудования-котла Е-1/9Г, обеспечивающего производство и отопление на снабжаемом газом объекте- заводе по производству маргарина. По объяснению общества, в связи со спадом производства в 2006-2007г.г потребность в указанном количестве газа отсутствовала, однако с учетом планируемого возобновления деятельности и расширением производства, исходя из имеющихся разрешений Ростовского облисполкома на использование природного газа от 28.07.1989 № 05-57.5/200 и на промышленное потребление газа от 01.10.1995 №64, ОАО «Биф-Агро» полагало возможным установить в договоре указанный объем поставки.

Несогласие поставщика увеличить объем газа, подлежащего поставке по оптовым (регулируемым) ценам, до 663,000 тыс.куб.м., против объема, установленного пунктом 2.1 договора на 2007г, послужило основанием для обращения ОАО «БИФ-Агро» в суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратился, является публичным. Отказ коммерческой организации от заключения такого договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. В силу указанных норм основанием, дающим право коммерческой организации отказаться от публичного договора, является отсутствие реальной возможности исполнить договор на условиях, предложенных контрагентом (потребителем).

 Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 указанной статьи).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона

Порядок заключения договора поставки газа регламентирован Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162. В пункте 4 Правил установлено, что для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение, которое выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технические условия на подключение к газотранспортной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией при наличии упомянутого разрешения. Договорные объемы поставки газа не должны превышать объемы, указанные в разрешении на использование газа.

Согласно пункту 12 Правил поставки газа поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа. Цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (пункт 29 Правил).

В пункте 5.1 спорного договора предусмотрено, что цена на газ на выходе из системы магистрального газопровода транспорта формируется из регулируемых оптовой цены на газ и платы за снабженческо-сбытовые услуги, установленных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что между сторонами отсутствует спор относительно приобретения покупателем в 2008 году дополнительного объема газа, порядок получения и условия ценообразования которого закреплены в пункте 2.9 договора, подписанном истцом без разногласий. Спор возник по поводу установления договорного (базового) объема газа, покупаемого истцом по оптовой цене.

Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации».

В силу пункта 15.1 Основных положений оптовые цены на газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для конечных потребителей, приобретающих газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).

В пункте 15.3 Основных положений указано, что поставщики реализуют газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, по оптовым ценам, определяемым по соглашению сторон в соответствии с пунктами 15.1 и 15.2 настоящих Основных положений, при условии обеспечения ежегодного выполнения обязательств по договорам поставки этого газа в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).

Цена на дополнительные объемы газа определяется в соответствии с Принципами регулирования, предусмотренными пунктами 15.1 - 15.3   Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021 в редакции Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 г. № 333 и применяются к объемам поставки газа сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).

Пункт 3 Положения №155-э устанавливает, что принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1-15.3 Основных положений, применяются к объемам поставки газа сверх объемов газа, зафиксированных в договорах поставки на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам) с учетом предусмотренного договором календарного графика поставки газа.

Заявленный при заключении договора объем газа истец обосновал тем, что в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ №333 ООО «Межрегионгаз» для поставки потребителям Ростовской области  в 2008 г согласно факсограмме от 12.11.07 №ИД-11/349  выделено ООО «Ростоврегионгаз» 6821,7 млн. куб.м. газа, что аналогично объему, выделенному на 2007г. Ресурсы газа, полученные от ООО

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по делу n А01-194/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также