Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2010 n 15АП-6387/2010 по делу n А53-3509/2010 По делу о признании незаконными решения антимонопольного органа о нарушении антимонопольного законодательства, выразившемся в установлении монопольно высокой цены на услугу по отключению (включению) электрической энергии, и предписания устранить нарушение путем снижения затрат на оплату труда.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2010 г. N 15АП-6387/2010
Дело N А53-3509/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л. А.
судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от открытого акционерного общества "Донэнерго" - представитель - Тимченко Вячеслав Викторович, доверенность от 30.12.2009 г.;
от УФАС по Ростовской области - представитель - Солянко Сергей Александрович, доверенность от 26.01.2010 г. N 23,
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Филипп" - представитель - Хаишбашян Анжела Викторовна, доверенность от 27.02.2010 г., от Региональной службы по тарифам Ростовской области и Нижне-Донского Управления Ростехнадзора поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 27.04.2010 г. по делу N А53-3509/2010
принятое в составе судьи Гришко С. В.
по заявлению открытого акционерного общества "Донэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Филипп", Региональной службы по тарифам Ростовской области, Нижне-Донского Управления Ростехнадзора
о признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа
установил:
открытое акционерное общество "Донэнерго" (далее - ОАО "Донэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - УФАС по Ростовской области) о признании незаконными решения от 01.02.2010 г. о признании ОАО "Донэнерго" нарушившим ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" незаконным, и предписания N 19 от 01.02.2010 г.
Решением суда от 27.04.2010 г. заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что антимонопольный орган не представил доказательств совершения обществом действий, которые могли бы рассматриваться как навязывание потребителю невыгодных условий договора. Сам по себе факт несогласия общества со стоимостью услуг отключения (включения) электрической энергии, предложенных ОАО "Донэнерго", нельзя расценивать как обстоятельство, свидетельствующее о навязывании невыгодных условий. Недостижение согласия на указанном этапе, не является результатом недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо ущемления чьих-либо прав в том смысле, который устанавливается в статье 10 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с данным судебным актом, УФАС по Ростовской области обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 27.04.2010 г. отменить, в удовлетворении заявленных требовании отказать.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что электрические сети, на которых необходимо было провести отключение обслуживаемых ООО УК "Филипп" многоквартирных домов, относятся к сетям второй степени сложности. В соответствии с Тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих электроэнергетики" работы по выводу оборудования в ремонт электрической энергии на данных сетях должен выполнять электромонтер 3-го разряда. Отключение электрической энергии согласно сметы ОАО "Донэнерго" производятся силами электромонтера 5-разряда и электромонтера 4-го разряда. Установленная обществом плата за отключение и включение электроэнергии превосходит сумму необходимых для производства указанных работ затрат в части включения в нее затрат на заработную плату электромонтеров более высокой квалификации.
Представитель ОАО "Донэнерго" против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Пояснил, что общество эксплуатирует сети, которые относятся к первой степени сложности. Работы по отключению и включению электрических сетей на сетях первой степени сложности должны производиться специалистами 4-го и 5-го разряда, следовательно расчет затрат по отключению (включению) электрических сетей с учетом заработной платы электромонтеров 4-го и 5-го разрядов является обоснованным. Письмо общества о том, что сети, на которых производились работы относятся ко второй степени сложности было дано ошибочно.
Представитель управляющей компании пояснила, что ОАЛ "Донэнерго" необоснованно завышена стоимость услуг по отключению и включению электрической энергии. Отключение электроэнергии было непродолжительным и требовалось для проведения ремонтных работ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в УФАС по Ростовской области поступило заявление ООО УК "Филипп" о нарушении обществом "Донэнерго" антмонопольного законодательства, выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по отключению (включению) электрической энергии.
Решением УФАС по Ростовской области от 01.02.2010 г. ОАО "Донэнерго" признано нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции". Указанное нарушение выразилось в установлении обществом монопольно высокой цены за услуги по отключению (включению) электроэнергии.
01.02.2010 г. обществу "Донэнерго" выставлено предписание N 19, в соответствии с которым обществу предписано прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части установления монопольно высокой цены на услугу по отключению (включению) электрической энергии по заявкам потребителей путем исключения затрат на оплату труда электромонтера 5-го разряда и электромонтера 4-го разряда заменив их затратами на оплату труда электромонтера 4-го и 3-го разряда соответственно.
Полагая, что решение УФАС по Ростовской области от 01.02.2010 г. и предписание N 19 от 01.02.2010 г. являются незаконными, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив обстоятельства дела с учетом положений ФЗ "О защите конкуренции", суд первой инстанции обоснованно признал, что ОАО "Донэнерго" применительно к настоящему делу является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по поставке электрической энергии.
В силу части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1).
Правоотношения в области электроэнергетики входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля, что специально предусмотрено пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Из материалов дела усматривается, что основанием для признания ОАО "Донэнерго" нарушившим нормы Закона о защите конкуренции послужил факт установления обществом платы за услуги по отключению (включению) электрических сетей в сумме 3 272,72 руб., которую антимонопольный орган посчитал монопольно высокой.
По мнению управления в расчет платы за оказание вышеназванной услуги обществом неправомерно включены затраты на заработную плату электромонтеров 5-го и 4-го разрядов, тогда как работы по отключению (включению) электроэнергии может выполнять электромонтер 3-го разряда под руководством электромонтера более высокой квалификации.
Между тем, указанный довод противоречит материалам дела.
В Постановлении Минтруда России от 12 марта 1999 г. N 5 "Об утверждении Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих электроэнергетики" приведен перечень профессий работников электроэнергетики и утверждены разряды рабочим, которые присваивается в зависимости от степени сложности распределительных сетей.
Письмом Нижне-Донского Управления Ростехнадзора от 08.04.2010 г. N 21-02/2163 подтверждается, что ОАО "Донэнерго" обслуживает распределительные сети, которые относятся к 1 степени сложности.
В силу параграфов 55, 56 Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих электроэнергетики оперативное переключение в распределительных сетях первой степени сложности осуществляется электромонтерами 4-го - 7-го разрядов.
Электромонтер по оперативным переключениям в распределительных сетях 3 разряда под руководством электромонтера более высокой квалификации производит оперативное обслуживание электрооборудования электрических распределительных сетей 2 степени сложности (параграф 55 справочника).
Поскольку общество обслуживает электрические сети первой степени сложности, следовательно, для выполнения работ по отключению (включению) электрических сетей обществом правомерно привлечен электромонтер 4 разряда под руководством электромонтера более высокой квалификации (5 разряда). Таким образом, обществом правомерно включены в расчет стоимости вышеназванных услуг затраты на заработную плату электромонтеров 5-го и 4-го разрядов.
Доводы управления и ООО УК "Филипп" о непродолжительном отключении электроэнергии и незначительных трудозатратах работников общества по отключению (включению) электричества не принимается судебной коллегией.
Согласно представленному в материалы дела акту о проведении фотографии рабочего времени на отключение (включение) потребителя от 01.03.2009 г. указанные работы проводились электромонтером 4-го и 5-го разрядов с 08 час. 40 мин до 12 час. 50 мин. Доказательств того, что работы по отключению (включению) потребовали меньших временных затрат в материалы дела не представлено.
Ссылка управления на письмо ОАО "Донэнерго" от 30.10.2009 г., в котором директор общества указал на то, что работы по отключению (включению) оборудования должен выполнять электромонтер 3-го разряда, не принимается судебной коллегией.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Исследовав и оценив доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что УФАС по Ростовской области неправомерно признало ОАО "Донэнерго" нарушившим положения Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах, основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.04.2010 г. по делу N А53-3509/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Л.А.ЗАХАРОВА
Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Т.И.ТКАЧЕНКО

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2010 n 15АП-6385/2010 по делу n А53-2195/2010 По делу о признании незаконными действий таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товаров, отмене требований об уплате таможенных платежей.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также