Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2010 n 15АП-6235/2010 по делу n А53-2023/2010 По делу о признании недействительным предписания государственного органа об устранении выявленных нарушений законодательства в области промышленной безопасности.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2010 г. N 15АП-6235/2010
Дело N А53-2023/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л. А.
судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от открытого акционерного общества "Карбонат" - Рощина Анна Валентиновна, доверенность от 11.01.2010 г.,
от Нижнее-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - представители: Лебедев Александр Васильевич, доверенность от 21.07.2010 г. N 72д, Гресева Неонила Михайловна, доверенность от 28.04.2010 г. N 39д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Карбонат"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 26.04.2010 г. по делу N А53-2023/2010
принятое в составе судьи Липатовой В. И.
по заявлению открытого акционерного общества "Карбонат"
к Нижне-Донскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании недействительным предписания N 18-054/9/09 от 15.10.2009 г.
установил:
открытое акционерное общество "Карбонат" (далее - ОАО "Карбонат") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Нижне-Донскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Нижне-Донское управление Ростехнадзора) о признании недействительным предписания от 15.10.2009 г. N 18-054/9/09.
Решением суда от 26.04.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, вступившим в законную силу судебным актом по делу об административном правонарушении подтверждается, что общество осуществляет деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта без соответствующей лицензии, в связи с чем предписание управления об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности соответствует Закону.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Карбонат" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 26.04.2010 г. отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы. Пояснила, что указанные в решении суда первой инстанции судебные акты не имеют преюдициального значения для настоящего спора. Общество не осуществляет деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта. Обществом на принадлежащем ему автомобиле осуществляется только доставка нефтепродуктов, используемых для собственных нужд. Транспортное средство не подпадает под понятие взрывопожароопасный объект.
Представители управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражали. Пояснили, что общество владеет участком транспортирования опасных веществ, который относится к опасным производственным объектам. При этом опасный производственный объект обществом не зарегистрирован, лицензия на его эксплуатацию отсутствует.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения N 18-653/2009 от 30.09.2009 г. сотрудниками Нижне-Донского управления Ростехнадзора в отношении ОАО "Карбонат" проведена проверка по соблюдению требований в сфере промышленной безопасности.
В ходе проверки установлено несоблюдение обществом требований законодательства РФ в области промышленной безопасности, а именно: эксплуатация опасного производственного объекта без соответствующей лицензии; на предприятии отсутствует заключение экспертизы промышленной безопасности опасного производственного объекта "участок транспортирования опасных веществ автомобильным транспортом"; опасный производственный объект не зарегистрирован в государственном реестре ОПО и не застрахован на случай нанесения ущерба третьим лицам при эксплуатации; руководство предприятия не аттестовано в области промышленной безопасности, связанной с транспортированием опасных грузов автомобильным транспортом; на предприятии отсутствует План по локализации и ликвидации аварийных ситуаций для ОПО.
15.10.2009 г. управлением обществу "Карбонат" выдано предписание N 18-054/9/09 об устранении выявленных нарушений законодательства в области промышленной безопасности.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 599, эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах в соответствии с перечнем согласно приложению, в частности, получение, использование, переработка, хранение, за исключением хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, транспортирование, уничтожение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Подпунктом "в" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, отнесены к категории опасных производственных объектов.
Статья 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержит перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов относится к виду деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.
Согласно приложению N 1 к Методическим рекомендациям по осуществлению идентификации опасных производственных объектов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.03.2008 N 131, участок транспортирования опасных веществ включен в Перечень типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре. В пункте 59 названного нормативного акта установлено, что идентифицируется объект организации, в случае если она владеет на правах собственности или аренды одним из перечисленных объектов: железнодорожными путями или автомобильными дорогами необщего пользования для транспортирования опасных веществ; техническими средствами, в которых осуществляется транспортировка опасных веществ, в том числе по путям (дорогам) необщего пользования; техническими средствами, с помощью которых транспортируются опасные вещества, в том числе по путям (дорогам) необщего пользования.
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается, что ОАО "Карбонат" владеет на праве собственности транспортным средством, на котором осуществляется транспортировка ГСМ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обществом эксплуатируется опасный производственный объект "участок транспортирования опасных веществ автомобильным транспортом", на эксплуатацию которого необходимо получение лицензии.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее по тексту - Закон N 116-ФЗ) предусмотрено, что здания и сооружения на опасном производственном объекте подлежат экспертизе промышленной безопасности.
Часть 1 статьи 9 этого же Закона указывает на то, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения указанного федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а также обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
В нарушение указанных норм заключение экспертизы промышленной безопасности опасного производственного объекта "участок транспортирования опасных веществ автомобильным транспортом" на предприятии отсутствует.
Пунктом 3 предписания N 18-054/9/09 обществу предписано зарегистрировать опасный производственный объект в государственном реестре ОПО.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона о промышленной безопасности опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила регистрации особо опасных объектов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371. Обязанность по регистрации особо опасных объектов лежит на их владельце. Регистрация осуществляется органами Ростехназора.
Административным органом правомерно установлено, что общество, как владелец особо опасного объекта, в установленном порядке в государственном реестре этот объект не зарегистрировало, чем нарушены требования пункта 2 статьи 2 Закона о промышленной безопасности.
Статья 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусматривает, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.
В силу пункта 1 статьи 15 этого же Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
Следовательно, пункт 4 оспариваемого ненормативного акта, предписывающий обществу устранить нарушение ст. 15 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов соответствует вышеназванным правовым нормам.
В ходе проведенной в отношении ОАО "Карбонат" проверки выявлено, что обществом нарушены положения ч. 2 ст. 9 Закона N 116-ФЗ, предусматривающие обучение и аттестацию работников опасного производственного объекта.
Управление в обоснование законности предписания ссылается на отсутствие у общества Плана по локализации и ликвидации аварийных ситуаций для опасных производственных объектов.
В силу ст. 10 Закона N 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
Учитывая, что материалами дела, подтвержден факт эксплуатации обществом опасного производственного объекта, следовательно, соблюдение вышеназванных положений Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов является для ОАО "Карбонат" обязательным.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.04.2010 г. по делу N А53-2023/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Л.А.ЗАХАРОВА
Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Т.И.ТКАЧЕНКО

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2010 n 15АП-6204/2010 по делу n А53-4352/2010 По делу о признании незаконным решения антимонопольного органа о внесении сведений об обществе с ограниченной ответственностью в реестр недобросовестных поставщиков.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также